Практика российский банков в сфере организации продажи банковских продуктов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 00:59, реферат

Краткое описание

В России деятельность банковских учреждений многообразна и их сущность достаточно неопределенная. На сегодня в России банки занимаются самыми разнообразными видами операций и подразделяются на универсальные и специализированные.

Вложенные файлы: 1 файл

практика российских банков с сфере организации продажи банковских продуктов и услуг.docx

— 37.64 Кб (Скачать файл)

- внутристрановой – включает средние и мелкие региональные банки, которые в большинстве случаев контролируются ТНБ посредством приобретения контрольного пакета в уставном капитале. Данная группа банков ориентируется на местную или региональную клиентуру и аккумулирует значительную часть частных депозитов.

- специализированные банки – специализируются на двух-трех кредитных операциях, преимущественно ипотечном и потребительском кредитах.

- инвестиционные банки контролируются ТНБ, имеют небольшой штат с высококвалифицированным персоналом и специализируются на предоставлении отраслевых банковских услуг (выпуске, размещении и торговле ценными бумагами, секьюритизации активов, экспортных поступлений, внешнего долга; услугах в области корпоративных финансов). Одной из функций инвестиционных банков является привлечение иностранных инвесторов и организация средне- и долгосрочных займов.

- небанковские институты  – к крупнейшим небанковским  институтам относятся дочерние  структуры "Дженерал Моторс", "Форд" и др.

- филиалы иностранных  банков – портфель услуг данных  учреждений формируется в зависимости  от стратегии центрального офиса. Создание филиала иностранного  банка в западноевропейской стране  обусловлено потребностью в проведении  маркетинговых исследований, а также  необходимостью обслуживания глобальных  клиентов в стране пребывания, и развитием отношений с крупнейшими  промышленными предприятиями и  финансовыми институтами, предложение  им более дешевых банковских  продуктов и услуг.

Американский рынок банковских услуг пошёл по другому пути развития. Основной целью американских банков в сфере услуг является возможность их предоставления в любой точке мира. Вследствие чего американский рынок банковских услуг обладает рядом специфических признаков:

- развитой банковской  инфраструктурой;

- наличием большого количества  небанковских финансовых институтов;

- сращиванием промышленного  и банковского капитала;

- присутствием американских  ТНБ на мировых рынках капитала;

- передовыми позициями  США в области развития электронных  и компьютерных технологий, телекоммуникационных  сетей;

- ориентированностью американских  банков на предоставление услуг  в области обслуживания внешней  торговли (преимущественно экспорта) и электронных банковских услуг.

Основной особенностью рынка банковских услуг и операций США является переориентация банков с краткосрочных кредитов на инвестиционные услуги и целевое долгосрочное кредитование клиентов.

Российская классификация банковских услуг отличается от международной. В большей степени их отличает масштабность и качество предоставляемых услуг. В России достаточно быстро развиваются центры, города с высокой численностью населения, в остальных же происходит торможение.

В США действует около 10 тысяч коммерческих банков с общим количеством филиалов свыше 80 тысяч. В России по сравнению с США – банков меньше практически в 8 раз, а филиалов – почти в 25 раз. В пятнадцати странах – "старых" членах ЕС – количество банков на 100 тыс. человек составляет 1,6, в России – 1,16, а число банковских филиалов на 100 тыс. человек – 46, тогда как в России оно едва превышает 5. Однако на сегодняшний день количество отделений банков в стране развивается, в том числе и в депрессивных регионах.

По результатам опроса жителей городов с населением более 100 тыс. человек в 2012 году 63% жителей за последние полгода пользовались различными банковскими услугами, 36% – не пользовались. Большинство населения не знает о дополнительных услугах, которые ему может предоставить банк. Чаще всего горожане идут в банк, чтобы оплатить коммунальные услуги (32%).

На втором месте по распространенности среди услуг – пользование пластиковыми картами (зарплатными и дебетовыми). Вкладами пользуется 20% горожан, причем наиболее популярны среди них – рублевые вложения до востребования.

Однако кредитами за последние 6 месяцев пользовались больше половины населения. Россияне не слишком активны в финансовом плане: половина сегодняшних банковских клиентов пользуются только одной финансовой услугой. Активным пользователем банковских услуг – то есть, использует от 3-х и более продуктов одновременно – является лишь каждый пятый из тех, кто пользовался услугами банков за последние полгода.

Согласно оценкам аналитиков, число пользователей услуг дистанционного банковского обслуживания в мире в 2010 году превысило 200 млн. человек. По прогнозам Всемирного банка, эта цифра в 2012 году вырастет до 300 млн., и уровень проникновения услуги в экономически развитых странах превысит 90 %. Наиболее востребованный и распространенный на сегодняшний день вид ДБО в мире – интернет-банкинг.

В США практически все крупнейшие банки оказывают услуги интернет-банкинга, а количество пользователей насчитывает порядка 80 миллионов человек. В Европе число потребителей услуг интернет-банкинга в 2010 году насчитывало более 100 млн. человек, и ожидается, что к 2014 году этот показатель превысит отметку в 110 млн.

Второй по популярности вид услуг ДБО – мобильный банкинг, являющийся логическим продолжением интернет-банкинга. Это направление дистанционных банковских услуг весьма перспективно и несет в себе принципиально новое и важное качество – мобильность.

Поэтому банки США и Европы, продолжают инвестировать в развитие мобильных услуг, понимая, что в скором времени потребители, в особенности молодежь, будут рассматривать наличие мобильного банкинга как обязательный критерий выбора того или иного финансового института.

В России в настоящее время примерное число пользователей интернет-банкинга составляет 1,2 – 1,5 млн. человек, из них 90 % – физические лица. По итогам 2011 года число пользователей услуги выросло более чем в два раза, и большинство из них приходится на несколько крупных банков с развитой системой дистанционного обслуживания.

Мобильный банкинг у большинства российских банков пока что ограничен рассылкой SMS об операциях по счету и не позволяет дистанционно управлять счетами, но есть банки ("ВТБ 24", "Альфа-банк", "Сбербанк", "Банк Москвы", "Росбанк"), позволяющие клиенту с помощью мобильного телефона производить различные платежи и переводить деньги со счета на счет.

Эксперты утверждают, что в ближайшие годы темпы роста российского рынка ДБО составят не менее 100 % в год. Уверенный рост рынка будет обусловлен как распространением банковских продуктов среди населения, так и развитием сервисов дистанционного обслуживания. К концу 2012 года количество пользователей интернет-банкинга в РФ достигнет 3 – 4 млн. человек.

На сегодняшний день, российские банки активно работают в сфере расширения функциональности систем ДБО, выходят на новые сегменты рынка, однако стимулированием продаж данных услуг всерьез занимаются только отдельные игроки. Как показало исследование, проведенное AnalyticResearchGroup, лишь несколько банков ведут активное продвижение услуг ДБО. Среди них можно выделить ВТБ 24, Альфа-банк, Росбанк, Сбербанк.

Рынок эксклюзивных банковских услуг в России оказался одним из наиболее устойчивых в условиях кризиса, получив на фоне сложной экономической ситуации в мире мощный стимул для дальнейшего развития. На сегодня его объем оценивается в 25 – 30 млрд. долларов, и предполагаемый ежегодный рост сегмента в ближайшие 5 лет составит минимум 10 – 15 %.

В России на сегодняшний день порядка десяти тысяч состоятельных граждан, средства которых на конец 2011 года оцениваются в 1 трлн. долларов, пользуются эксклюзивными банковскими услугами. За десятилетнюю историю существования этого бизнеса в стране такой совокупный клиентский портфель может показаться относительно небольшим, однако рынок по понятным причинам развивался неравномерно, и пик его роста пришелся на последние несколько лет.

Таким образом, рынок банковских услуг, несомненно, является одной из важнейших составляющих современной рыночной экономики. Однако рынок банковских услуг России существенно отстает от рынков развитых зарубежных стран, можно сказать, что он только зародился и делает первые шаги.

Так же можно выделить, что сегодня в России возрастает интерес к различным аспектам деятельности банковских систем и методов управления ими. Банки постепенно превратились в основных посредников в перераспределении капиталов, в обеспечении процесса диверсификации хозяйственной деятельности, но в то же самое время, являются носителями важной экономической и финансовой информации.

 

 

 


Информация о работе Практика российский банков в сфере организации продажи банковских продуктов