Предложение в механизме рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:25, доклад

Краткое описание

Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Вложенные файлы: 1 файл

Предложение в механизме рынка....doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

     P - цена,

     Pr - цены ресурсов,

     K - характер применяемой технологии,

     T - налоги и субсидии,

     N - количество продавцов,

     B - прочие факторы.

     Изменение объема предложения происходит вследствие изменения цены блага. А изменение  функции предложения происходит вследствие действия неценовых факторов предложения:

     изменение цен на ресурсы;

     Величина  предложения фирмы основывается на издержках производства. Здесь  действует следующая закономерность, снижение цеп на ресурсы снижает  издержки производства и увеличивает  предложение, т.е. переместит кривую предложения вправо. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, т.е. сместит кривую предложения влево.

     уровень технологии;

     Внедрение нового оборудования, новых технологий позволяет снизить затраты на производство товара.

     Внедрение новой технологии, позволяющей, например, более экономично использовать сырье, приведет к увеличению предложения  выпускаемых товаров.

     Совершенствование технологии означает, что можно более  эффективно произвести единицу продукции, т.е. с меньшей затратой ресурсов.

     цена  на альтернативную продукцию;

     Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.

     Например, в пчеловодстве продуктами производства являются: мед, воск, прополис и др. В  нефтеперерабатывающей промышленности результатами переработки нефти  являются бензин, мазут, гудрон, парафин. В силу технологических особенностей производственного процесса производство одного товара в таких отраслях невозможно без производства другого. Поэтому при увеличении цен па один товар произойдет увеличение предложения товаров, производимых совместно с ним.

     ожидание  производителей по поводу предстоящего изменения цен;

     Ожидания  изменений цены продукта в будущем  также могут повлиять на желание  производителя поставлять продукт  на рынок в настоящее время. Например, ожидание существенного повышения  цен на продукцию автомобильной  фирмы способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.

     Ожидания  производителей также могут привести к изменению предложения товара. Если производители считают, что  спрос па их товар в дальнейшем изменится, то они изменят и предложение своего товара. Например, когда политическая обстановка в стране неустойчива, иностранные компании сокращают объем импортируемой продукции в эту страну до тел пор, пока положение в стране не стабилизируется. Таким образом, пессимистические ожидания импортеров приводят к сокращению предложения импорта в стране.

     налоги  и субсидии.

     Введение  государством новых налогов или  увеличение налоговых ставок делает производство товаров и услуг  менее выгодным, и это приводит к уменьшению предложения товара. Установление государством дотаций и субсидий производителям снижает их затраты на производство; что вызывает увеличение предложения.

     Предприятия рассматривают большинство налогов  как издержки производства. Поэтому  повышение налогов, скажем, на продажи  или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются "налогом наоборот". Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, то оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.

     конкуренция на рынке товаров-аналогов. (условия продажи, интенсивность рекламы).

     сезонные  изменения.

     Во  многих отраслях народного хозяйства  объем производимой продукции существенно  зависит от климатических и природных  условий. Наибольшее влияние этот фактор оказывает на сельское хозяйство, где неблагоприятные погодные условия могут привести к сокращению производимой продукции, т.е. к уменьшению предложения.

     2. Потребление, сбережения и инвестиции  в национальной экономике

2.1. Потребление и сбережения. Средняя и предельная склонности к потреблению и сбережению

     Для обеспечения стабильности развития экономики определяющее значение имеет  регулирование совокупного спроса и совокупного предложения на рынке. Их взаимодействие оказывает  большое влияние на размеры и  динамику национального производства, на занятость населения и на процесс ценообразования.

     Экономическая теория определяет совокупное предложение  как агрегированную величину предложения  в денежном выражении всех элементов  производимого национального продукта, то есть определенное количество товаров и услуг, которые предприятия предлагают на рынке населению, государству и друг другу. А под совокупным спросом понимается агрегированная величина спроса в денежном выражении, предъявляемая хозяйственными агентами на все элементы производимого национального продукта, другими словами, это представленные на рынке в денежной форме потребности со стороны населения, государства и предприятий.

     На  совокупный спрос влияет уровень  цен, доходы населения, размер налогов, объем государственных закупок, а также объемы инвестиций предприятий сферы бизнеса. Важными составляющими совокупного спроса являются потребление и инвестиции, при этом на потребление значительное влияние оказывает сбережение.

     Потребление - это та сумма денег, которая тратится населением на приобретение материальных благ и услуг, но потребление осуществляется не только со стороны населения, но и со стороны других хозяйствующих агентов макроэкономики: со стороны государства, со стороны предприятий бизнеса.

     В кейнсианской модели совокупные расходы общества состоят из четырех компонентов:

  • личное потребление;
  • инвестиционное потребление;
  • государственные расходы;
  • чистый экспорт.

     При анализе личного потребления  важно исследовать роль объективных  и субъективных факторов, которые оказывают влияние на общее количество ресурсов, расходуемых обществом на потребление. Общий объем потребления, как правило, напрямую зависит от общего объема дохода. Дж. М. Кейнс ввел в оборот такое понятие, как функция потребления, которая показывает отношение потребительских расходов к доходу в их движении, то есть какую сумму семья потребляет в общей массе своих расходов.

     Макроэкономическая  модель равновесия Дж. М. Кейнса предполагает эффективный совокупный спрос, оказывающий  стимулирующее воздействие на производство, предложение товаров и услуг, а также на повышение уровня занятости. В самом общем виде совокупный спрос распадается на потребительский спрос и инвестиционный спрос. Доход, по Кейнсу, является основным фактором, определяющим потребление и сбережения. Отношение потребительских расходов к доходу носит название функции потребления. Отношение сбережений к доходу носит название функции сбережения, она является производной от функции потребления.

     Функция потребления представляет собой  уровень потребления, соответствующий каждому из уровней дохода. На рис. 3 изображена такая функция, проходящая через начало координат.

     

     Рис. 3. Функция потребления

     Потребление пропорционально доходам. Предельная склонность к потреблению равна 0,75. Это означает, что потребляется 75% от всех доходов. Оставшиеся 25% сберегаются.

     Функция потребления определяет планируемый  или желаемый уровень потребительских  расходов для каждого из уровней  личного располагаемого дохода. То, что функция проходит через начало координат, демонстрирует нулевое потребление при нулевом доходе.

     Потребление нельзя рассматривать без такого понятия, как сбережение.

     Сбережение - это денежные средства, которые  остаются после уплаты налогов и  расходов на товары и услуги (та часть  дохода, которая не потребляется). Сбережения могут быть представлены как разность между доходом и потреблением. Различают следующие виды сбережений.

     Национальные  сбережения - часть национального  дохода за вычетом объемов потребления  и государственных закупок. Национальные сбережения равны сумме частных и государственных сбережений.

     Частные сбережения вычисляются как располагаемый  доход за вычетом объема потребления.

     Государственные сбережения - это разность поступлений  и доходов государственного бюджета. Иначе говоря, это положительное сальдо бюджета.

     График  склонности к сбережению показывает отношение прироста сбережения к  приросту дохода. Так как сберегаемое - это та часть дохода, которая  не потребляется, то графики сбережения и потребления являются идентичными (в экономическом смысле, конечно).

     Потребление, как и сбережения, зависит от субъективного  фактора - склонности людей к потреблению  и сбережению и от объективных  факторов - от уровня дохода и его  распределения, накопленного богатства, уровня цен, налогообложения и т.д. Потребление и сбережения зависят также от предельной склонности к потреблению (МРС) и сбережению (MPS).

     

     где:  с - прирост потребительских расходов;   -прирост дохода.

     

     где:  s - прирост сбережений;   - прирост дохода.

     Средняя склонность к потреблению (АРС) - это доля дохода, расходуемая на потребительские товары и услуги.

     

     где: с - величина потребительских расходов;   -величина дохода.

     Средняя склонность к сбережениям (АРS) - это  доля дохода, расходуемая на сбережения.

     

     где: s - величина сбережений;   - величина дохода.

     Если c+s=y, т.е. совокупный доход распадается на потребление и сбережения, то  c+ s =  у. Отсюда МРS+МРС=1.

       

2.2 Инвестиции и их функциональная роль. Равенство сбережений и инвестиций как основа сбалансированного роста

     Главным фактором стимулирования совокупного спроса Дж. М. Кейнс считал инвестиции. Инвестиции означают расходы на производственные и капитальные товары. Факторы, определяющие динамику инвестиций - это ожидаемая норма прибыли, реальная ставка процента, уровень налогообложения, технологические изменения, наличный основной капитал, доход.

     Роль  инвестиций в развитии экономики  проявляется, в следующем:

  • колебания в инвестициях оказывают существенное влияние на совокупный спрос, а значит, и на объем национального производства и занятость населения;
  • инвестиции ведут к накоплению фондов предприятия;
  • нерациональное использование инвестиций приводит к замораживанию производственных ресурсов и к сокращению объема национального производства.

Инвестиции, как правило, осуществляются в следующих  направлениях:

  • строительство новых производственных зданий и сооружений;
  • закупка нового оборудования, техники и технологий;
  • дополнительные закупки сырья, материалов, других предметов труда;
  • строительство жилья и ряда объектов социального назначения.

     Инвестиции, а точнее - их объем и динамика зависят от ряда причин. Выделяют следующие основные факторы, определяющие размер и динамику инвестиций:

  • доходы предприятий (ожидаемая прибыль);
  • затраты на инвестиции;
  • эффект ожидания;
  • изменение экономической ситуации в стране;
  • размеры процентных ставок (норма процента) и налогов;
  • курс национальной денежной единицы;
  • политическая конъюнктура в стране и др.

Информация о работе Предложение в механизме рынка