Министерство образования и науки Российской
Федерации
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«Тамбовский государственный технический
университет»
Кафедра «Экономический анализ и качество»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Институциональная экономика» |
|
|
на тему: «Предмет изучения
институциональной экономики и её место
в современной экономической теории:
а) Сравнительный анализ классического
и неоклассического институционального
подхода;
б) Характеристика институтов;
в) Роль государства в формировании
институтов»
Тамбов, 2013
Предмет
изучения институциональной экономики
и её место в современной экономической
теории
Формирование
основ институциональной экономики относится
к концу 19 века. Сложилась устойчивая традиция
рассматривать трех американских экономистов
как главных представителей старого институционализма:
Торстейн Веблен является представителем социально-психологического
направления, Джон Коммонс - социально-правового направления, и Уэсли Митчелл
- экономико-статистического направления.
Институционализм в качестве предмета своего анализа
выдвигает как экономические, так и неэкономические
проблемы социально-экономического развития.
Объект исследования - формальные и неформальные
институты, не подразделяющиеся на первичные
и вторичные.
Старый институционализм не имел организационного
центра на начальном этапе своего развития,
поэтому его называют не научной школой,
а течением. Для представителей этого
направления характерно внимание к институтам
как совокупности правовых норм, обычаев,
привычек, историко-генетический подход
исследования (роднивший их с исторической
школой), критика утилитаристской модели
«человека экономического» (homo oeconomicus),
междисциплинарный подход к экономическим
проблемам с привлечением методов социологии,
антропологи и психологии, внимание к
социальным проблемам и нацеленность
на реформы. Институционализм как специфическое
течение политической экономии развивался
сначала в США, а затем в западноевропейских
странах. В отличие от предшественников-«ортодоксов»
- создателей неоклассической экономической
теории, институционалисты стремятся
разработать синтетическую теорию, объясняющую
процессы развития человеческого общества
как единого целого. Анализ экономических
изменений тесно связывают с анализом
социальных, правовых, политических, организационных,
психологических и других общественных
отношений. Джон Гэлбрейт и Ян Тинберген
исследовали процесс общественной эволюции
и пытались выявить черты грядущего постиндустриального
общества. К современным последователям
этой школы причисляют Джеффри Ходжсона.
Новая институциональная
экономическая теория включает следующие направления: теория
транзакционных издержек, теория
прав собственности, теория организаций и организационных
форм, институциональные изменения и функционирование
экономики во времени, управленческие структуры и контрактные
отношения, концепция равновесия на основе теории
игр, и другие.
Сравнительный анализ классического
и неоклассического институционального
подхода
Критерий |
Неоклассика |
Институционализм |
Период
основания |
XVII ^ XIX ^ XX век |
20-30-е годы XX века |
Место развития |
Западная Европа |
США |
Эпоха |
Индустриальная |
Постиндустриальная
(информационная) |
Методология
анализа |
Методологический
индивидуализм -
объяснение институтов через
потребность индивидов в существовании
рамок, структурирующих их взаимодействия
в различных сферах. Индивиды первичны,
институты вторичны |
Холизм
- объяснение поведения и интересов индивидов
через характеристики институтов, которые предопределяют
их взаимодействия.
Институты первичны, индивиды
вторичны |
Характер
рассуждения |
Дедукция (от общего к частному) |
Индукция (от частного к общему) |
Рациональность
человека |
Полная |
Ограниченная |
Информация и знания |
Полная, знания неограниченные |
Частичная, знания специализированные |
Цель |
Максимизация полезности, прибыли |
Культурная образованность, гармонизация |
Желания |
Определяются самостоятельно |
Определяются культурой, коллективом |
Взаимодействие |
Товарное |
Межличностное |
Зависимость от воздействия социальных
факторов |
Полная независимость |
Не является строго независимым |
Поведение
участников |
Нет коварства (обмана) и нет принуждения |
Оппортунистическое поведение* |
*Оппортунистическое поведение - стремление
к личной выгоде с использованием коварства,
просчитанных усилий по сбиванию с правильного
пути, обмана, сокрытия информации и других
действий.
Характеристика институтов
- Институты - это система формальных и
неформальных правил, определяющих взаимоотношения
людей в обществе.
- Институты - «правила игры» в обществе
(Д. Норт)
- Институты - это привычный образ мысли,
руководствуясь которым живут люди.
- Институты - это результат процессов,
происходивших в прошлом.
Формальные «писаные» правила:
Конституция, законы, указы, соглашения
и т.п.
Неформальные «неписаные» правила:
обычаи, традиции, условности, привычки
и т.п.
Неформальные нормы играют в обществе
не меньшую роль, чем формальные, так как
имеют следующие особенности: длительность
эволюции; многие сферы регулируются только
неформальными нормами; основа для формальных
правил.
Проблема согласования старых и новых
институтов:
- формальные новые и формальные старые;
- формальные новые и неформальные старые;
- неформальные новые и неформальные старые.
Институционализм (с лат. institution - «обычай,
наставление») - направление экономической
мысли, сформировавшееся в 20-30-е годы XX
века для исследования совокупности социально-экономических
факторов (институтов) во времени, а также
для изучения социального контроля общества
над экономикой.
Роль государства в формировании
институтов
Понятие институциональных факторов
все чаще используется в современных научных
концепциях как гуманитарных, так и естественных
областей знания. В своей совокупности
институциональные факторы образуют институциональную
среду, а решающую роль в ее формировании
играет государство. Чтобы более полно
представить роль государства в этих процессах,
следует начать с уточнения понятия "институциональные
факторы".
В связи с все возрастающей турбулентностью
и сложностью среды, ученые обращаются
к институтам как универсальному ответу
на многочисленные вызовы современной
науки. В таких условиях понятие институциональных
факторов способно наиболее ёмко отразить
причины и закономерности общественных
процессов, поэтому важность верного понимания
концепции институциональных факторов
обусловлена не только стремлением создать
стройную научную концепцию, но и необходимостью
адекватного восприятия окружающей действительности.
Тем не менее, до сих пор не существует
единообразия в подходах к рассматриваемому
термину. Представители каждой науки трактуют
его с позиций собственного методологического
и терминологического аппарата. Более
того, каждый ученый, рассматривающий
действительность с позиции институционализма,
выделяет различные категории институциональных
факторов, зачастую либо сводя к понятию
института любые используемые им категории,
либо чрезмерно упрощая данный термин
и сужая его значение.
Необходимо отметить, что изначально
в науке возник термин "институт",
который затем был переосмыслен, усовершенствован
и обобщен, в результате чего возникло
понятие "институциональных факторов".
До XIX века изучение институтов протекало,
в основном, в правовом поле. Под институтами
понимались, главным образом, юридические
нормы и ограничения, установленные законодательством,
однозначно закрепленные и формализованные.
В экономической теории понятие институтов
возникло относительно недавно - в 20-30
гг. XX века, в трудах Дж. Коммонса, Дж.М.
Кларка, У. Митчелла. Возникла новая ветвь
экономической теории - "институциональная
экономика", в рамках которой под институтами
сначала понимали образцы и нормы поведения
и привычки мышления, влияющие на выбор
стратегий экономического поведения субъекта
в дополнение к мотивам рационального
экономического выбора. Позднее неоинституционалисты
1970-90х гг. (О. Уильямсон, Р. Коуз, Д. Норт)
расширили понятие института, доведя его
до уровня важнейшего фактора экономических
взаимодействий, проистекающего из совершенно
различных сфер жизни общества.
Благодаря такой широкой трактовке, теория
институтов существует практически в
каждой гуманитарной науке - антропологии,
культурологи, экологии. Соответственно,
интегрируя представления этих наук в
единое целое, можно составить представление
о комплексе институциональных факторов,
определяющем экономическую составляющую
общественных систем. Так, например, в
современном понимании к институциональным
относят научно-технические, инвестиционные,
финансовые, социальные, культурные факторы,
а также административно-управленческие
и политические.
Говоря об институциональных факторах,
следует использовать понятие института
в комплексе его различных трактовок.
В этой связи под институциональными факторами
в самом общем смысле понимаются формальные
и неформальные правила, принципы, нормы,
установки, регулирующие различные сферы
человеческой деятельности. Другими словами,
институциональные факторы обеспечивают
устойчивое воспроизведение закономерностей
существования и развития общественных
явлений. Следовательно, правомерно считать
институциональные факторы лежащими в
основе современного общества, составляющими
его ядро. Ряд ученых полагает, что именно
институциональные факторы являются основой
интеграции и стабилизации общества, задают
его тип - включая экономическую и политическую
системы, а также культуру. А. Пратт, К.
Поланьи, Д. Норт говорили об "институциональной
матрице", представляющей собой систему
институтов, определяющую набор возможных
вариантов развития общества. С.Г. Кирдина
выделяет базовые и комплементарные институты,
определяющие разные типы обществ, одни
- постоянно, другие - опосредованно. При
этом общественные подсистемы взаимозависимы
и каждая из них определяется спецификой
институциональной матрицы, которая, в
свою очередь, создается базовыми институтами
всех подсистем, что обеспечивает стабильность
общества.
Государство выступает важнейшим субъектом
формирования институциональной среды.
Именно оно задает основные параметры
развития и функционирования налоговой
системы общества, системы права и совокупности
законов. Институт исполнительной власти
как системы контроля над исполнением
законов также создается государством.
Велика роль государства в создании определенной
идеологии в обществе, в его влиянии на
менталитет и культуру.
Важно оговориться, что не следует также
чрезмерно расширять понятие институциональных
факторов. Институциональной может считаться
не любая среда, а лишь та, которая сформирована
из факторов, имеющих положительную или
отрицательную мотивацию. Только сочетание
внешнего и внутреннего механизма принуждения
позволяет говорить об институциональной
составляющей того или иного фактора.
Институциональные факторы, составляя
основу общества, обуславливают совокупность
предпосылок изменений и закономерности
взаимосвязей в обществе, и их необходимо
принимать во внимание, анализируя современную
экономическую ситуацию. Возникновение
и развитие институциональных изменений,
формирование многих институтов определяется
политикой государства.
Литература
- А.В. Виноградова. Институциональная экономика: теория
и практика. Учебно-методическое пособие. — Нижний Новгород 2012
- Олейник А.Н. Институциональная экономика:
Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2002.
- Ходжсон Дж. Что такое институты // Вопросы экономики, №8, 2007
Ресурсы сети Интернет
http://www.0zd.ru/gosudarstvo_i_pravo/socialno-otvetstvennye_napravleniya.html