Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:34, курсовая работа
Бухгалтерская отчетность как наука имеет свой предмет и метод. Раскрытие и определение предмета и метода бухгалтерского учета позволяет установить его содержание.
Бухгалтерский учет осуществляется во всех звеньях народного хозяйства - на предприятиях, в организациях, учреждениях как производственной, так и непроизводственной сферы и служит для наблюдения и контроля за их деятельностью. Каждое предприятие (организация, учреждение) имеет определенное имущество - хозяйственные средства (здания, сооружения, оборудование, материальные и другие ресурсы), которые образуются за счет определенных источников (совокупности вложений учредителей, прибыли, заемных средств и т.п.) Контроль за наличием и движением, а также целесообразным использованием средств в каждом хозяйстве осуществляется с помощью бухгалтерского учета. Следовательно, хозяйственные средства, находящиеся в распоряжении отдельных предприятий, и источники их формирования является объектом бухгалтерского учета и принадлежат к содержанию его предмета.
Введение ………………………………………………….……………….…3
1 Предмет бухгалтерского учета: сущность и виды….. ……...……..........5
Понятие и основные черты предмета бухгалтерского учета…………5
Классификация объектов бухгалтерского учета …………...…………9
2 Метод бухгалтерского учета – основные черты и виды ……………....13
2.1 Сущность метода бухгалтерского учета ……………………………..13
2.2 Классификация и основные черты методов бухгалтерского учета ...17
Заключение ……………………………………………………….……..…..22
Глоссарий…………………………………………………………..…….......24
Список использованных источников……………………………….…...…26
Приложения………………………………...….
Руководство любым хозяйством невозможно без хорошо налаженного учета и прежде всего - бухгалтерского. Поэтому каждое хозяйство имеет законченную систему бухгалтерского учета, который охватывает все средства и процессы, обеспечивает необходимой информацией все уровни управления.
Для управления деятельностью предприятия необходимо знать, какими хозяйственными средствами оно распоряжается, где эти средства размещены, как они функционируют в процессе деятельности, а также за счет каких источников образовались и для чего предназначены.
Поэтому хозяйственные средства принято группировать:
- по функциональной участием в процессе деятельности;
- по источникам образования (формирования) и целевому назначению.
Классификация хозяйственных средств по функциональному участием в процессе деятельности. По функциональному участием в процессе деятельности хозяйственные средства (ресурсы) предприятия разделяются на необратимые и оборотные активы. Согласно международным стандартам, под активами понимают ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошедших событий, использование которых, как ожидается, приведет к поступлению экономических выгод в будущем (т.е. активы - это ресурсы предприятия, которая должна активно работать и приносить прибыль.
К необоротных активов относятся:
основные средства - материальные активы, которые функционируют в натуральной форме, как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере в течение длительного времени (более одного года);
нематериальные активы - внеоборотные долгосрочные активы, не имеющие материальной формы, но имеют стоимость и могут приносить предприятию доход. К ним относится стоимость приобретенных предприятием прав на пользование природными ресурсами, промышленными образцами, товарными знаками, объектами промышленной интеллектуальной собственности (патенты, изобретения и т.д.), стоимость права на использование программного обеспечения для ЭВМ и другие права, которые признаны объектом права собственности предприятия;
долгосрочные финансовые инвестиции - финансовые вложения в ценные бумаги (акции, облигации и т.д.) других предприятий на период более одного года с целью получения доходов (дивидендов, процентов), увеличение собственного капитала и других выгод для предприятия;
прочие внеоборотные активы (в частности, долгосрочная дебиторская задолженность юридических и физических лиц, получение которой ожидается предприятием после 12 месяцев с даты баланса) и др.
К оборотным активам относятся денежные средства и их эквиваленты, которые не ограничены в использовании, а также другие активы, предназначенные для реализации или потребления в течение операционного цикла (или в течение 12 месяцев с даты баланса).
Под операционным циклом понимают промежуток времени между приобретением запасов для осуществления деятельности и получением средств от реализации произведенной из них продукции (товаров, работ, услуг).
Исходя из этого, в состав оборотных активов относятся:
- денежные средства в кассе и на счетах в банках, если они могут быть свободно использованы для текущих операций. Средства, заблокированные на счетах (например, замороженные в иностранных банках), к оборотным активам не включаются;
- краткосрочные финансовые инвестиции. Включаются в состав оборотных активов при условии, если они являются рыночными и, как ожидается, будут реализованы в течение срока, не превышающего один год;
- дебиторская задолженность, связанная с реализацией продукции (товаров, работ, услуг), принадлежит к оборотным активам, если, как ожидается, будет погашена в течение операционного цикла;
- производственные запасы (сырья, материалов, топлива, готовой продукции, товаров и т.д.), которые являются частью обычного операционного цикла предприятия. Относят к оборотным активам, если даже не ожидается, что они будут использованы (потребленные) или реализованы в течение 12 месяцев с даты баланса.
- расходы будущих периодов, то есть расходы, которые имели место в текущем или предыдущих отчетных периодах, но относящиеся к следующим отчетным периодам (например, затраты на освоение новых видов продукции, оплаченная вперед арендная плата, подписка периодических изданий и т.п.), могут включаться в соответствии с составом как оборотных, так и необоротных активов.
Источники формирования хозяйственных средств (активов) предприятия разделяются на две группы:
- источники собственных средств;
- источники привлеченных (заемных) средств.
К источникам собственных средств относятся: собственный капитал, обеспечение обязательств, нераспределенная прибыль, целевое финансирование и целевые поступления.
К собственному капиталу относятся: уставный капитал, паевой капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль.
Уставный капитал образуется за счет совокупности вкладов (в денежном измерителе) владельцев (участников) в имущество предприятия для обеспечения его деятельности, предусмотренной учредительными документами (уставом).
В предприятиях государственной формы собственности уставный капитал образуется за счет части выделенного государственного национального имущества (в виде необоротных и оборотных активов) для обеспечения уставной деятельности и в дальнейшем увеличивается за счет собственной прибыли.
Уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями формируется за счет взносов учредителей в его уставный капитал (валютных средств, основных средств, нематериальных активов и т.д.). Уставный капитал, зарегистрированный в учредительных документах такого предприятия, может меняться только по решению его учредителей об увеличении или уменьшении капитала, а соответственно, и доли прибыли каждого из них. Увеличение уставного капитала предприятия с иностранными инвестициями может быть либо за счет дополнительных взносов учредителей, либо за счет отчислений в него части прибыли, уменьшение - в результате выхода одного или нескольких учредителей с предприятия, или при списании убытков, учредители не смогут покрыть будущими прибылями.
Уставный капитал акционерного общества образуется за счет реализации акций собственной эмиссии и должна равняться сумме, зарегистрированной в учредительных документах. Увеличение (уменьшение) уставного капитала акционерного общества может происходить в результате увеличения (или снижения) номинальной стоимости акций, их количества (дополнительной эмиссии или аннулирования части акций, выкупленных у акционеров). Все изменения уставного капитала акционерного общества вносят в государственный реестр.
2.1 Сущность метода бухгалтерского учета
Много веков в качестве основного метода бухгалтерии используется двойная запись. Это чисто формально логический инструмент, позволяющий раскрыть внешние и внутренние информационные связи организации. Он требует, чтобы стоимостная оценка каждого факта хозяйственной жизни была непременно отражена по дебету одного счета и по кредиту другого. Одна сторона может рассматриваться как информационный выход, другая - как информационный вход. Причем, что считать «входом» и что считать «выходом», зависит от точки зрения наблюдателя.
Например, рассматривается факт оприходования товаров. Дебетуется счет «Товары» и кредитуется счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». В этом случае можно предположить, что поставщики выдали товары. Это стало причиной записи по кредиту счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а запись по дебету счета «Товары» явилась следствием выполнения договора поставки. Однако можно рассуждать и по-другому: поступление товаров стало причиной дебетования счета «Товары», а рост кредиторской задолженности поставщикам - всего лишь следствие увеличения наших запасов. Первую трактовку отстаивал великий русский бухгалтер Л.И. Гомберг (1866-1935), вторую - замечательный советский бухгалтер Я.М. Гальперин (1894-1952).
Итак, двойная запись - это чисто формальный прием. Не случайно с ее помощью и химические реакции описывали, и вели запись при карточных играх в преферанс.
Как у чисто формального приема, у двойной записи есть большие возможности, до конца бухгалтерами еще не осознанные. Если мы поймем, что в бухгалтерии помимо положительных чисел, применяемых со времен Луки Пачоли (1445-1517), есть еще и отрицательные, то, трактуя двойную запись как систему координат, мы получим четыре поля возможных фиксаций фактов хозяйственной жизни:
первый, традиционный вариант - дебет (+), кредит (+);
второй вариант красное сторно, дебет (-), кредит (-);
третий и четвертый варианты (назовем их комбинированными) - дебет (+), кредит (-) и дебет (-), кредит (+).
Во многих случаях каждый из названных квадрантов помогает точно отразить хозяйственные обороты. Например, списывается торговая наценка на проданные товары. Традиционная запись: дебет «Торговая наценка», кредит «Продажи». На Западе так и делают, но в этом случае кредитовый оборот счета «Продажи» оказывается искусственно искаженным, так как при такой записи операции он возрастает на величину наценки. У нас поступают лучше, но не до конца: дебетуют счет «Продажи» и кредитуют счет «Наценки» - оба счета методом красного сторно. По дебету получается правильно, ибо дебетовый оборот теперь доводится до себестоимости реализованных товаров, а вот кредитовый оборот счета «Наценки» искажается, так как в значительной степени уничтожается величина наценки на поступившие товары. Поэтому логически правильной будет комбинированная запись: дебет счета «Продажи» (красное сторно) и дебет счета «Наценка» (черная традиционная запись).
Таким образом, как метод бухгалтерского учета двойная запись в теории решает множество проблем: документация становится объектом учета, которые она, в свою очередь, идентифицирует по счетам, именно двойная запись формирует баланс и представляет оценку и ее калькуляцию применительно к фактам хозяйственной жизни, а уже из баланса вытекают все остальные отчетные формы, расшифровывающие его.
Таким образом, бухгалтерский учет начинается с документации хозяйственных операций. На основании документов производится запись операций на счетах при помощи двойной записи. Для обобщения в едином денежном измерении учетных данных, содержащихся в документах и счетах, применяется денежная оценка. Данные, отражаемые на счетах, проверяют и уточняют при инвентаризации. Уточненные данные счетов используют для исчисления себестоимости продукции с помощью калькуляции, а также для составления баланса и других форм отчетности.
К способам и приемам изучения и регистрации информации об объектах бухгалтерского учета относятся:
• наблюдение за объектами учета:
- документация;
- инвентаризация;
• измерение объектов учета в денежном выражении:
- оценка;
- калькуляция;
• группировка и отражение хозяйственных операций:
- счета;
- двойная запись;
• обобщение информации о результатах хозяйственной деятельности:
- баланс;
- бухгалтерская отчетность.
Методы бухгалтерского учета:
Документирование - все хозяйственные операции, проводимые организацией должны оформляться оправдательными документами; включает в себя обработку и движение первичных документов до сдачи их в архив.
Инвентаризация - средства контроля за сохранностью имущества предприятия; проверка соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета и полноты отражения в учете обязательств. Оценка - денежное выражение имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности; осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов.
Калькуляция - служит основой для определения себестоимости единицы продукции (работ), а также для определения средних издержек производства; включает как прямые (прямо относимые), так и косвенные расходы (имеющие отношение ко всему производству и не связанные непосредственно с изготовлением конкретной продукции).
Счета - предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций; отдельный счет открывается на каждый вид хозяйственных средств и их источников; делятся на активные и пассивные счета в соответствии с делением баланса на актив и пассив.
Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета; состоит в том, что сумма каждой хозяйственной операции одновременно записывается в дебет одного счета и в кредит другого.
Баланс - способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и их источников на конкретный момент времени в денежном выражении.
2.2 Классификация и основные черты методов бухгалтерского учета
Диалектический метод является одним из основных методов познания во многих отраслях знаний, в том числе экономических. Он служит основой научного мировоззрения во всех областях экономической науки. На его основе разработаны совокупность приемов и способов ведения бухгалтерского учета, использование которых позволяет регистрировать и обобщать отдельные факты хозяйственной жизни.
В бухгалтерском учете используются также дедуктивный и индуктивный методы исследований. Причем область применения последнего в учете намного шире. Это связано с тем, что в бухгалтерском учете сначала отражаются отдельные хозяйственные операции, а уже затем производится их группировка и обобщение.
Наряду с этими основополагающими методами в бухгалтерском учете есть свои специфические приемы и способы, обусловленные его особенностями. В связи с тем, что в учетном процессе различают последовательные этапы, состоящие из первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения, то каждому из этих этапов присущи свои задачи.
Указанные задачи решаются при ведении бухгалтерского учета посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета. Он включает отдельные элементы, из которых главными являются: документирование, инвентаризация, оценка и калькуляция счета, двойная запись, баланс, отчетность. Использование каждого из данных элементов оговорено в соответствующих положениях, инструкциях, разработанных и утверждаемых в установленном законодательством порядке.
Кратко рассмотрим элементы метода бухгалтерского учета.
Так, на этапе первичного наблюдения на первый план выступает документирование - первичная регистрация хозяйственных операций в момент и в местах их совершения с помощью документов при соблюдении определенных требований, в результате чего документ приобретает юридическую силу. Даже если операция зафиксирована на машинном носителе, то в последующем она должна быть оформлена в соответствии с унифицированной системой документации.
Таким образом, документирование - это письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Первичные документы обеспечивают бухгалтерскому учету сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности предприятия. К учету принимается только правильно оформленный документ, в котором заполнены все реквизиты. Основными реквизитами документа являются: название документа, его номер, показатели, характеризующие документ, наименование организации, дата, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное выражение, подписи лиц, отвечающих за данную хозяйственную операцию их расшифровка. Первоочередное требование к документам - своевременность составления, полнота и достоверность информации, обеспечивающие возможность предварительного, текущего и последующего контроля за хозяйственной деятельностью организации и активного воздействия на результаты ее работы.