Предмет и метод экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы "Предмет и методы экономической теории" обусловлена тем, что для правильного понимания курса «Экономическая теория» необходимо определить предмет и функции экономической теории — то, что она непосредственно изучает. На этот вроде бы простой вопрос о предмете науки специалисты не дают однозначного ответа. Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школ высказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько раз менялись представления об источниках богатства общества, о роли государства в хозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.
Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? Сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

Содержание

Введение.3
Глава 1. Предмет экономической теории6
1.1. Зарождение и развитие экономической теории6
1.2. Экономические законы и экономические категории11
1.3. Предмет исследования экономической теории13
1.4. Различные подходы к анализу экономической динамики20
Глава 2. Основные функции и методы исследования экономической теории23
2.1. Познавательная, методологическая и практическая функции 23
2.2. Методы экономических исследований24
Заключение30
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

предмет и метод экономической теории.docx

— 55.74 Кб (Скачать файл)

Примечательно, что  профессора П. Самуэльсон и В. Нордхаус оценивают взгляды американских экономистов на макроэкономику (национальную экономику) следующим образом: «Макроэкономика: борьба противоположностей. Происходят такие, например, столкновения. Одни экономисты предлагают повысить налоги для того, чтобы уменьшить государственный дефицит, в то время как другие предлагают снизить налоги для того, чтобы простимулировать экономический рост. Некоторые хотят, чтобы роль государства в управлении экономикой была бы более значительной, а другие считают, что было бы лучше, если бы государство сохраняло нейтралитет, если это возможно. И в этом случае понятно, почему Бернард Шоу сказал: "Экономисты никогда не достигнут согласия, даже если они будут принадлежать к одной школе"».

Диалектический  метод отражает противоречия в их неразрывном единстве. Это позволяет  на практике избегать односторонних  и ошибочных решений, объединять в целостность, казалось бы, несоединимые стороны явления. Поэтому в хозяйственной деятельности возникают различные формы, позволяющие находить компромисс (соглашение между различными сторонами, достигаемое путем уступок). В последующих главах мы научимся соединять, скажем, такие противоположности, как спрос и предложение, конкуренция и монополия, рыночный и государственный регуляторы экономики.

Важную роль в  изучении экономики играют общенаучные  методы. В их числе — исторический метод, который позволяет выяснить, как возникают и развиваются хозяйственные системы. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности каждой системы на разных этапах ее исторического развития, в том числе отличительные черты современной экономики.

Экономическая теория и практика убедительно показывают, что полностью несостоятельны все  попытки рассматривать экономику  как нечто исторически неизменяющееся. Напротив, экономические принципы и  законы по-разному действуют в  зависимости от фактора времени (в краткосрочном и долгосрочном периодах).

Однако исторический подход к анализу хозяйственной  деятельности таит в себе и существенные недостатки. Обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднять - теоретическое изучение экономики. Подобным путем не удается четко выявить типические черты систем производства. Преодолеть эти недостатки помогает логический метод.

Логический метод  позволяет применить законы и  формы правильного мышления. С  их помощью достигается истинность высказываемых суждений и умозаключений.

Логический метод  помогает глубже понять причинно-следственные зависимости в экономике. Люди не всегда замечают, что между хозяйственными процессами существуют определенные объективные связи. Последние изменяются во времени и в пространстве с естественной последовательностью, которую можно назвать объективной логикой (внутренней закономерностью развития хозяйственных явлений). Если, скажем, по какой-то причине приостанавливается добыча нефти, то это с неизбежностью влечет за собой множество нежелательных последствий: прекращают работать нефтеперерабатывающие заводы, предприятия нефтехимии, не производится моторное топливо, отключаются тепловые электростанции и т.д.

Чтобы помочь хозяйственному развитию освободиться от стихийных сил или, по крайней мере, уменьшить их разрушительные последствия, экономическая наука стремится как можно полнее и глубже познать объективную логику хозяйственного развития в масштабе каждого предприятия, страны и всего мира. Полученные теоретические и практические выводы используются для прогнозирования и улучшения управления хозяйством.

Рассмотрение качественных признаков экономических систем дополняется изучением количественной стороны хозяйственных процессов при помощи методов математики и статистики. В экономической теории широко применяют специальные разделы данных наук: экономико-математические методы и экономическую статистику.

Вместе с тем  за последнее столетие нередко наблюдалось  чрезмерное увлечение экономистов математикой. Оно подчас приводило к отрыву используемых алгебраических формул и графиков от динамики реальных хозяйственных процессов. Лауреат Нобелевской премии по экономике английский ученый Фридрих фон Хайек метко указал на огромное достоинство алгебраических методов, состоящее в том, что с их помощью удается воссоздать сложную картину внутренней взаимосвязи различных явлений рыночной системы. «Но это же, однако, породило иллюзию, будто эти методы пригодны для определения и предсказания численных значений этих величин, и это повлекло за собой бесплодный поиск количественных или численных постоянных». Экономическая теория изучает не быстропротекающие и случайные события. Она стремится к научным обобщениям типичных фактов, поэтому обращается к экономической статистике. Последняя дает точное описание и измерение количественных процессов, которые свойственны массовым явлениям хозяйственной жизни на протяжении достаточно продолжительного периода — 10, 20 и более лет. Вся совокупность научных методов позволяет выполнять важную задачу — выявлять общие для всех изучаемых систем элементы и признаки, закономерности развития, а также показывать различия между ними. На этой основе во всех разделах курса экономической теории дается сравнительный анализ основных экономических систем, существующих в современном мире.[14; c. 27-30]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении, подводя  итоги нужно обратить внимание на следующие моменты, а именно:

Объектом изучения экономической теории является анализ тесной взаимосвязи механизма функционирования рынка с наличием на рынках и соответствующих  им сегментах совершенной и несовершенной  конкуренции, степени монополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой  конкуренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений. Поэтому структурно экономическая теория включает в себя микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика  исследует поведение отдельных  производителей, экономические закономерности формирования предпринимательского капитала и конкурентной среды. В центре ее анализа цены отдельных товаров, затраты, издержки, механизм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда. На микроуровне в исходной основе складываются пропорции, которые определяют пропорции общественного уровня. Макроэкономика занимается исследованием функционирования национальной экономической системы на основе формирующихся микропропорций. Объектом ее изучения выступают национальный продукт, общий уровень цен, инфляция, занятость. Макропропорции как бы вырастают из микропропорций, но приобретают самостоятельный характер.

Микроэкономика  и макроэкономика взаимообусловлены  в реальной экономической среде и взаимодействуют друг с другом. На макроэкономическом этапе уровень, характер и сила этого взаимодействия в той или иной степени подвергаются государственному регулированию посредством экономических стабилизаторов и регуляторов.

Следовательно, общая  экономическая теория выступает  в качестве методологического фундамента целого комплекса экономических наук.

Таким образом, микроэкономика - часть экономики, исследующая, во-первых, такие обособленные экономические единицы, как домашние хозяйства, фирмы, отрасли, и, во-вторых, отдельные рынки, конкретные цены и конкретные товары и услуги.

Проблемы экономики  можно изучать на различных уровнях: во-первых, на уровне отдельных хозяйственных  единиц, таких как фирмы, домашние хозяйства, отрасли, и, во-вторых, в масштабе всего народного хозяйства и  его составляющих с использованием агрегированных величин (например, показателей совокупного спроса и совокупного предложения). Раздел науки о хозяйстве как целом, в проблемах экономического роста и занятости, о возможностях и работе хозяйственного механизма, о функциях государства и экономической политике называется макроэкономикой. Она рассматривает размеры и структуру валового продукта, функционирование и эффективность экономики в целом.

Между микро - и макроанализом  нет непреодолимой границы. Обе  сферы человеческой деятельности —  на уровне фирмы (отрасли) и в масштабе страны, обе части экономической теории тесно взаимосвязаны. Но разделение уровней, даже при известной его условности, полезно в методическом плане и отражает реально существующие различия. Интересы отдельного индивидуума, одной фирмы, одной отрасли и интересы общества не равнозначны.

Экономическая теория как наука занимается изучением  того, как люди существуют, развиваются  и о чем они думают в своей  повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом  те побудительные мотивы, которые  наиболее сильно и наиболее устойчиво  воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его  жизни. Каждый сколько-нибудь достойный  человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как  и в других областях, он подвержен  влиянию личных привязанностей, представлений  о долге и преданности высоким  идеалам. Правда, самые способные  изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры.

Однако побудительным  мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых  устойчивых стимулов в хозяйственной  жизни позволило экономической  науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую  науку нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет  дело с постоянно меняющимися, очень  тонкими свойствами человеческой натуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

 

1.  Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. – М.: Банки и биржи, 2002.

2.  Борисов Е. Ф. Основы экономической теории. – М.: новая волна, 2004.

3.  Грузинов В. П. Экономика предприятия и предпринимательства. – М.: СОФИТ, 2002.

4.  Горфинкель В. Я. Экономика предприятия – М.: ЮНИТИ, 2002.

5.  Законодательное обеспечение бизнеса в России. – М.: Консэко, 2003.

6.  Как управлять финансами предприятия в условиях рынка. – М.: Экотранс, 2004.

7.  Карлоф Б. Деловая стратегия: концепции, содержание, символы. – М.: Экономика, 2002

8.  Клепач А. Особенности экономической теории // Правительственный вестник. 2002. № 24

9.  Предпринимательство. Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.

10.  Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики. Учебное пособие. – М.: Банки и биржи, 2003.

11.  Стоянова Е. С. Финансы маркетинга. – М.: Перспектива, 2001.

12.  Шеремет В. П. «Потребитель в современных условиях» \\ Вопросы экономики, № 11, 2002.

13.  Экономика. / Под ред. А. С. Булатова. – М.: БЕК,2002.

14.  Экономика и бизнес. / Под ред. В. В. Кашаева. – М.: МКТУ им. Баумана. 2002.

15.  Экономика предприятия: Учебник./ Под ред. В. М. Семенов. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2002.

 


Информация о работе Предмет и метод экономической теории