Предмет и причины возникновения институциональной экономики как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 13:14, реферат

Краткое описание

Институциональная экономика — это наука и учебная дисциплина, изучение которой является неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки студентов экономических специальностей.
Развитие рыночной экономики требует адекватных институциональных механизмов, однако их создание — сложный и длительный процесс.

Вложенные файлы: 1 файл

Институциональная экономика_лекции.docx

— 685.66 Кб (Скачать файл)

Отношения между государством, правами собственности и производительностью в обществе можно описать следующим образом. Запас знаний в обществе и ресурсы, которыми оно располагает, определяют техническую верхнюю границу производительности и выпуска — техническую границу производственных возможностей. Однако для каждой структуры прав собственности существует и структурная граница производственных возможностей, которая достигается путем отбора из доступного набора организаций тех структур, которые минимизируют издержки и максимизируют выпуск. Набор доступных форм экономической организации определяется системой прав собственности (при данной технологии и прочих экзогенных факторах), а система прав собственности зависит от политической структуры общества. Некоторые политические системы создают стимулы, которые приближают структурную границу производственных возможностей к технической границе производственных возможностей, а другие нет. Д. Норт показал, что имеется огромное число исторических подтверждений тезиса о том, что государства, как правило, не создают структур прав собственности, которые могут приблизить экономику к технической границе производственных возможностей.

Таблица 6.1

Институциональные типы современной экономки

Тип собственности

Основной метод распределения ресурсов

рынок (стихийно)

план (централизованно)

Частная

Рыночный капитализм (Гонконг, США)

Плановый капитализм (Южная Корея, Япония)

Государственная

Рыночный социализм (Китай)

Социализм

(Куба, Венесуэла, Беларусь)




 

Существуют два основных подхода к объяснению государства: теория общественного договора и теория эксплуатации. Первый подход связан с политической теорией Джона Локка (1632-1704) и идеями Жана-Жака Руссо (1712-1778), второй — с воззрениями Томаса Гоббса (1588-1679). Различие этих двух подходов коренится в различных взглядах на природу человека и различных взглядах на то «естественное состояние», которое существовало до возникновения государства.

Контрактный подход к объяснению государства, в основе которого лежит теория общественного договора Дж. Локка, используется неоклассической теорией. Он рассматривает возникновение государства как некий первоначальный контракт, который означал, что права индивида на определенные ресурсы признаются другими участниками договора в обмен на его отказ от притязаний на ресурсы других лиц. Люди договорились уважать права друг друга на определенные ресурсы. Роль государства в этом подходе сводится к тому, что оно выступает как некая третейская сторона, гарантирующая соблюдение условий первоначального общественного договора. По этой теории государство возникает в целях получения экономии от масштаба: создание государства дает возможность индивиду расходовать меньшее количество ресурсов на защиту своей собственности и тем самым увеличивает богатство общества.

Теория эксплуатации Т. Гоббса легла в основу марксистского подхода к государству, ее придерживаются также некоторые экономисты- неоклассики. Т. Гоббс рассматривал первоначальное состояние человечества как ситуацию типа «дилеммы заключенных», войны всех против каждого. Государство в этой теории возникает для того, чтобы общество не деградировало в состояние войны. Эти теории видят в государстве орудие господствующей группы или класса. Основная функция государства заключается в том, чтобы получать доход путем его перераспределения от граждан государства в пользу правящей группы или класса. Права собственности, которые устанавливает эта группа, нацелены не на повышение благосостояния, а на извлечение максимального дохода в пользу лиц, находящихся у власти.

 

Таблица 6.2 Типология государств

          Типы госу-

                      дарства

Категории

Контрактное государство

Эксплуататорское государство

Цель

Максимизация совокупного дохода (ВВП) членов общества, снижение трансакционных издержек

Максимизация ренты (налоговых поступлений) группы, контролирующей государственный аппарат

Задачи (функции)

Гарант в ряде сделок между индивидами, спецификация и защита прав собственности

Активное вмешательство в экономические и социальные взаимодействия, не ограничивающееся ролью гаранта

Средства (использование монополии на насилие)

Ограничено социальным договором и конституционными рамками

Зависит лишь от политической воли группы, контролирующей государство

Механизм решения проблемы принципала и агента

Принципал — гражданин: механизмы демократического контроля, наличие конституционных рамок, наличие альтернатив. Принципал — государство: распределение нормы легализма (добровольного подчинения закону, в том числе налоговому)

Принципал — гражданин: отсутствуют

Принципал — государство: использование принуждения и насилия, попытки осуществления всеобъемлющего контроля (особенно в крайнем случае тоталитарного государства)

Бюджетное ограничение

Жесткое, ограниченное демократической процедурой утверждения бюджета

Мягкое

Основные статьи доходов

Налоговые поступления, в первую очередь от «рыночных» налогов

Конфискационные налоги и неналоговые поступления

Основные статьи расходов

Юстиция, правоохранительная деятельность

Оборона, государственное управление, правоохранительная деятельность

Основные способы покрытия бюджетного дефицита

Займы на внешнем рынке

Кредиты центрального банка правительству, займы на внутреннем рынке, возможен отказ от выполнения обязательств как вид конфискационного налога


 

Итак, контрактный подход позволяет объяснить, почему государство потенциально может обеспечить условия для экономии ресурсов и способствовать росту общественного благосостояния. В этой теории государство выполняет производительную функцию: создает условия для роста общественного благосостояния. Объясняя выгоды, связанные с заключением первоначального общественного договора, контрактная теория, однако, не учитывает поведение граждан в последующем, а они стремятся максимизировать собственное благосостояние, перераспределить богатство и доход в пользу своей группы. Теория эксплуатации, напротив, не придает значения первоначальным выгодам от социального контракта и уделяет основное внимание извлечению ренты у граждан теми лицами, которые контролируют государство. Различие этих подходов коренится в исходных предпосылках относительно распределения «потенциала насилия». Контрактная теория предполагает равное распределение потенциала насилия, а теория эксплуатации предполагает его неравное распределение.

Здесь необходимо уточнить смысл понятия «насилие». Насилие тесно связано с проблемой власти, а в экономической теории понятие «власть» разработано слабо, поскольку она в основном изучала лишь проблему монопольной власти. Под насилием в рамках институциональной теории принято понимать физическое ограничение спектра возможностей, доступных одному индивиду (или группе), посредством воздействия на его способность реализовывать принимаемые им решения. Насилие является проявлением власти. Человек, обладающий властью, имеет возможность получить желаемый результат, воздействуя на поведение других людей, которые в отсутствие этой власти предпочли бы другой результат. Таким образом, люди заключают вынужденный контракт. Насилие может иметь обоюдный характер, и в этом случае может возникнуть противодействие перераспределительной деятельности, в результате чего она может быть ограничена или стать невозможной.

 

6.2. Модель государства  Д. Норта

Д. Норт в своей модели попытался соединить оба подхода — контрактный и эксплуататорский — для того, чтобы разрешить две проблемы, а именно:

  1. почему действует тенденция к созданию государствами неэффективных прав собственности, что приводит к их неспособности достичь устойчивого экономического роста;
  2. как можно объяснить присущую всем государствам нестабильность, которая ведет к экономическим переменам и в конечном счете — к экономическому упадку.

Модель государства по Д. Норту представляет собой организацию со сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, в пределах определенного географического района, границы которого определяются ее властью над налогоплательщиками. Сущность прав собственности заключается в праве на исключение, и организация, обладающая сравнительными преимуществами в насилии, оказывается в состоянии специфицировать и защитить права собственности.

Итак, государство — это монополист в применении легального насилия. Легальность в осуществлении насилия государством, т. е. отсутствие массового неповиновения этому насилию со стороны подданных, означает, что издержки его применения для государства в принципе являются наименьшими в сравнении с другими организациями, также способными применять насилие.

В своей модели Д. Норт представил государство в виде правителя, цель которого — максимизировать свое богатство или свою полезность. У этой модели есть три отличительные черты.

    1. Государство обменивает ряд услуг, которые можно назвать «защита и правосудие» на налоги. Поскольку при предоставлении этих услуг государством достигается экономия от масштаба, общий доход в обществе будет выше, чем в том случае, когда каждый гражданин самостоятельно защищает свои права собственности. Эти услуги «защита и правосудие» представляют собой лежащие в основе организации общества правила игры. Они выполняют двоякую роль: во-первых, специфицируют права собственности с целью максимизации ренты, полагающейся правителю и во-вторых, в рамках первой цели сокращают трансакционные издержки для того, чтобы обеспечить максимальный выпуск в обществе и, следовательно, увеличить налоговые поступления. Эта вторая цель проявляется в предоставлении правителем набора общественных благ и услуг, которые должны снизить издержки заключения и защиты контрактов.
    2. Государство имеет право взимать налоги, и при этом оно пытается вести себя как дискриминирующий монополист. Оно разбивает все население на группы и устанавливает для каждой группы свои права собственности таким образом, чтобы добиться максимальных поступлений в казну. У разных групп населения разные возможности противостоять налогообложению (например, военные, которые могут повлиять на смену власти в стране, не платят налогов, а неорганизованное, распыленное сельское население может платить непосильный налог).

Чтобы собрать налоги, государству нужны сборщики налогов, которые выступают в роли агентов, и возникает проблема агентских отношений. Часть монопольной ренты правителя будет присвоена оппортунистически ведущими себя исполнителями на местах. Кроме того, часть ее будет израсходована на контроль исполнителей.

    1. Монопольная власть правителя, которая проявляется в его возможности увеличивать налоги и произвольно менять права собственности, ограничена, поскольку у правителя есть конкуренты, которые могут предоставлять населению тот же набор услуг.

В качестве основных конкурентов государства могут выступать соседние государства, претенденты на власть внутри страны и организованная преступность.

      1. Соседние государства. Граждане государства могут эмигрировать в другую страну, неся при этом определенные затраты (выход — «exit»). В деспотическом государстве это могут быть затраты, связанные с пересечением границы, в том числе и гибель человека. Но и в демократическом государстве граждане несут весьма значительные издержки в связи с эмиграцией. Необходимо отметить, что эти издержки значительно выше, чем у работников, которые меняют место работы. Эти издержки вызваны потерей специфических вложений в человеческий капитал (знание родного языка, знание неформальных и юридических правил своей страны, религия, национальная культура), которые могут утратить свою ценность при эмиграции, а также специфический социальный капитал (семейные, дружеские и деловые связи, патриотические чувства и т. д.). Поэтому граждане страны оказываются в большей степени «заперты» в своей родной стране, чем, например, работники в фирме, и в этой ситуации у правителя могут усилиться стимулы к оппортунистическому поведению.
      2. Претенденты на власть внутри страны. Недовольные граждане могут свергнуть правителя и привести к власти его соперника, который также может предоставлять услуги «защита и правосудие». В качестве подобных конкурентов правителя могут выступать лица или группы, имеющие военную силу, или группы, обладающие ресурсами, необходимыми для обеспечения военной мощи групп, рвущихся к власти.
      3. Конкурентом государства в осуществлении функций спецификации и защиты прав собственности может выступать также организованная преступность.

Итак, правитель заключает со своими подданными долгосрочный неявный контракт, который оговаривает условия обмена общественных благ на налоги. Цена, которую он требует, ограничена его монопольной властью. Там, где нет соперников (потенциально близких субститутов), правитель является деспотом, диктатором или абсолютным монархом. Чем меньше степень свободы правителя, тем большая часть доходов остается у подданных. В то же самое время чем более близкими являются субституты, тем меньшей степенью свободы обладает правитель и тем большая доля растущего дохода будет оставаться у избирателей.

Правитель сталкивается с двойственностью своих целей: с одной стороны, он должен создать такую структуру прав собственности, которая позволила бы ему максимизировать свой собственный доход; с другой — он должен создать эффективный набор прав собственности, чтобы максимизировать доход общества. История развития современной цивилизации наглядно подтверждает, что во всех государствах всегда существовало расхождение между этими двумя наборами прав собственности, т. е. правила, способствующие экономическому росту, и правила, максимизирующие богатство общества, не совпадали. Правитель стремится к максимизации своей полезности в краткосрочном плане, а в долгосрочном плане общество проигрывает. Установленные правителем правила тормозят экономический рост. Это противоречие, по мнению Д. Норта, и является причиной того, что в большинстве стран не удается поддерживать устойчивый экономический рост.

Информация о работе Предмет и причины возникновения институциональной экономики как науки