Предмет экономики здравоохранения. Задачи экономики здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 20:07, реферат

Краткое описание

В здравоохранении, как и в любой другой отрасли знаний, могут быть выделены профессиональный и экономический аспекты деятельности. Профессиональный аспект составляет чисто медицинскую сторону деятельности. Экономический – предполагает изучение хозяйственных процессов в медицинской деятельности. Экономику здравоохранения можно определить как комплекс экономических знаний о формах, методах, результатах хозяйственной деятельности в области охраны здоровья населения. Предметом экономики здравоохранения являются экономические отношения, которые возникают и складываются между людьми в процессе оказания медицинских услуг. Взаимоотношения между людьми в профессиональной деятельности можно разделить на две группы: организационно-экономические и социально-экономические.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика здрав.готово.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

Эти документы положили начало развитию новой концепции всеобщей и обязательной защиты граждан в сфере охраны здоровья. Реализация этой концепции получила название программы “Национальных медицинских услуг”, так как основным поставщиком услуг становилось государство, представляя их как общественные блага.

С тех пор подобные системы называются национальными или бевериджскими. Для национальных систем характерно финансирование за счет общего налогообложения, контроль со стороны парламента, управление правительственными органами, равнодоступность медицинской помощи для всех граждан.

В отличие от бевериджской системы для социалистического здравоохранения стала характерной всеобъемлющая роль государства в организации деятельности отрасли, сверхцентрализация управления, преимущественно государственное финансирование здравоохранения. При этом здравоохранение имеет низкий уровень приоритетности среди других отраслей, так как относится к непроизводственной сфере. Медицинские работники, администрация учреждений здравоохранения практически не имеют прав в организации своей деятельности. Общественность не имеет механизмов воздействия на систему здравоохранения.

Таким образом, с точки зрения организационно-финансовых особенностей принципиально можно выделить четыре формы организации здравоохранения: платную, страховую (бисмаркскую), националистическую (бевериджскую) и государственную (социалистическую). Последние две модели очень близки и могут рассматриваться вместе, а их различия были связаны в основном с различиями в политическом устройстве государств, их использовавших.

Ни в одной стране ни одна из этих моделей не реализована в “чистом” виде. Обычно наблюдается их сочетание, но с преобладанием одной из них.

Многие национальные программы здравоохранения рассчитаны на определенную степень участия пациентов в расходах, которое проявляется в том, что пациент:

  • оплачивает часть стоимости предоставленных медицинских услуг;
  • вносит страховые взносы в фонд социального (медицинского) страхования;
  • получает лишь частичную компенсацию своих расходов.

Для основанной на налогах бюджетной системе здравоохранения характерна безадресность. Налогами распоряжается исполнительная власть, которой делегируется право распределять средства по законодательно утвержденным статьям бюджетов разных уровней. Бюджетное финансирование может осуществляться как путем прямого государственного финансирования, так и на основании специальных государственных программ. Программы могут реализовываться через страховые компании, которым бюджет перечисляет базовый страховой взнос за каждого жителя и ведет подушевой учет расходов пациентов на медико-санитарную помощь. Государственные программы могут финансироваться как за счет общих налоговых поступлений, так и специальных целевых налогов и отчислений. В рамках целевых программ бюджетное финансирование может приобрести адресный, целевой характер.

Расходы на медицинское обслуживание в государственной системе обеспечиваются за счет налогов, взимаемых с населения, а население получает медицинскую помощь без уплаты взносов, бесплатно, или только частично оплачивая оказанные услуги.

Занимая промежуточное положение между бюджетным финансированием и платной медициной, медицинское страхование позволяет сделать медицинскую помощь доступной для лиц с умеренными и низкими доходами. При правильной организации дела страховой подход более эффективен, чем бюджетное финансирование.

Страховая система оплаты медицинской помощи по своей сути является адресной, целевой. Страхователям и застрахованным предоставлена возможность осуществления контроля за расходованием страховых средств. Страховой тариф повысить легче, чем налоги.

Следующая модель – это платное здравоохранение. Частное финансирование, по существу, состоит из следующих основных элементов:

  • оплата услуги частным лицом на момент оказания ему медицинской помощи;
  • частичная оплата медицинских услуг, оказанных через систему обязательного медицинского страхования;
  • оплата медицинских услуг через систему частного, добровольного страхования.

Обычно пациенты оплачивают не полную стоимость предоставляемых медицинских услуг, а, являясь участниками системы либо обязательного, либо добровольного медицинского страхования, берут на себя оплату лишь части расходов. В большинстве экономически развитых стран доля личных затрат пациентов на медицинское обслуживание колеблется в пределах 10 – 30% от общей их суммы.

Практически каждая страна развивает систему обеспечения населения медицинской, санитарной и профилактической помощью в соответствии с национальными особенностями, традициями, идеологией и т.п. Всеобщей является тенденция к включению здравоохранения в национальные программы с обязательным охватом всего населения и предоставлением равнодоступной помощи независимо от уровня доходов и социального положения граждан на основе широкой солидарности различных социально-экономических групп населения, общественного характера финансирования здравоохранения и рыночных отношений на стадии использования ресурсов.                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Предмет экономики здравоохранения. Задачи экономики здравоохранения