Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 16:51, контрольная работа
Теорию отраслевых рынков можно определить как науку об особенностях организации и экономических последствиях функционирования отраслевых рынков и стратегического поведения производителей в условиях несовершенно конкурентных рынков.
Под отраслевым рынком понимается совокупность предприятий, выпускающих схожую по потребительскому назначению продукцию при использовании близких технологий и производственных ресурсов и конкурирующих друг с другом за реализацию своей продукции на рынке.
Если же на рынке поставщиков доминируют несколько компаний, продукция их уникальна, а переключение на другого поставщика сложно или дорого, то поставщики имеют реальную рыночную власть. По правилам модели Портера в этом случае регулируют цены они. Поставщик имеет рыночную власть и тогда, когда он может поставлять комплектующие изделия дешевле, чем это обойдется фирме при самостоятельном их изготовлении.
Модель конкуренции Портера утверждает, что поставщики будут обладать значительной рыночной властью, если:
– доминирует небольшое число компаний, а уровень производства в них выше, чем в отрасли, в которую поставляется данная продукция;
–продукция группы является уникальной или высокодифференцированной или высоки издержки переключения компаний-покупателей;
– отсутствуют конкурирующие поставщики продукции в отрасль;
– отрасль не является значимой для поставщиков.
Рыночная власть покупателей
Покупатели товаров компании стремятся к уменьшению цен на продукцию и повышению ее качества. Модель конкуренции Портера утверждает, что покупатели обладают значительной рыночной властью, когда они информированы о ценах и качестве товаров, имеют рычаги для контроля цен, качества, условий обслуживания и других условий -приобретения товара. Чем крупнее покупатель, чем легче возможность переключения на товары-заменители, тем большими возможностями покупатель обладает при переговорах с поставщиками. Согласно модели Портера, если продукция поставщиков дифференцирована, то рыночная власть покупателя ослабевает.
Модель 5 конкурентных сил Портера выделяет следующие условия, когда покупатели будут обладать значительной властью:
– отрасль характеризуется высокой концентрацией производства или компании осуществляют закупки в больших объемах;
– приобретаемая предприятиями продукция стандартизована или является недифференцированной;
– цена приобретаемой продукции составляет значительную часть стоимости товаров компаний-покупателей;
– отрасль, в которой оперируют компании-покупатели, характеризуется низкой прибыльностью, а поэтому они весьма чувствительны к ценам поставок;
– закупаемая продукция не позволяет потребителю добиться существенной экономии;
– приобретаемая продукция не имеет существенного значения для качества товаров или услуг компании-покупателя;
– покупатели имеют возможность интеграции вниз по технологической цепочке и организации самостоятельного производства товаров, которые они приобретают в отрасли-поставщике.
Ситуация, когда компания имеет возможность выбирать потребителей своей продукции, называется отбором потребителей. Компании могут поставлять продукцию многочисленным покупателям и сохранять при этом уровень прибыльности выше среднего, только в том случае, если обладают более низкими издержками производства, чем в среднем по отрасли, или же их продукция обладает уникальными свойствами. Если в рамках модели Портера компания не имеет подобного преимущества, то попытка поставлять товары всем подряд, делает ее позицию уязвимой.
Применение модели пяти сил Портера
Таким образом, применяя модель пяти сил Портера для анализа конкурентной окружающей среды, можно оценить величину каждой из пяти конкурентных сил. Согласно модели Портера, чем сильнее конкурентные силы, тем ниже прибыльность компаний, присутствующих на этом рынке, и, следовательно, конкурентная привлекательность отрасли падает.
Модель Портера позволяет сделать следующий вывод: для успешного противостояния конкурентным силам необходимо разработать такую стратегию, которая оградила бы компанию от действия пяти конкурентных сил Портера и обеспечила бы компании создание такой позиции, которая даст ей надежное конкурентное преимущество в отрасли.
Модель пяти сил Портера также основана на том, что из пяти сил конкуренции в отрасли доминирует, как правило, один фактор, который и становится решающим при разработке стратегии организации. Внимание следует фокусировать на тот фактор, на который компания может оказывать влияние с целью его изменения.
3 Определение границ
Рынок – базовое понятие теории организации отраслевых рынков. И связано это с тем, что именно на рынке фирмы взаимодействуют друг с другом, а это и представляет собой цель исследования данной теории.
Существует огромное
множество разнообразных
Один из важных вопросов в теории отраслевых рынков – вопрос о соотношении рынка и отрасли. Отраслью является совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии. Различия между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль – характером используемых технологий. Отождествление отрасли и рынка неприемлемо, т.к. товары, реализуемые предприятиями отрасли, могут быть более или менее близкими заменителями, но могут быть и совершенно независимыми товарами. Следовательно, согласно теории отраслевой организации рынок представляет собой явление, анализируемое с точки зрения спроса. А отрасль рассматривается с позиции предложения товаров и услуг на рынке.
Очень важно выделить границы рынка и, на первый взгляд, это сделать нетрудно. Определить границы отраслевого рынка, когда он зарождается, до каких пределов расширяется и когда затухает. Но в практической деятельности это сделать достаточно сложно. Определение границ отраслевого рынка непосредственно связано с целью исследования.
Следует выделять несколько типов границ рынка:
– продуктовые границы,
отражающие способность
– временные границы,
позволяющие проводить
– локальные границы,
ограничивающие
Необходимая широта или узость границ в каждом конкретном случае зависят, во-первых, от особенностей товара, во-вторых, от целей анализа. Так, для товара длительного пользования временные границы рынка будут гораздо шире и менее определены, чем для товара текущего потребления. Для потребительских товаров к одному рынку характерно большее число наименований продукции, чем для товаров производственно-технического назначения. Определение локальных границ рынка зависит от фактической остроты конкуренции продавцов на общенациональном или мировом рынке и от высоты барьеров проникновения на региональный рынок «внешних» продавцов.
Определение границ рынка имеет огромное значение в работе антимонопольных комитетов многих стран. Рынок включает однородный товар и его заменители до тех пор, пока не будет найден резкий разрыв в цепи товарных субститутов. Степень замещения характеризуется показателем перекрестной ценовой эластичности спроса. Как только перекрестная эластичность становится меньше определенной заданной величины, можно говорить о разрыве в цепи товарных субститутов, а значит, и о границе рынка. Различные значения перекрестной ценовой эластичности задают разные масштабы рынка.
В странах Европейского союза есть и другие критерии выделения рынка:
1) показатель изменения выручки при изменении цены, основывающийся на принципе показателя прямой ценовой эластичности. Например, цена товара А возросла, каким образом изменилась выручка производителей данного товара? Если выручка выросла (или, соответственно, дополнительная прибыль продавцов положительна), рынок ограничен только товаром А. Если же выручка сократилась (дополнительная прибыль производителей отрицательна, или неположительная), существует близкий заменитель, товар В. Следовательно, неправомерно говорить о рынке товара А, надо искать товар В и проверять снова рынок товара А+В. Динамика выручки и прибыли фирм-производителей при длительном росте цены указывает на границы рынка, основывается на принципе показателя прямой ценовой эластичности, спрос на таком рынке достаточно неэластичен. В этом случае рост цены продавцов приводит к увеличению их выручки;
2) корреляция цен товаров во времени. Положительная корреляция движения цен товаров в течение длительного периода времени (5–10 лет) свидетельствует о том, что товары являются устойчивыми субститутами, т.е. составляют один рынок. Этот критерий базируется на концепции перекрестной ценовой эластичности. Если товары А и В служат близкими заменителями, рост цены на товар А приводит к увеличению спроса на товар В и при прочих равных условиях – к повышению цены товара В;
3) географическая ограниченность
рынка. В качестве критерия
Иногда, выявив границы рынка, нужно определить фирмы, производящие товар на этом рынке. Это выполняется с помощью двух показателей – показателя специализации и показателя охвата. Пусть мы рассматриваем производство товара Х предприятиями, которые мы отнесли к соответствующей отрасли (подотрасли) Х. В этом случае:
– показатель специализации – доля объема продаж товара Х к общему объему реализации предприятий, отнесенных нами к отрасли X;
– показатель охвата – доля объема продаж товара Х предприятиями, отнесенными нами к отрасли X, к общему объему реализации товара Х.
В связи с наличием
различных видов границ
Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места во всей системе общественного производства. Прежде чем приступить к исследованию того или иного отраслевого рынка, следует определиться не только с его границами, но и со стадией развития, степенью замкнутости и уровнем организации.
Рис. Основные признаки классификации отраслевых рынков