Предпринимательская деятельность, как фактор производства, предпринимательский доход, источники и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время понятие предпринимательской деятельности дано в статье 1 Гражданского кодекса Республике Беларусь. В соответствии, с которым предпринимательская деятельность определена как самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Вложенные файлы: 1 файл

4текс.docx

— 56.38 Кб (Скачать файл)

Понятие "контроль" дословно обозначает "постоянное наблюдение, проверка чего-либо". Таким образом, государственный контроль в сфере  предпринимательства есть система  проверки и наблюдения за соблюдением  субъектами предпринимательской деятельности и органами государственной власти требований нормативных правовых актов  при осуществлении предпринимательской  деятельности, а также при ее управлении.

В зависимости от стадии контроля и цели проверки выделяют:

  • предварительный контроль преследует цель предупреждения и профилактики соблюдения параметров предпринимательской деятельности;
  • текущий контроль имеет цель оценки реально осуществляемой предпринимательской деятельности.
  • последующий контроль предполагает проверку исполнения тех или иных решений государственных органов в сфере предпринимательства.

Так же существуют и другие виды контроля. В юридической литературе называют непосредственный (прямой) контроль за предпринимательской деятельностью и (косвенный) опосредованный контроль. Так, непосредственным контролем за предпринимательской деятельностью является банковский, валютный контроль, государственный строительный надзор. К опосредованному контролю можно отнести, например, контроль, осуществляемый органами законодательной и исполнительной власти.

В современных условиях планирование, как форма государственного регулирования  предпринимательской деятельности приобретает индикативный, прогнозный характер. При директивном планировании достижение плановых заданий обязательно  и обеспечивается мерами ответственности. При индикативном планировании определяются ориентиры (индикаторы), достижение которых  желательно, носит в основном информационный характер. В Республике Беларусь в  соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.05.1998 N 157-З "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" применяется в основном индикативное планирование (прогнозирование). Директивное планирование используется при формировании государственных нужд.

Государственное прогнозирование  социально-экономического развития Республики Беларусь представляет собой деятельность государственных органов по разработке государственных прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Главными целями разработки прогнозов и программ социально-экономического развития являются достижение устойчивого  экономического роста, высокой степени  занятости, стабилизации цен, внешнеэкономического равновесия и на этой основе - повышение  уровня жизни народа.

Прогноз социально-экономического развития - система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах  социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и  мер по обеспечению их достижения.

Система государственных  прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:

  • на долгосрочную перспективу - национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;
  • на среднесрочную перспективу - программу социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет;
  • на краткосрочный период - годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.

Разработка государственных  прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную  перспективы обеспечивается Советом  Министров Республики Беларусь.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся  социально-экономической, демографической  и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов  Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов.

Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу  утверждается Президентом Республики Беларусь.

Годовой прогноз социально-экономического развития является исходной базой для  составления проектов республиканского и местных бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной  и валютной политики Республики Беларусь.

Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития на краткосрочную перспективу утверждаются Президентом Республики Беларусь.

Разработка прогнозов  социально-экономического развития по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным  единицам обеспечивается республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными  органами.

Направлением государственного регулирования выступает государственная  поддержка предпринимательства. С  целью создания благоприятных организационных  и экономических условий для  развития предпринимательства органы власти в соответствии с законом:

  • предоставляют предпринимателям земельные участки, передают государственное имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности;
  • содействуют предпринимателям в организации материально-технического обеспечения и информационного обслуживания, подготовке кадров;
  • осуществляют первоначальное обустройство неосвоенных территорий объектами производственной и социальной инфраструктуры с их передачей предпринимателям;
  • стимулируют модернизацию технологии, освоение предпринимателями новых видов продукции и услуг.

Государство призвано создать  такой правовой режим, который позволит предпринимательству не только держаться  на плаву, но и расти и набирать силу.

 

 

2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Целью государственной поддержки  предпринимательства является формирование благоприятных условий для устойчивого  развития малого и среднего предпринимательства  на основе совершенствования форм и  методов государственной поддержки  в данной сфере экономики.

На основе статьи 1 Закона от 01.07.2010 г. № 148-З "О поддержке  малого и среднего предпринимательства" (далее Закон) поддержка малого и  среднего предпринимательства - это  реализация государственными органами и иными организациями правовых, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных  и иных мер по созданию благоприятных  условий для развития субъектов  малого и среднего предпринимательства  и субъектов инфраструктуры поддержки  малого и среднего предпринимательства.

Впервые в законодательном  акте дано чёткое определение того, какие субъекты могут относиться к субъектам малого предпринимательства, а какие - к субъектам среднего предпринимательства.

К субъектам малого предпринимательства  в соответствии с Законом относятся: индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь; микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно; малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона к субъектам среднего предпринимательства относятся  зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней  численностью работников за календарный  год от 101 до 250 человек включительно.

Проанализировав нормы Закона, конкретные меры поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства  можно разделить на несколько  главных блоков:

  • Финансовая поддержка
  • Имущественная поддержка
  • Информационная поддержка
  • Иные формы поддержки, к которым относятся:
  • содействие участию субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг);
  • содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, повышения, квалификации и переподготовки кадров.

Финансовая поддержка

Статьей 11 Закона предусмотрено, что государственная финансовая поддержка предоставляется субъектам  малого предпринимательства на конкурсной основе, за исключением случаев, определяемых Президентом Республики Беларусь и осуществляется в соответствии с законодательством за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством

В свою очередь, меры финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства  оказываются следующими структурами.

Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей путем  предоставления:

  • финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;
  • имущества на условиях лизинга (финансовой аренды);
  • гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь.

Областными и Минским  городским исполнительными комитетами путем предоставления:

  • финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;
  • субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами;
  • субсидий для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей по договорам - лизинга (финансовой аренды) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя;
  • субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией.

Банками Республики Беларусь путем предоставления льготных кредитов за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной  поддержки малого и среднего предпринимательства  и размещенных во вклады (депозиты) этих банков.

Имущественная поддержка

Конкретный механизм оказания имущественной поддержки Законом  не предусмотрен. Согласно формулировке Закона меры имущественной поддержки  для субъектов малого и среднего предпринимательства могут быть предусмотрены законодательством. Согласно Закону к данным мерам, в частности могут относиться:

  • передача в безвозмездное пользование находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, в том числе с правом приобретения их в собственность после окончания срока безвозмездного пользования;
  • применение понижающих коэффициентов к базовым ставкам арендной платы при аренде находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей;
  • отчуждение находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей субъектам малого или среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) и арендующим данное имущество не менее пяти лет, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Информационная  поддержка

Согласно Закону, основными  видами информационной поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства  являются:

  • освещение в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет различных вопросов предпринимательской деятельности, в том числе актов законодательства, регулирующих отношения в области предпринимательской деятельности, предложений в области имущественного обеспечения и делового сотрудничества, размещение приглашений к участию в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг), информации о субъектах инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • оказание информационных и консультационных услуг субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • создание и развитие системы консультирования с применением современных коммуникационных и информационных технологий (дистанционное консультирование);
  • организация и проведение мероприятий, направленных на повышение информированности субъектов малого и среднего предпринимательства об условиях осуществления и направлениях развития предпринимательской деятельности;
  • создание специализированных радио - и телепередач, периодических печатных изданий, освещающих актуальные вопросы развития малого и среднего предпринимательства.

Информация о работе Предпринимательская деятельность, как фактор производства, предпринимательский доход, источники и формы