Понятие "контроль" дословно
обозначает "постоянное наблюдение,
проверка чего-либо". Таким образом,
государственный контроль в сфере
предпринимательства есть система
проверки и наблюдения за соблюдением
субъектами предпринимательской деятельности
и органами государственной власти
требований нормативных правовых актов
при осуществлении предпринимательской
деятельности, а также при ее управлении.
В зависимости от стадии
контроля и цели проверки выделяют:
- предварительный контроль преследует цель предупреждения и профилактики соблюдения параметров предпринимательской деятельности;
- текущий контроль имеет цель оценки реально осуществляемой предпринимательской деятельности.
- последующий контроль предполагает проверку исполнения тех или иных решений государственных органов в сфере предпринимательства.
Так же существуют и другие
виды контроля. В юридической литературе
называют непосредственный (прямой) контроль
за предпринимательской деятельностью
и (косвенный) опосредованный контроль.
Так, непосредственным контролем за предпринимательской
деятельностью является банковский, валютный
контроль, государственный строительный
надзор. К опосредованному контролю можно
отнести, например, контроль, осуществляемый
органами законодательной и исполнительной
власти.
В современных условиях планирование,
как форма государственного регулирования
предпринимательской деятельности
приобретает индикативный, прогнозный
характер. При директивном планировании
достижение плановых заданий обязательно
и обеспечивается мерами ответственности.
При индикативном планировании определяются
ориентиры (индикаторы), достижение которых
желательно, носит в основном информационный
характер. В Республике Беларусь в
соответствии с Законом Республики
Беларусь от 05.05.1998 N 157-З "О государственном
прогнозировании и программах социально-экономического
развития Республики Беларусь" применяется
в основном индикативное планирование
(прогнозирование). Директивное планирование
используется при формировании государственных
нужд.
Государственное прогнозирование
социально-экономического развития Республики
Беларусь представляет собой деятельность
государственных органов по разработке
государственных прогнозов социально-экономического
развития на долгосрочную, среднесрочную
и краткосрочную перспективы.
Главными целями разработки
прогнозов и программ социально-экономического
развития являются достижение устойчивого
экономического роста, высокой степени
занятости, стабилизации цен, внешнеэкономического
равновесия и на этой основе - повышение
уровня жизни народа.
Прогноз социально-экономического
развития - система научно обоснованных
представлений о направлениях, критериях,
принципах, целях и приоритетах
социально-экономического развития Республики
Беларусь на соответствующий период
с указанием основных прогнозируемых
показателей, целевых ориентиров и
мер по обеспечению их достижения.
Система государственных
прогнозов социально-экономического
развития Республики Беларусь включает:
- на долгосрочную перспективу - национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;
- на среднесрочную перспективу - программу социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет;
- на краткосрочный период - годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.
Разработка государственных
прогнозов социально-экономического
развития Республики Беларусь на долгосрочную,
среднесрочную и краткосрочную
перспективы обеспечивается Советом
Министров Республики Беларусь.
Прогнозы социально-экономического
развития разрабатываются исходя из
комплексного анализа сложившейся
социально-экономической, демографической
и экологической ситуации, научно-технического
и производственного потенциалов
Республики Беларусь, внешних условий,
состояния природных ресурсов и перспективы
изменения указанных факторов.
Программа социально-экономического
развития на среднесрочную перспективу
утверждается Президентом Республики
Беларусь.
Годовой прогноз социально-экономического
развития является исходной базой для
составления проектов республиканского
и местных бюджетов и разработки
основных направлений денежно-кредитной
и валютной политики Республики Беларусь.
Важнейшие параметры прогноза
социально-экономического развития на
краткосрочную перспективу утверждаются
Президентом Республики Беларусь.
Разработка прогнозов
социально-экономического развития по
народно-хозяйственным комплексам
и отраслям экономики, по административно-территориальным
единицам обеспечивается республиканскими
органами государственного управления,
местными исполнительными и распорядительными
органами.
Направлением государственного
регулирования выступает государственная
поддержка предпринимательства. С
целью создания благоприятных организационных
и экономических условий для
развития предпринимательства органы
власти в соответствии с законом:
- предоставляют предпринимателям земельные участки, передают государственное имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности;
- содействуют предпринимателям в организации материально-технического обеспечения и информационного обслуживания, подготовке кадров;
- осуществляют первоначальное обустройство неосвоенных территорий объектами производственной и социальной инфраструктуры с их передачей предпринимателям;
- стимулируют модернизацию технологии, освоение предпринимателями новых видов продукции и услуг.
Государство призвано создать
такой правовой режим, который позволит
предпринимательству не только держаться
на плаву, но и расти и набирать
силу.
2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Целью государственной поддержки
предпринимательства является формирование
благоприятных условий для устойчивого
развития малого и среднего предпринимательства
на основе совершенствования форм и
методов государственной поддержки
в данной сфере экономики.
На основе статьи 1 Закона
от 01.07.2010 г. № 148-З "О поддержке
малого и среднего предпринимательства"
(далее Закон) поддержка малого и
среднего предпринимательства - это
реализация государственными органами
и иными организациями правовых,
экономических, социальных, информационных,
консультационных, образовательных, организационных
и иных мер по созданию благоприятных
условий для развития субъектов
малого и среднего предпринимательства
и субъектов инфраструктуры поддержки
малого и среднего предпринимательства.
Впервые в законодательном
акте дано чёткое определение того,
какие субъекты могут относиться
к субъектам малого предпринимательства,
а какие - к субъектам среднего
предпринимательства.
К субъектам малого предпринимательства
в соответствии с Законом относятся:
индивидуальные предприниматели, зарегистрированные
в Республике Беларусь; микроорганизации
- зарегистрированные в Республике Беларусь
коммерческие организации со средней
численностью работников за календарный
год до 15 человек включительно; малые организации
- зарегистрированные в Республике Беларусь
коммерческие организации со средней
численностью работников за календарный
год от 16 до 100 человек включительно.
В соответствии с частью
2 статьи 3 Закона к субъектам среднего
предпринимательства относятся
зарегистрированные в Республике Беларусь
коммерческие организации со средней
численностью работников за календарный
год от 101 до 250 человек включительно.
Проанализировав нормы Закона,
конкретные меры поддержки субъектов
малого и среднего предпринимательства
можно разделить на несколько
главных блоков:
- Финансовая поддержка
- Имущественная поддержка
- Информационная поддержка
- Иные формы поддержки, к которым относятся:
- содействие участию субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг);
- содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, повышения, квалификации и переподготовки кадров.
Финансовая поддержка
Статьей 11 Закона предусмотрено,
что государственная финансовая
поддержка предоставляется субъектам
малого предпринимательства на конкурсной
основе, за исключением случаев, определяемых
Президентом Республики Беларусь и осуществляется
в соответствии с законодательством за
счет средств республиканского и местных
бюджетов, а также иных источников, не
запрещенных законодательством
В свою очередь, меры финансовой
поддержки субъектов малого предпринимательства
оказываются следующими структурами.
Белорусским фондом финансовой
поддержки предпринимателей путем
предоставления:
- финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;
- имущества на условиях лизинга (финансовой аренды);
- гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь.
Областными и Минским
городским исполнительными комитетами
путем предоставления:
- финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;
- субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами;
- субсидий для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей по договорам - лизинга (финансовой аренды) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя;
- субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией.
Банками Республики Беларусь
путем предоставления льготных кредитов
за счет средств местных бюджетов,
предусмотренных программами государственной
поддержки малого и среднего предпринимательства
и размещенных во вклады (депозиты)
этих банков.
Имущественная поддержка
Конкретный механизм оказания
имущественной поддержки Законом
не предусмотрен. Согласно формулировке
Закона меры имущественной поддержки
для субъектов малого и среднего
предпринимательства могут быть
предусмотрены законодательством.
Согласно Закону к данным мерам, в частности
могут относиться:
- передача в безвозмездное пользование находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, в том числе с правом приобретения их в собственность после окончания срока безвозмездного пользования;
- применение понижающих коэффициентов к базовым ставкам арендной платы при аренде находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей;
- отчуждение находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей субъектам малого или среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) и арендующим данное имущество не менее пяти лет, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Информационная
поддержка
Согласно Закону, основными
видами информационной поддержки субъектов
малого и среднего предпринимательства
являются:
- освещение в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет различных вопросов предпринимательской деятельности, в том числе актов законодательства, регулирующих отношения в области предпринимательской деятельности, предложений в области имущественного обеспечения и делового сотрудничества, размещение приглашений к участию в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг), информации о субъектах инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- оказание информационных и консультационных услуг субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- создание и развитие системы консультирования с применением современных коммуникационных и информационных технологий (дистанционное консультирование);
- организация и проведение мероприятий, направленных на повышение информированности субъектов малого и среднего предпринимательства об условиях осуществления и направлениях развития предпринимательской деятельности;
- создание специализированных радио - и телепередач, периодических печатных изданий, освещающих актуальные вопросы развития малого и среднего предпринимательства.