Предпринимательская деятельность на мировом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:16, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение основных условий развития предпринимательства в мировом хозяйстве.
За словами «предпринимательство» и «предприниматель» стоит предприятие – сложный организм, представляющий собой производственно-хозяйственную систему, задача которой производить продукцию, работы и услуги. Рыночная среда заставляет предприятие работать в режиме рентабельности, если оно не хочет покинуть сферу бизнеса.

Содержание

Введение 3
1. Предпринимательская деятельность на мировом рынке 5
2. Экономические условия успешной предпринимательской деятельности 8
3. Малое предпринимательство в мировой экономике 12
4. Международная предпринимательская деятельность 16
Заключение 23
Список литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Сегодня мировая экономика переживает так называемый “бум” малого предпринимательства. Он предопределен углублениям специализации и децентрализации производства; ростом роли услуг в экономике; проведением приватизации и уменьшением регулирующей роли государства в некоторых отраслях, обеспечением государством свободы предпринимательской деятельности, расширением государственной поддержки малого бизнеса, и тому подобное.

Стремительный рост производительности труда в течение последних десятилетий приводит к постепенному уменьшению количества занятых на предприятиях. В течение последних двадцати лет выработка на одного рабочего почти удвоилась. Благодаря научно-техническому прогрессу появляются новые механизмы, которые каждый раз больше замещают человеческий труд. Рост численности безработных и популярности надомного бизнеса способствует увеличению количества лиц, которые открывают свое дело.

В рыночной экономике малое предпринимательство выполняет целый ряд жизненно важных функций: МП играют особенную роль в развитии торговли, сферы услуг, общественного питания, производства товаров народного потребления; способствуют формированию конкуренции и противостоят монополистическим тенденциям; создают большую долю товаров в экономике; способствуют решению проблемы занятости; удовлетворяют специфические потребности потребителей, формируют индивидуальный спрос; делают значительный взнос в научно-технический прогресс; обеспечивают базу для становления средних и больших предприятий в будущем; смягчают экономические кризисы; поддерживают социальную и политическую стабильность, утверждают демократизм в бизнесе, и тому подобное.

Однако малый бизнес имеет и некоторые недостатки. Небольшой объем операций лимитирует возможности малого предприятия расширять свою деятельность, а также вести большие научные разработки. МП отличаются повышенной впечатлительностью к колебаниям рыночной конъюнктуры, которая приводит к частым разорениям и банкротствам. Соответственно работники малых компаний являются менее социально защищенными, чем на больших фирмах.8

Малый бизнес также выступает фактором реформирования и демократизации в переходной экономике. Он играет ведущую роль в построении рыночного хозяйства и повышении уровня жизни населения. Малое предпринимательство обеспечивает структурную перестройку монополизированной экономики, развитие обслуживающих отраслей, пополняет рынок труда рабочими местами, и тому подобное. Утверждение и развитие частной собственности, свободы предпринимательской деятельности, невозможны без малого бизнеса. Поэтому становление МП является одним из чрезвычайно важных и приоритетных направлений процесса реформирования страны.

 

 

4. Международная предпринимательская деятельность

Современный этап развития мировой экономики характеризуется интенсивным расширением международной предпринимательской деятельности, т. е. деятельности, осуществляемой путем научно-технического, производственного, торгового, сервисного и другого взаимополезного сотрудничества субъектов хозяйствования двух и больше стран (международных партнеров). Основным побудительным мотивом активизации и расширения участия партнеров в международном бизнесе является возможность увеличения масштабов и эффективности предпринимательства за счет интернационализации определенных сегментов рынка, использования новых дополнительных источников необходимых материальных (инвестиционных) ресурсов, диверсификации производственно-хозяйственной деятельности.

Теория и практика международного бизнеса предусматривают определенные уровни и формы интернационализации различных субъектов внешнеэкономической деятельности (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Уровни интеграционализации и формы международной предпринимательской деятельности

К первой и наиболее низкой по уровню интернационализации форме предпринимательской деятельности принадлежит выполнение отдельных внешнеэкономических операций — экспортно-импортных, лизинговых, посреднических, а также консультационных и маркетинговых услуг.

Вторая форма предпринимательской деятельности международного характера охватывает разнообразную промышленную кооперацию — научно-техническую (научно-исследовательские, проект-но-конструкторские и испытательные работы), производственную,

сбытовую, сервисную (послепродажное техническое обслуживание и ремонт изделий длительного пользования). Она также характеризуется сравнительно невысоким уровнем интернационализации предприятий и организаций.

Относительно высокий уровень интернационализации субъектов хозяйствования отражает совместное предпринимательство, которое осуществляется путем создания и функционирования совместных предприятий, лицензирования и управления по контракту.

Четвертой формой международной предпринимательской деятельности с наивысшим уровнем интернационализации субъектов хозяйствования являются комплексы территориально-производственных и многосторонних экономических связей (приграничная и прибрежная торговля, формирование консорциумов, реализация концессионных договоров и т. п.).

Практическая реализация отдельных форм международной предпринимательской деятельности достигается двумя способами: первый — без создания нового юридического лица — только на основе экономического соглашения (контракта); второй — учреждением нового совместного предприятия или зарубежного филиала (представительства) как субъекта международного бизнеса.

Совместные предприятия. Международным совместным предприятием (МСП) считается организационно-правовая форма соединения усилий разнонациональных партнеров в сферах инвестирования, управления, производства продукции или предоставления услуг, торговли, использования отходов, распределения предпринимательских рисков и т. п. Мотивационный механизм учреждения МСП создается на макро- и микроуровне национальной системы хозяйствования.

Необходимость формирования и функционирования МСП как формы реализации стратегии выхода на внутренний и внешний рынки объясняется: 1) снижением удельных инвестиционных ресурсов и предпринимательского риска; 2) развитием предпринимательского потенциала конкретного субъекта хозяйствования; 3) реализацией преимуществ меньшей стоимости основных факторов производства и, главным образом, возможностью активизации маркетинга и использования новых каналов сбыта товаров, а также проникновения на новый территориальный сегмент отечественного и мирового рынков. Мотивация непосредственных партнеров базируется на согласовании их производственно-экономических, маркетинговых, экологических и имиджевых интересов.

Предварительные переговоры относительно создания МСП, как правило, завершаются подписанием партнерами протокола о намерениях, в котором должны быть обозначены: а) общие объемы производства и поставок продукции на внутренний и внешний рынки; б) размер уставного фонда с выделением доли партнеров в нем; соотношение между собственными и заемными средствами; возможный банк-кредитор; в) наличие местной квалифицированной рабочей силы и потребность в привлечении иностранного персонала; г) организация продажи изделий, послепродажного технического обслуживания с указанием длительности последнего; д) порядок трансферта (репатриации) прибыли иностранного партнера.

Основным учредительным документом для создания МСП может служить его устав, который обычно определяет: предмет и цели деятельности, местонахождение, состав учредителей; размер уставного фонда и долей партнеров в нем, порядок его формирования; состав и компетенцию органов управления, порядок принятия решений; процедуру прекращения деятельности (ликвидации).

После завершения переговоров и подписания учредительных документов осуществляется регистрация МСП в соответствующем органе общегосударственного управления. Для регистрации МСП представляются такие документы: 1) письменное заявление установленного образца; 2) согласие областной (городской) госадминистрации и руководящего органа отечественного участника на создание МСП; 3) нотариально удостоверенные копии учредительных документов; 4) обоснование эффективности и валютной окупаемости деятельности нового МСП; 5) документы, подтверждающие регистрацию иностранного партнера как юридического лица.9

Регулирование международной предпринимательской деятельности. Регулирование международного предпринимательства, осуществляемое преимущественно путем надлежащей организации внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования, имеет следующую множественную цель: 1) стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике, внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности; 2) создание благоприятных условий для интеграции экономики России в систему мирового разделения труда и ее максимально возможное приближение к рыночным структурам развитых стран; 3) осуществление защиты экономических интересов России в целом и конкретных субъектов внешнеэкономической деятельности в частности; 4) предоставление равных возможностей для эффективного хозяйствования всем субъектам предпринимательской деятельности.

Отдельные функции регулирования международной предпринимательской деятельности практически осуществляют государственные органы законодательной и исполнительной власти.

Регулирование международной предпринимательской деятельности осуществляется на трех уровнях: национальном, международном и сверхнациональном.

Система регулирования международной предпринимательской деятельности на национальном уровне охватывает следующие составляющие: 1) формы иностранных инвестиций (денежные средства в иностранной валюте, разнообразные имущественные и интеллектуальные ценности, ценные бумаги, торговые марки и т. п.); 2) требования к результатам деятельности иностранного партнера (масштабы деятельности, освоенный сегмент рынка, уровень импортной технологии, профессиональная подготовка кадров); 3) трансферт прибыли иностранного инвестора (обязательное создание резервного фонда с хранением его в банке принимающей страны; фиксация размера трансфертного капитала и прибыли в соответствии с правилами валютного регулирования и

соглашениями о валютном сотрудничестве); 4) инвестиционные льготы и ограничения (субсидии, льготный заем, освобождение от налогов и их частичное возвращение, применение ускоренной амортизации); 5) гарантии соблюдения прав иностранного партнера (привлечение в отечественное правовое поле; сохранение действующих льгот в течение инвестиционного цикла; отказ от мероприятий конфискационного характера).10

На международном уровне обычно регулируются: 1) идентификация инвестиций и инвестора (определение не только традиционных форм инвестиции, но и тех, которые могут появиться после заключения соглашения или подписания договора; определение юридических лиц, считающихся национальными субъектами хозяйствования страны — участника соответствующего соглашения); 2) условия импорта и поощрения иностранного капитала (политика «открытых дверей» государств-партнеров в совместной предпринимательской деятельности; обязательство принимающей страны стимулировать иностранные инвестиции); 3) перевод средств (фиксация страной базирования гарантий относительно беспрепятственного перевода средств в установленные сроки); 4) решение споров хозяйственного и финансового характера (незначительных — компетентным судебным или административным органом принимающей страны; принципиальных — Международным центром урегулирования инвестиционных споров); 5) нормы поведения иностранных партнеров (общие понятия, принципы и нормы, которые нужно соблюдать иностранным предпринимателям и которые содействуют созданию позитивного имиджа зарубежного партнера).

На сверхнациональном уровне в рамках интеграционных образований регулирование международной предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с соглашениями (договорами), фиксирующими взаимоотношения между целым рядом стран. Такое текущее регулирование происходит тогда, когда обеспечиваются свободное движение капиталов и гармонизация экономической политики стран — участников соглашений.

 

Заключение

Термин «предпринимательство» с течением времени видоизменялся, сущность понятия расширилась, как и придаваемые ему функции. В настоящее время оно трактуется так: «Предпринимательство (фр. enterprtase) – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица».

Для развития предпринимательства существенное значение имеет понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством. Предпринимательство, в первую очередь, связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом. Основная функция предпринимательства должна состоять в том, чтобы производить, «доводить» до конкретных потребителей товары (услуги, работы) и получать за это материальное и моральное вознаграждение.

Предпринимательство, как показывает опыт развитых стран, действительно является незаменимой силой хозяйственной динамики, конкурентоспособности и общественного процветания. Ведь предприниматель – это всегда новатор, внедряющий на коммерческой основе новые технологии, новые формы организации дела; инициатор соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли; организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их поведения; человек не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения поставленной цели.

 

Список литературы

 

  1. Воронин С. Н., Чернышева Л. А., Пименов Н. А. Малые формы хозяйствования. М., 2012. -229 с.
  2. Воронов А.А. Малый бизнес – стратегический приоритет национальной конкурентоспособности России//  Малое предприятие.-№11, 2013.-С.14-18.
  3. Ичитовкин Б. Н. Сегодняшние реалии малого бизнеса // Экономические науки.-2013.- № 5.-С.14.
  4. Квасюк В. Большая забота о малом бизнесе //Российская газета.- № 30, 2013.-С.10-15.
  5. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием/ М.: Новый Логос, 2012-С.145.
  6. Предпринимательство: Учебник для вузов/ под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Понеак, В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ, 2013.- 475с.
  7. Экономика предприятия: Учебник для вузов./ под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швадера. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.- 718с.
  8. Экономическая теория./ под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – С-Пб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2013.-С.55.

Информация о работе Предпринимательская деятельность на мировом рынке