Таблица 2 |
Региональная структура малого предпринимательства
(в %) |
Экономические районы |
Доля в общем числе МП |
Центральный, |
30,5 |
в том числе Москва |
20,0 |
Северный |
2,9 |
Северо-западный |
9,6 |
Волго-вятский |
2,9 |
Центрально-Черноземный |
2.7 |
Поволжский |
9,6 |
Северо-Кавказский |
9,8 |
Уральский |
10,6 |
Западно-Сибирский |
10,5 |
Восточно-Сибирский |
5,2 |
Дальневосточный |
5,0 |
3
Проблемы
предпринимательства.
- Общие проблемы;
- Проблемы организации малого предприятия;
Общие проблемы предпринимательства.
Это проблемы
макро-уровня, и они возникают
у любого предприятия на любом
этапе развития. К ним относятся:
1) Несовершенство
законодательства:
- нестабильность законодательной базы - происходит постоянное изменение правил деятельности предприятий. Предпринимателям приходится постоянно самостоятельно отслеживать все изменения и накапливать всю информацию о действующей в любой момент времени редакции законов;
- существенные законодательные пробелы:
- дефицит правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности;
- неотработанность процесса купли-продажи;
- отсутствие должного законодательства о земле;
- внутренняя противоречивость законов.
- невыполнение уже имеющихся законов. Пример: предусмотренные налоговые льготы научным организациям и льготы аспирантам и докторам не введены в действие в установленном порядке. Не работает система аккредитации научных организаций и аттестации, также предусмотренных законом.
2) Несовершенство
налоговой системы.
Несовершенство
налоговой системы имеет отрицательное
влияние на малый бизнес. Уровень действующих
ставок налогов превышает все разумные
пределы, а перечень налоговых льгот для
МП ограничен. По некоторым оценкам
Госкомстата совокупные изъятия в Федеральный
бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные
бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных
платежей достигают 90% балансовой прибыли
предпринимательских структур, а некоторых
случаях превышают 100%. Эта ситуация вынуждает
предпринимателей искать способы уклонения
от налогов - ведение двойной бухгалтерии,
уход в "теневой" бизнес и пр.
При этом
весьма серьезны проблемы, связанные
с налогово-информационным обеспечением
малого предпринимательства. Его субъекты
страдают от монополии налоговых
инспекций на информацию, особенно
на подзаконные акты, внутренние инструкции
и разъяснительные документы, практически
недоступные налогоплательщикам. В ситуации,
когда вопросы налогообложения регулируются
сотнями правовых актов и инструктивных
документов, работники налоговых органов
могут толковать все неясности и двусмысленности
законодательных положений в пользу бюджета.
3) Несовершенство
финансово-кредитной системы.
В соответствии
с Положением о Федеральном Фонде
поддержки МП денежные средства должны
направляться на возмездной и безвозмездной
основе для финансирования и кредитования
Федеральной программы, отдельных проектов
и программ МП.
Однако,
проведенные проверки показали низкую
эффективность использования средств,
выделенных Фондом для развития МП. Механизм
использования данных средств не дал должного
эффекта из-за отсутствия четкого порядка
их расходования, кроме того, имели место
случаи не целевого использования государственных
средств.
4) Безопасность
деятельности предприятия.
Развитие
рынка в России характеризуется
целым рядом источников потенциальных
угроз предприятиям и отсутствием практических
возможностей противодействия им на основе
закона:
- невыполнение потребителями продукции предприятия условий договора в части ее оплаты;
- невыполнение своих обязательств поставщиками;
- произвол чиновников, вмешивающихся в деятельность предприятия путем установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства, ограничение товародвижения и т.п.
- прямое давление преступных группировок в форме вымогательства, навязывания услуг по "охране";
- передача конфиденциальной информации о предпринимателях криминальным элементам;
- утечка информации из коммерческих банков;
Необходимо
заметить, что отмечается процесс "интеллектуализации"
преступной деятельности, использование
в ее рамках все более сложной
финансово - технической информации
и технических средств прослушивания,
слежки, подделки документов и пр.
- отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса.
С большим
запозданием создан государственный
орган, призванный содействовать
становлению и развитию малого
бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий
и предпринимательства при Госкомимуществе
РФ. Статус этого комитета, его подчиненность
одному из российских министерств, скудность
его финансовых ресурсов свидетельствуют
о крайней ограниченности возможностей,
предоставленных данному органу. Обращает
на себя внимание и некоторая неопределенность
в ориентации деятельности данного комитета.
Судя по его наименованию, ему вменяется
в обязанность поддержка не только малого
бизнеса,
но и предпринимательства в
целом, а оно, как известно,
опирается
не на малый лишь, но и
на средний и крупный бизнес.
Такая
задача не по плечу никакому
комитету. Ее в состоянии решить
лишь целенаправленная политика
правительства в целом, и притом
за весьма продолжительное время.
Местные власти отнюдь не обеспокоены
тем, чтобы снизить уровень отчислений
малых предприятий в местные бюджеты.
Власти не желают связывать перспективы
развития собственного района с малым
бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы
в развитии
наукоемких
производств, так как они не приносят
районам прямой
выгоды.
Местные власти охотней
регистрируют предприятия, способствующие
в благоустройстве района.
Проблемы,
возникающие на стадии организации
малого предприятия.
Стадия
организации малого предприятия –
первый важнейший этап. Почти на каждом
шагу предпринимателя ожидают препятствия.
Наиболее важные, по мнению предпринимателей,
представлены ниже:
- Поиск перспективной
области деятельности, где хотя бы на первом
этапе работы будет спрос на продукцию
(поиск свободной ниши на рынке);
- Поиск партнеров;
- Недостаточность
стартового капитала;
- Сложность, отсутствие
четкого алгоритма процесса регистрации
предприятия. Оформление большого количества
документов, требующих частых визитов
в соответствующие организации и оплаты
их услуг в той или иной форме, а также
визитов к нотариусу (например, для заверения
образцов подписи директора и главного
бухгалтера на учетной карточке для банка).
Кроме того, периодически возникают требования
о подтверждении выполнения одной из операций
(например, постановка на учет в налоговой
инспекции) для начала выполнения другой
(например, заказа печати и штампа или
открытия счета в банке). Также, властные
структуры периодически осуществляют
различного рода перерегистрации МП, что
с одной стороны, усложняет работу предприятий,
а с другой – является способом дополнительных
изъятий их средств.
- Несовершенство
системы лицензирования. В процессе лицензирования
необходимо получить заключение противопожарной
службы о соответствии помещения профилю
деятельности и безопасном состоянии
данного помещения. Для этого нужно обратиться
в Областное управление по пожарной охране,
где очередь на несколько месяцев. Стоимость
же этого заключения и справки от санэпидемстанции
составляет от 5000 рублей и выше, в зависимости
от профиля деятельности.
- Несовершенство
процедуры сертификации. Для выпуска ряда
товаров и оказания услуг требуется наличие
сертификата (изготовление одежды, продуктов
питания, парфюмерно-косметических средств,
ремонт бытовой техники, деятельность
предприятий общественного питания и
др.). Сертификацию поводит центр стандартизации,
где весьма умеренные цены, но данная экспертиза
занимает довольно долгое время – 2,5 –
3 недели, что для подобных предприятий
невыгодно.
Вообще,
главным условием для развития предпринимательства
должна быть доступность организации
собственного бизнеса.
2.2. Пути решения проблем предпринимательства.
Очевидно, что всесторонняя поддержка
производства и предприятий-производителей
является самой важной задачей местных
властей. Государство и местные власти
обязаны в меру своих возможностей проводить
патерналистскую (покровительственную)
политику в отношении предприятий-производителей,
всячески способствуя их возникновению
и развитию на территории города и области.
К видам и формам поддержки предприятий-производителей
относят:
А) организационную помощь в скором
и эффективном решении всех вопросов,
поднимаемых предприятиями-производителями
во властных структурах, создание равных
и справедливых условий их конкуренции
за пользование государственными (муниципальными)
ресурсами.
Б) Экономическую поддержку предприятий-производителей,
которая включает в себя:
- Поддержку существующих производств. В отношении их могут использоваться следующие формы поддержки.
- Налоговые освобождения (также освобождения по сборам и платежам), исключительная форма поддержки, которая может предоставляться в том случае, если указанная сумма будет направлена на финансирование конкретных социально значимых объектов (программ), признанных таковыми властью.
- Налоговые льготы. При этом скидки должны устанавливаться по таким налогам как НДС, налог на прибыль, налог на имущество, налог на содержание жилого фонда. Установленная скидка должна компенсироваться а) ростом поступлений по подоходному налогу (на основе четкого финансового расчета) либо б) соответствующим сокращением расходов на систему социальной поддержки безработных.
- Налоговый кредит должен предоставляться предприятиям, отнесенным к категориям «перспективные» и «среднеперспективные». Цель налогового кредита – закупка нового оборудования, расширение производства, запуск нового производства. Предоставление налогового кредита должно сопровождаться убедительными расчетами по планируемому расширению налогооблагаемой базы.
- Поддержку новых производств.
Вновь создаваемые производственные
предприятия должны быть освобождены
от уплаты налогов (на прибыль,
НДС, на имущество) сроком на
два года. При этом должна существовать
система ограничений:
- Если предприятие создается на производственной базе и с участием старого производственного предприятия в качестве соучредителя, то
- старое предприятие не может полностью войти в состав нового (например, просто перерегистрировавшись),
- переданные новому предприятию производственные мощности не могут превышать трети производственных мощностей старого предприятия;
- на базе одного старого предприятия не может быть создано больше двух новых, пользующихся предоставленным освобождением.
- Новое производственное предприятие, чтобы оно могло пользоваться предоставленным освобождением, должно либо приобрести в собственность участок земли, на котором предполагается строить производство, либо иметь в собственности производственные мощности (в частности здания, сооружения), где предполагается развернуть производство.
В) Информационную поддержку предприятий-производителей.
- Сведения о производственных предприятиях города:
- основные данные о предприятии (полное название, правовой статус, юридический и фактический адрес, состав руководства, телефоны служб),
- данные о номенклатуре и кодификации изготавливаемой продукции,
- данные об основных фондах предприятия (площадь, правовая форма землепользования, здания и сооружения, социальная сфера и т.д.),
- сведения о временно незадействованных основных фондах, которые могут быть сданы в аренду, проданы, переданы в качестве учредительного взноса во вновь создаваемое предприятие),
- сведения о промышленном оборудовании, которое предприятие готово продать, сдать в аренду, в лизинг.
- сведения о государственных или муниципальных ресурсах:
- сведения о муниципальном и областном заказах,
- сведения об объемах и видах выпущенных ценных бумаг,
- утвержденный на текущий год бюджет, включая лимиты финансирования отдельных департаментов и служб,
- утвержденный на год объем зачетов.
Механизм реализации данных
предложений заложен в поэтапном их исполнении
Комитетом экономического анализа Администрации
области (отделом по малому предпринимательству):
- Группировка предприятий по категориям (по роду деятельности, по перспективности);
- Нормативно-правовое обеспечение:
- разработать положение о видах поддержки МП в зависимости от их категорий;
- формирование производственной инфраструктуры:
- имущественная поддержка малых предприятий : аренда на льготных условиях производственных площадей и оборудования предприятий-дол<span class="Body_0020Text