Предпринимательство как форма экономической реализации собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Тема, являющаяся предметом исследования настоящей работы, как следует из ее формулировки, обозначенной в заглавии, призвана раскрыть понятие, различные трактовки, основные признаки, особенности и характерные черты предпринимательской деятельности, обозначить ее цели и задачи, рассмотреть ее формы, а также те сферы, в которых она осуществляется, причем не просто рассмотреть как некое абстрактное понятие, а провести исследование, учитывающее реалии современного законодательства и положения дел в экономике конкретно нашей страны, а также подтвердить и проиллюстрировать сказанное примерами конкретных реальных российских предприятий, появившихся за последние пятнадцать лет.

Содержание

I.Введение.
II.Теоретические аспекты предпринимательства.
Сущность предпринимательства, его цели и задачи.
Формы предпринимательства как организованной хозяйственной деятельности
Государственная поддержка предпринимательской деятельности
Глава 2. Анализ предпринимательской деятельности на примере конкретных предприятий
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по экономике хорошая.docx

— 47.27 Кб (Скачать файл)

Вопрос о правовых основах  государственного регулирования предпринимательства  не может быть раскрыт без характеристики содержания принципов осуществления  такой политики. Принципы государственного регулирования предпринимательства  представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм российской государственности в сфере предпринимательства. Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной.1

Принцип законности - всеобъемлющий  правовой принцип. Он распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем субъектам права. Главное в содержании этого принципа - требование строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных  актов. Законность государственного регулирования  предпринимательства означает, что  его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке. Достаточное количество качественных правовых норм, наряду с высоким уровнем их исполнения всеми субъектами правоотношений, является основой для обеспечения режима законности деятельности хозяйствующих субъектов. Принцип законности - основа функционирования как государства в целом, так и предпринимательской деятельности в частности.

Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства  заключается в том, что оно  должно использоваться только тогда, когда  с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства  могут быть решены и когда отрицательные  последствия его применения не превосходят  достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий  нарушениям правовых норм.

Содержание мер государственного регулирования подчинено принципу справедливости. Справедливость относится  к числу общих принципов права, является руководящим началом правового  регулирования. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство  субъектов хозяйствования перед  законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия  характеру правонарушения, в их соразмерности.

Следующий принцип государственного регулирования предпринимательства - взаимная ответственность государства  и хозяйствующих субъектов. При  этом основным субъектом обеспечения  безопасности предпринимательской  деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области  через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство  должно обеспечивать не только безопасность каждого человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности предпринимательской  деятельности.

Сегодня положения Конституции  РФ обеспечивают гарантии предпринимательской  деятельности. Определяющее значение имеют нормы ст. 35 в Конституции, поскольку в ней содержатся сразу  три важнейшие гарантии предпринимательской  деятельности: никто не может быть лишен своего имущества иначе  как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных  нужд может быть произведено только при условии предварительного и  равноценного возмещения; право наследования гарантируется. Конституция решает главную экономико-правовую проблему -проблему собственности. Термин “собственность” и ее формы в Конституции понимаются как формы хозяйствования, осуществляемые различными субъектами. Кроме того, ряд конституционных положений обеспечивают единое экономическое и правовое пространство в стране.

Принципиальное значение имеют положения Конституции, провозгласившие  Россию социальным государством, политика которого, в том числе и в  области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для достойной  жизни и свободного развития человека, а его права и свободы объявляются  высшей ценностью.

Важное значение имеет  принятие ряда таких законов, как  Закон “Об акционерных обществах”, новые редакции законов “О Центральном  банке Российской Федерации”, “О банках и банковской деятельности”, установившие современные основы регулирования  банковской системы страны, новая  редакция Таможенного кодекса (1995 г.), федеральные законы о международных  договорах, соглашениях о разделе  продукции и ряд других нормативных  актов.

Для развития конкуренции, как  одного из главных направлений становления  цивилизованных условий предпринимательской  деятельности важным является правовое обеспечение развития конкурентной среды и борьбе с недобросовестной конкуренцией. Постановление Правительства  РФ “О государственной программе демонополизации экономики и развитии конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)” определило два направления работ: правовое обеспечение конкуренции и разработка программ демонополизации и развития конкуренции.Следует отметить, что законодательство России отображает особенности ее экономики, специфику правовой системы:

  • наряду с ограничениями монополистической деятельности предпринимателей - хозяйствующих субъектов предусматриваются меры к пресечению государственного монополизма - монополистических действий (актов, соглашений) органов государственной власти и управления,
  • наряду с запрещением совершения монополистических действий и введением ответственности за это предусматриваются различные меры по поддержке развития мелких и средних предприятий, разукрупнения монополистических структур.

С началом проведения реформ неотложной практической задачей стала  проблема создания нормативно-правовой базы несостоятельности хозяйствующих  субъектов. Значение института несостоятельности  заключается в том, что на его  основе из гражданского оборота исключаются  неплатежеспособные субъекты, а это  ведет к оздоровлению рынка, повышению  безопасности функционирования субъектов  хозяйствования. Соответствующий механизм дает также возможность предприятиям и предпринимателям реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности, а также определяет порядок равномерного распределения  имущества должника между всеми  его кредиторами. Первые шаги в этом направлении были сделаны принятием Закона “О предприятиях и предпринимательской деятельности” (1990), а затем Закона “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” (1993).Практика использования последнего закона выявила его слабые стороны: он морально устарел с принятием нового Гражданского кодекса, который ввел во многом новый понятийный аппарат; ряд базовых положений закона оказались трудноприменимыми на практике.

Решительно изменить среду  обитания субъектов предпринимательской  деятельности, сделать ее более безопасной, призван Закон “О несостоятельности (банкротстве)”, вступивший в силу с 1 марта 1998 г. В то же время продолжают оставаться неурегулированными отношения, касающиеся несостоятельности (банкротства) хозяйствующих субъектов в отдельных  и весьма важных сферах экономики, в  частности казенных предприятий. Существенно  отличается от общепринятого механизм банкротства кредитных организаций.

Хозяйственным законодательством  Российской Федерации в качестве основополагающих принципов предпринимательской  деятельности определены инициативность и самостоятельность хозяйствующих  субъектов. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность на основе заключенных с поставщиками и  покупателями договоров, опираясь на спрос  и конъюнктуру рынка, распоряжается  прибылью. Вместе с тем самостоятельность  предприятия не может быть безграничной без государственного контроля, регулирования, координирующего воздействия.

Большое значение на практике приобретают гарантии предпринимательской  деятельности. Одна из них - запрещение вмешательства государства и  его органов в деятельность предприятия, кроме как по определенным законодательством  основаниям и в пределах установленных  полномочий.

В условиях рыночных отношений  органы управления вместо планирования "сверху", доведения заданий  и жесткого контроля за их исполнением осуществляют воздействие на экономику через кредитование, систему налогов, политику цен, сертификацию товаров (работ, услуг), недопущение (ограничение) монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке и недобросовестной конкуренции.

Предприниматели все более  ощущают необходимость четких и  легитимных хозяйственных связей с  ними. Однако установленный порядок  взаимоотношений зачастую нарушается не только предпринимателями, но и органами государственного управления и местного самоуправления.

Запреты органам власти и  управления вмешиваться в ту сферу  предпринимательской деятельности, в которой право принятия решений  принадлежит исключительно предпринимателям, нередко нарушаются. Принятие властными  органами нормативных актов с  превышением своей компетенции  приводит к нарушению прав и законных интересов предприятий. Поэтому  все больше возрастает роль правового  регулирования как самой предпринимательской деятельности, так и контрольных функций государства, органов управления. Законодательством, в том числе и новым ГК РФ, не только установлены запреты на вмешательство в хозяйственную деятельность предприятий, но и предусмотрены неблагоприятные последствия таких действий государственных органов: признание в судебном порядке властного акта государственного или иного органа, принятого с нарушением законодательства, недействительным (полностью или частично); непридание судом правовой силы такому акту; взыскание в судебном порядке убытков, причиненных предпринимателю неправомерными действиями (бездействием) государственного или иного органа.

Наиболее эффективным  способом защиты прав предпринимателей является предусмотренное ст. 12 ГК РФ признание недействительным противоречащего  законодательству акта органа государственного управления или органа местного самоуправления. Предприниматель может оспорить неправомерный акт в суде или  арбитражном суде как акт, нарушающий государственную гарантию соблюдения законных интересов предприятия. Основанием для признания властного акта недействительным является издание его соответствующим органом вне компетенции либо принятие его с нарушением формы, порядка и сроков.

Порядок обращения в арбитражный  суд с заявлением о признании  акта недействительным, сроки рассмотрения и принятия решения определены Арбитражным  процессуальным кодексом РФ. Дела по таким  заявлениям возбуждаются без предварительного, претензионного урегулирования разногласий  и обращения к вышестоящему органу.

Опыт предпринимательской  деятельности на примере конкретных предприятий.

История развития мебельной  фирмы "Ля Рошель"

Предприятие по производству мягкой мебели Ч.П. Попов А.И. было создано  в Томске 19 августа 2000 года. Основной принцип создателей компании - только качественная, оригинальная и, самое  главное, - удобная мебель, изготовленная  из натурального дерева. Первые модели мебельной продукции быстро нашли  своих обладателей. И после столь  успешного начинания предприниматели  решили выходить на рынок как мебельный  салон. 15 сентября 2000 года компания открыла  салон «Ля Рошель». 
Кстати, название торговой марки "Ля Рошель" символично: продав первую партию мягкой мебели, ее создатели отметили это событие французским шампанским города Рошель.

В начале пути пришлось столкнуться  с рядом трудностей: маловместительная  мастерская, небольшой коллектив, но зато было самое главное - желание  создавать, творить и радовать потребителей шикарной и комфортной мебелью. Теперь специалисты и мастера "Ля Рошель", работая в современном цехе на уникальном оборудовании, с улыбкой вспоминают пятилетнюю давность. Сейчас компания гордится развитой инфраструктурой. Это пять производственных цехов (поролоновый, столярный, красильный, сборочный и швейный цеха), склады, автотранспорт, столовая - все, что может позволить себе серьезная компания, заботящаяся о своих сотрудниках.

На сегодняшний день в  изготовлении мебели принимают участие  только квалифицированные специалисты, прошедшие специальное обучение до предприятия, а затем повысившие свои профессиональные навыки в процессе работы. Отметим, что над дизайном моделей постоянно трудятся творческие люди, разрабатывающие новые и оригинальные модели мебельных комплектов.

О серьезных намерениях фирмы  и ее конкурентоспособности говорит  и то, что она ежегодно обновляет  ассортимент выпускаемой продукции. Это заметили многие покупатели, как  из Томска, так и из Томской области, а также соседних регионов. Именно поэтому многие стали постоянными  клиентами мебельного салона "Ля Рошель". Главное в работе - ориентация на новизну и качество товара. Торговая марка "Ля Рошель" хорошо известна в Томске, Новокузнецке, Благовещенске.

За семь лет работы компания зарекомендовала себя как надёжный производитель стильной мягкой мебели, где подход к клиентам индивидуален.

Благодаря профессионализму сотрудников компании "Ля Рошель", фирма стабильно развивается, внедряя новые технологии. "Ля Рошель" - один из лидеров "мебельного дела" на Томском рынке.

Ключевые моменты в  жизни компании:

    1. 19 августа 2000 года - создание фирмы (Ч.П. Попов А.И.).
    2. 3 сентября 2000 года - рождение торговой марки "Ля Рошель".
    3. 15 сентября 2000 года - открытие салона "Ля Рошель".
    4. 3 июня 2001 года - покупка производственных помещений.
    5. 5 декабря 2001 года - выход на рынок мягкой мебели г. Новокузнецка.
    6. 12 января 2002 года выход на рынок мягкой мебели г. Благовещенска.
    7. 5 августа 2005 года – пятилетие.

Информация о работе Предпринимательство как форма экономической реализации собственности