Предприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 01:45, курсовая работа

Краткое описание

В большинстве стран мира предпринимательство служит мощным двигателем экономического и социального развития. Без предпринимателей потребности людей не могут быть удовлетворены в полной мере. Кроме того предпринимательство выполняет управленческую, организационную, рыночную функции; формирует элементы творчества в социально – экономической жизни общества. С помощью предпринимательства реализуются нововведения в торговле, управление, информационных технологиях. Особенно важно предпринимательство в условиях экономического кризиса.
В данной работе были поставлены следующие цели:

Содержание

Введение. 3
I. Определение и сущность предпринимательской деятельности 4
II. Функции и роль предпринимательской деятельности 9
III. Виды предпринимательской деятельности 14
IV. Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности 16
1. Индивидуальное предпринимательство 16
2. Хозяйственное товарищество 17
3. Хозяйственные общества 19
4. Акционерные общества 19
5. Производственные кооперативы 22
Заключение 23
Список используемой литературы: 24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.docx

— 53.46 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение. 3

I. Определение и сущность предпринимательской деятельности 4

II. Функции и роль предпринимательской деятельности 9

III. Виды предпринимательской деятельности 14

IV. Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности 16

1. Индивидуальное предпринимательство 16

2. Хозяйственное товарищество 17

3. Хозяйственные общества 19

4. Акционерные общества 19

5. Производственные кооперативы 22

Заключение 23

Список используемой литературы: 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В большинстве  стран мира предпринимательство  служит мощным двигателем экономического и социального развития. Без предпринимателей потребности людей не могут быть удовлетворены в полной мере. Кроме  того предпринимательство выполняет  управленческую, организационную, рыночную функции; формирует элементы творчества в социально – экономической  жизни общества. С помощью предпринимательства реализуются нововведения в торговле, управление, информационных технологиях. Особенно важно предпринимательство в условиях экономического кризиса. 

В данной работе были поставлены следующие цели:

  • дать определение сущности предпринимательства, выделить основные черты и особенности предпринимательской деятельности;
  • охарактеризовать основные формы предпринимательства;
  • описать виды предпринимательской деятельности, указать их достоинства и недостатки.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Определение и сущность предпринимательской деятельности

В современной  экономической литературе существуют различные определения  понятия  «предпринимательство», но, по сути, они не имеют кардинальных отличий. 

В Законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сказано, что предпринимательство (предпринимательская деятельность) - это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли.

Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом, включая  хозяйственно-производственную, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и др., коммерческое посредничество, а также операции с ценными бумагами.

Указанные виды деятельности могут осуществляться непосредственно одним человеком или коллективом (партнеры), с применением наемного труда или без него, с образованием юридического лица или без него. Субъектами предпринимательства могут быть:

•  граждане РФ и других государств, не ограниченные в установленном законом порядке в своей деятельности;

•  граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законом;

•  объединения граждан (партнеры).

Статус предпринимателя  приобретается только посредством государственной регистрации предприятия. В тех случаях, когда предпринимательская деятельность ведется без применения наемного труда, она регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда - как предприятие.

Из этого  следует, что предпринимательская  деятельность осуществляется в двух формах:

•  самим собственником средств производства на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность (индивидуальная трудовая деятельность),

•  руководителем предприятия от имени собственника. Пределы распоряжения такой собственностью регулируются контрактом (договором), определяющим взаимные обязательства сторон. В этом договоре указываются ограничения прав в использовании имущества и проведении отдельных видов деятельности, порядок и условия финансовых взаимоотношений и материальной ответственности сторон, основания и условия расторжения договора.

Собственник имущества не имеет права вмешиваться  в деятельность предпринимателя после заключения договора с управляющим (предпринимателем) за исключением случаев, предусмотренных договором, уставом предприятия и законом.

      В соответствии с законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предприниматель (руководитель) имеет право:

•  привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество и отдельные имущественные права граждан и юридических лиц;

•  самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РФ и договорами;

•  осуществлять внешнеэкономическую деятельность;

•  осуществлять административно-распорядительную деятельность по управлению предприятием;

•  нанимать и увольнять работников от имени собственника предприятия.

По всем пунктам  предприниматель обязан организовать деятельность в соответствии с законодательством  РФ и заключенными им договорами и нести ответственность по закону за ненадлежащее исполнение заключенных договоров, нарушение прав собственности других субъектов, загрязнение окружающей среды, нарушение антимонопольного законодательства, несоблюдение безопасных условий труда, реализацию потребителям продукции, причиняющей вред здоровью.

За словом «предпринимательство» стоит «дело», предприятие, производство продукта или услуги. Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.

 Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует вымыванию устаревших. На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, получаемой прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов.

В тесном единстве с самостоятельностью находится  принцип личной экономической заинтересованности. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает на общественные.

Предпринимательство – по сути, тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятий, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. Это, как правило, рисковое дело, и поэтому должно быть тщательно обоснованно, опираясь на знания рынка сбыта и конкурентов, не пренебрегая при этом собственной интуицией и, безусловно, поддержкой государственных органов (особенно когда речь идет об экономически перспективных и социально значимых проектах) .

Следовательно, человек, открывающий свою фирму (предприниматель) должен иметь следующие качества, которые буту необходимы для осуществления предпринимательской деятельности:

•  способность не ординарно мыслить при выявлении потребностей рынка и выработке предпринимательской идеи;

•  способность к принятию решений и ответственности за них, умение контролировать их выполнение;

•  умение подобрать необходимых для достижения поставленной цели работников и партнеров, стимулировать их заинтересованность в максимально эффективном сотрудничестве;

•  улучшать собственные структуры и взаимодействие с внешними контрагентами (потребителями, поставщиками и др.).

Для начала предприниматель должен решить извечные проблемы рыночной экономики: что производить, как производить, для кого производить? Решение и его эффективность предрешается качеством следующих логически связанных действий.

Во-первых, должна быть выработана предпринимательская  идея, основывающаяся на возможности  возглавляемой предпринимателем фирмы  и потребностях рынка. Эта идея воплощается  в конкретном образе какого-либо товара.

Поскольку предпринимательская  идея возникает, как правило, на абстрактном  уровне, зачастую интуитивно, необходимо, во-вторых, осуществить ее экспертную оценку. Для последней крайне важно  наличие разнообразной достоверной  объективной информации, получаемой, главным образом, в результате исследования рыночной конъюнктуры (маркетинга) по крайней мере, по следующим позиция:

1) возможно ли реальное воплощение предпринимательской идеи в практику его деятельности;

2) каково на рынке соотношение между спросом и предложением товара (услуги), в котором воплощена предпринимательская идея, или какова возможность возбуждения роста спроса, если этот товар обладает качественно новыми потребительскими свойствами;

3) каковы могут быть продажная цена предполагаемого к производству товара, а также собственные затраты предпринимателя на его производство или издержки производства;

Таким образом, схема предпринимательского решения, в самом общем виде, может быть представлена следующим образом:

предприниматель > выдвижение предпринимательской  идеи > оценка возможности реализации выдвинутой идеи в практику предпринимательской  деятельности > оценка предпринимательской  идеи с точки зрения практической ситуации, складывающейся на потребительском  рынке > проведение необходимых расчетов для определения возможного предпринимательского эффекта от реализации выдвинутой идеи > экспертная оценка полученной информации и результатов проведенных расчетов > принятие предпринимательского решения.

Как уже было сказано выше предпринимательство по своей природе является рисковой деятельностью, поскольку, то или иное действие предпринимателя содержит в себе возможность определенных потерь. Если предприниматель не рискует, то не сможет воплотить свою идею в жизнь, особенно в нашей стране. Риск представляет собой вероятность убытков или сокращения доходов по сравнению с экспертной оценкой, на основе которой принималось предпринимательское решение.

Предприниматель, чтобы добиться успеха в конкурентной борьбе, должен учитывать фактор риска, тщательно анализировать его  причины, возможные последствия. Здесь, конечно, важны расчетливость, умение сопоставлять вероятные потери и  выгоды, что требует определенного  объема знаний в области общеэкономической  теории, экономики; методики применения количественных методов анализа. Нельзя забывать и о предпринимательской интуиции, основывающуюся на прошлом опыте и проницательности.

Предпринимательство, как социальное явление, отражает возможности  каждого дееспособного индивидуума  быть собственником дела, проявлять  с наибольшей отдачей свои индивидуальные способности, творчество; проявляется в формировании нового слоя людей – предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленных целей. При этом оно способствует увеличению численности наемных работников, которые, в свою очередь экономически и социально заинтересованы в устойчивости предпринимательской деятельности. Чем эффективнее функционирует предпринимательская организация, тем устойчивее экономика региона, увеличиваются поступления средств в бюджет и государственные внебюджетные социальные фонды, растет численность рабочих мест, сокращается уровень безработицы, повышается уровень материального положения наемных работников.

    1. Функции и роль предпринимательской деятельности

Предпринимательство выступает в качестве особого  вида экономической активности, ибо  его начальный этап связан, как  правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента -  будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий - это тоже инновационные моменты.

Основным  субъектом предпринимательской  активности выступает предприниматель. Однако предприниматель - не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (рис. 1).

 

 

 

 


    

 

 

 

Рисунок 1.   Субъекты предпринимательской деятельности

 

Во  взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому  все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.

Таким образом, целью предпринимателя выступает  необходимость «завоевать» потребителя, создать круг собственных потребителей.

Основными средствами воздействия  предпринимателя на потребителя  выступают следующие факторы:

•  новизна товара и его соответствие интересу потребителя;

•  качество;

•  цена, доступность товара;

•  степень универсальности товара;

•  внешний вид и упаковка;

•  позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;

Информация о работе Предприятие