Предприятие - основное звено экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Основной хозяйствующей структурной единицей в условиях рыночной экономики является предприятие. Именно предприятие является основным производителем товаров и услуг, основным рыночным субъектом, вступающим в различные хозяйственные отношения с другими субъектами.
Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или без образования юридического лица. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица осуществляется гражданином - индивидуальным предпринимателем, прошедшим государственную регистрацию.
Целью данной работы является изучение предприятия как основного звена экономики.

Содержание

Введение
1. Предприятие как хозяйственная единица и самостоятельный хозяйственный объект
2. Нормативное регулирование деятельности предприятий
3. Содержание основных функций предприятия в экономике
Заключение
Глоссарий
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Предприятие - основное звено экономики.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

«Государство обеспечивает правовую основу экономических решений, защищает национальные экономические интересы, формирует инфраструктуру, контролирует базовые параметры денежного обращения, развивает секторы, которые обществу выгодно иметь в государственной собственности или которые не затрагивают частный бизнес». Государственное регулирование используется в интересах всего общества как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм хозяйствования. Государство выступает гарантом равных условий хозяйствования.

Контроль государства за состоянием и развитием рынка предполагает регулируемое воздействие на хозяйственную деятельность самостоятельных предпринимателей, определение оснований и пределов публичного вмешательства в нее. Принятые в последние годы законы и иные правовые акты значительно усиливают роль государства в становлении рыночной экономики.

С учетом конституционного устройства Российской Федерации и функционирования частной, государственной и муниципальной  собственности на средства производства и предметы труда можно выделить общее государственное воздействие на предпринимательскую деятельность, осуществляемое независимо от форм собственности, и особенное, когда государство выступает как собственник своего имущества.

Также для государственно-правового  регулирования экономики и предпринимательской деятельности используются различные средства. К их числу относятся:

1. «нормативное регулирование  основ деятельности (ее видов,  содержания и т.д.);

2. официальное признание,  удостоверение статуса субъектов  предпринимательства и осуществляемых ими видов деятельности (регистрация, лицензирование и т.д.);

3. определение порядка  ведения хозяйственной деятельности;

4. установления нормативных  требований к содержанию и  качеству предпринимательской деятельности;

5. организация поддержки предпринимательской деятельности;

6. контроль за соблюдением  законности;

7. введение запретов и  санкций за отступление от  нормативов».

Одним из методов административно-правового  регулирования, является налогообложение. Законодательство о налогах включает в себя более 20 законодательных актов, основным является Закон «Об основах налоговой системы Российской Федерации». Субъектам федераций даны обширные полномочия в сфере налогообложения, но сеть и существенное ограничение, местные органы могут вводить налоги, составляющие не менее четверти от суммы центральных налогов. В целях ослабления налогового бремени для производителя, для того чтобы поддержать отечественного производителя, был издан Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. «О некоторых вопросах налоговой политики». Данный Указ предусматривает ряд мер: а) уменьшение количества налогов; б) снижение на 10 - 20% уровня ставок взимаемых с предприятия основных налогов; в) введение ограниченного перечня продовольственных товаров, обложение которых налогом на добавленную стоимость производится по ставке 10%; г) уменьшение количества налоговых льгот. Одновременно был введен более строгий порядок взаимоотношений хозяйствующих субъектов с налоговыми органами (постановка на учет, наложение штрафов, информация обо всех открытых счетах). Государственный контроль в сфере стандартизации и сертификации осуществляется на основе и в соответствии с требованиями Законов Российской Федерации от 10 июня 1993 г. «О стандартизации» и «О сертификации продуктов и услуг». Качество производимой продукции и оказываемых услуг определяется гостами, техническими условиями и другими документами, устанавливающие определенные требования к качеству продукции, работ и услуг. Это регулируется тем, что государство сертификаты и иные документы и знаки соответствия (зарегистрированные в установленном порядке) обязывают изготовителей (продавцов, подрядчиков) обеспечить соответствие реализуемой продукции, работ и услуг требованиям нормативных документов. Закон «О сертификации продуктов и услуг» регулирует деятельность по подтверждению качества продукции установленным требованиям. «Сертификат - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям». Госстандарт России определил номенклатуру товаров подлежащих обязательной сертификации, центры стандартизации постоянно информируют торгующие организации об изменениях в данном перечне. Государственный контроль за соблюдением стандартов, других правил обязательной сертификации товаров, работ и услуг обеспечивают органы Государственного комитета по стандартам, а так же другие специально уполномоченные органы.

Существует несколько  видов функционального контроля и надзора:

1. Таможенный контроль. Таможенный  контроль является одним из важнейших инструментов регулирования товарооборота и может служить инструментом защиты Российского рынка. Нормативное закрепления основ таможенного регулирования дано в Таможенном кодексе, а так же в ряде других нормативно правовых актах: «О таможенном тарифе»;

2. Валютный контроль. Целью  валютного контроля является  обеспечение соблюдения валютного  законодательства при осуществлении  валютных операций. Валютный контроль  в РФ осуществляется органами  валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля являются Центральный Банк РФ, Правительство РФ. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с нормативно - правовыми актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Нормативной базой валютного контроля является Закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

3. Энергетический надзор. 12 мая 1993 г. утверждено «Положение  о государственном энергетическом  надзоре в РФ». Органы - Главное  управление государственного энергетического  надзора Министерство топлива и энергетики. Органы осуществляют надзор за проведением предприятиями мероприятий по сбережению электрической и тепловой энергии и следят за техникой безопасности.

4. Надзор в сфере трудовых  отношений. Регулируется Указом  Президента от 4 мая 1994 года «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда». Осуществляется Федеральной инспекцией труда при Министерстве труда РФ и подведомственными ей государственными инспекциями труда субъектов РФ.

Методы и способы регулирования предпринимательской деятельности на этом не заканчиваются, существуют и другие методы, но здесь перечислены самые основные методы и способы, используемые государственными органами для регулирования предпринимательской деятельности.

 

3. Содержание основных функций предприятия в экономике

 

К основным функциям предприятия можно отнести следующие:

1.изготовление продукции  для производственного и личного  потребления в соответствии с  профилем предприятия и спросом  на рынке;

2.продажа и поставка  продукции потребителю;

3.послепродажное обслуживание  продукции;

4.материально-техническое  обеспечение производственного  процесса на предприятии;

5.управление и организацию  труда персонала на предприятии;

6.повышение качества продукции;

7.снижение удельных издержек и рост объема производства на предприятии;

8.уплата налогов, внесение  обязательных и добровольных  взносов и осуществление платежей  в бюджет;

9.соблюдение действующих  стандартов, нормативов.

Функции предприятия конкретизируются и уточняются в зависимости от размера предприятия, отраслевой принадлежности, формы собственности, степени специализации и кооперирования, наличия коммерческой и социальной инфраструктуры.

В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может  быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:

- общее управление (установление  нормативных требований и политики  управления, политики инноваций,  планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

- управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

- конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, финансы, производство, кадры, основные фонды).

Если структурные стороны  деятельности предприятия определены, то все функции управления разделены  на общие и конкретные.

Функция управления - вид  деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся  определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления.

Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры  управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.

Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления.

В соответствии с ГОСТ 24525.0-80 к ним относятся:

- прогнозирование и планирование;

- организация работы;

- мотивация;

- координация и регулирование;

- контроль, учет, анализ.

Функции, выделяемые по сферам деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав:

- перспективное и текущее  экономическое и социальное планирование;

- организация работ по  стандартизации;

- учет и отчетность;

- экономический анализ;

- техническая подготовка  производства;

- организация производства;

- управление технологическими  процессами;

- оперативное управление  производством;

- метрологическое обеспечение;

- технологический контроль  и испытания;

- сбыт продукции;

- организация работы с  кадрами;

- организация труда и заработной платы;

- материально-техническое  снабжение;

- капитальное строительство;

- финансовая деятельность.

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе мы рассмотрели предприятие как  основное звено экономики. Они производят продукцию и услуги, сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.

Убедились, что деятельность предприятия в основном направлена на достижение единственной цели-получения прибыли.

Узнали, что вне зависимости  от самостоятельности предприятия, государство контролирует его деятельность с помощью нормативных актов.

 

 

Глоссарий

 

№ п/п

Понятие

Определение

1

Предприятие

самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

2

Нормативный аспект

разработка и  юридическое закрепление (установление) норм (правил) поведения людей

3

Гипотеза

часть нормы, которая  указывает условия, обстоятельства, в которых она действует

4

Диспозиция

часть нормы, раскрывающая содержание, смысл, самого правила поведения, т.е. юридические права и обязанности, возникающие у субъекта поступка или действия

5

Санкция

часть нормы, характеризующая  меры, которые могут быть предприняты  государственной властью в случае несоблюдения диспозиции и гипотезы соответствующей нормы

6

Государственно - управленческая деятельность

функционирование  субъектов исполнительной власти и  иных звеньев государственного управления по реализации их задач и функций

7

Государственное управление

есть постоянное, непосредственное вмешательство органов  управления в жизнь объектов, то сейчас основным направлением является предоставление относительной самостоятельности (в известных пределах)

8

Функция управления

вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся  определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления

9

Хозяйственный риск

соотношение между  предполагаемыми затратами и  результатами

10

Прибыль

превышение в  денежном выражении доходов (выручки  от реализации товаров и услуг) над  затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг


 

Список использованной литературы

 

  1. Антонов, А.Н. Основы современной организации производства / А.Н. Антонов, Л.С. Морозова. - М.: Дело и сервис, 2004.
  2. Артамонов, Г.В. Феномен информации в политической экономии \\ НТИ. Сер. 1, 1989 г., №4.
  3. Арутюнов, П.А. От индустрии вещей к индустрии знаний. \\ Деловой мир, 1994 г., 5 апреля.
  4. Бухалков, М.И. Организация производства и управление предприятием [Текст] / М.И. Бухалков, В.Б. Родионов; под ред. О.Г. Туровца. - М.: ИНФРА-М, 2011.
  5. Васильцов, В.С. Экономика предприятия [Электронный ресурс]: электронный учебник / В.С. Васильцов. - М.: КноРус, 2011.
  6. Организация производства на предприятии (фирме) [Текст] / Под ред. О.И. Волкова, О.В. Девяткина. - М.: ИНФРА-М, 2010.
  7. Ильченко, А.Н. Организация и планирование производства [Текст] : учеб. пособие / А.Н. Ильченко, И.Д. Кузнецова. - М.: Academia (Академпресс), 2010.
  8. Лившиц, А.Б. На пути к экономике: насколько полезен опыт капитализма \\ Экономические науки, 1990 г., №9.
  9. Рязанова, В.А. Организация и планирование производства [Текст] : учеб. пособие.
  10. Раздорожный, А.А. Организация производства и управление предприятием [Текст] / А.А. Раздорожный. - М: Экзамен, 2009.
  11. Соловьев, В.Н. Организация производства на предприятиях сервиса : метод. руководство к курсовому проектированию / В.Н. Соловьев, А.А. Гончаров. - СПб.: СПбГУСЭ, 2005.
  12. Фатхутдинов, Р.А. Организация производства [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2010.

Информация о работе Предприятие - основное звено экономики