Представление о предмете экономической теории на разных этапах ее формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:45, контрольная работа

Краткое описание

Предметом экономической теории является проблема рационального использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения возрастающих материальных потребностях человека.
Глубокий кризис всех сторон жизни общества не мог не отразиться и на современном состоянии экономической науки. Ее кризис как частной формы проявления общего кризиса естествен, поскольку экономическая теория есть отражение экономической жизни общества. Как свидетельствует история развития экономической теории, именно экономические кризисы всегда служили мощным толчком ее развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Возникновение экономической теории
1.1 История экономики как науки
1.2. Первый этап - экономия
1.3. Классическая политическая экономия.

1.4. Экономикс.
2. Предмет экономической теории

2.1. Зарождение и развитие экономической теории
3.Взаимосвязь реальной экономики и экономической теории
3.1.Современные аспекты развития экономической теории
3.2.Влияние экономической теории на современную экономику России
Список использованной литературы
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

микроэкономика.docx

— 68.53 Кб (Скачать файл)

Благодаря компьютерным технологиям, невиданному ранее масштабу экономических  исследований, совершенствованию методов  экономических измерений, стандартизации национальных счетов и созданию мощных исследовательских отделов в  международных кредитных организациях, происходит лавинообразный рост экономической  информации, доступной для большинства  исследователей в развитых странах. Эта информация постоянно обновляется  и обогащается как за счет введения новых измеряемых показателей, так  и за счет внедрения международных  стандартов в развивающихся странах.

  1. Изменение "стандарта строгости".

За последние полвека  радикально изменился принятый в  экономике стандарт строгости. Типичная статья в журнале высокого уровня должна содержать, по крайней мере, одно из двух: либо теоретическое модельное обоснование основных тезисов, либо их эконометрическое тестирование на эмпирическом материале. Тексты, написанные в стиле Рикардо или Кейнса, в наиболее престижных журналах крайнередки.

  1. Коллективный характер обобщающих работ. Принцип сосуществования.

Все реже предпринимаются  и все менее успешны попытки  создания всеохватывающих экономических  теорий. В каждом томе участвуют  десятки авторов, представляющие разнообразные  точки зрения и пользующиеся разнообразными инструментами. Принцип единства теории, кажется, уступил место принципу сосуществования конкурирующих  концепций.

  1. "Поведенческий" переворот в теоретической макроэкономике.

Нельзя не отметить произошедший за последние два десятилетия  переворот в теоретической макроэкономике. В значительной мере он был стимулирован "критикой Лукаса" (Lucas (1976)). После многих лет почти раздельного существования микро- и макроэкономики, сейчас интенсивно разрабатывается синтетическая теория.

  1. Организационный рост.

Не чувствуется застоя и на организационном уровне. Престиж  и зарплата квалифицированного экономиста на Западе сравнительно высоки, растет количество научных журналов и увеличивается число конференций. Частота контактов, обмен научными и преподавательскими кадрами между университетами, новые технологии обмена информацией привели к интернационализации экономической науки. Практически исчезли национальные школы.

3.2.Влияние экономической теории на современную экономику России

Если верно, что основная причина состоит в отсутствии универсальных экономических законов, необычайном многообразии и быстрой  изменчивости экономических объектов, то, возможно, выход состоит в  принципиально иной организации  научного исследования. В настоящее  время и в естественных науках, и в экономике ведущая роль принадлежит индивидуальным исследователям. В физике, химии, биологии они делают открытия, а в экономике, как заметил  Малинво, нет. Возможно, что экономические открытия по самой своей природе должны носить краткосрочный характер. Таким открытием могло бы быть, например, обнаружение причин нынешнего спада в России и разработка эффективных мер по его преодолению. Но если период жизни изучаемого явления 4 - 5 лет, то у индивидуального исследователя слишком мало шансов на успех.В качестве альтернативы можно представить себе следующую организацию экономических исследований, включающую базовый институт, исследовательские команды и группы советников. Базовый институт создает исследовательскую среду, включая базы данных, системы опросов экономических агентов, системы обработки информации, другие средства экономического исследования. Исследовательская среда включает небольшое число высококвалифицированных экспертов по основным направлениям. Институт организует исследовательские команды на ограниченный срок для решения конкретных научных задач. Группы советников создаются при органах экономического управления (например, министерствах) и крупных фирмах. Взаимодействие исследователей и советников должно обеспечить быстрое и результативное использование научных результатов.Стоит заметить, что такие гиганты как Мировой Банк и МВФ фактически используют близкие принципы; создание своих аналитических групп стало обычной практикой для многих типов правительственных и частных организаций; широко практикуемая на западе система грантов предполагает создание проблемных исследовательских команд на сравнительно короткий срок. Иными словами, все элементы системы, схематично описанной выше, уже существуют. Нужно осознать, что экономика - необыкновенно быстро меняющийся объект, изучение которого требует особой организации. 
Осознание факта кризиса экономической теории и понимание его природы особенно важно для России. Российское общество и в 1917, и в 1992 гг. отчасти стало жертвой естественнонаучной формы экономического знания, веры в то, что есть источник, где найден точный и правильный ответ. Теперь наступило разочарование. Впрочем, и сейчас еще приходится слышать ссылки на несуществующие теоретические доказательства, например, отрицательной связи между инфляцией и ростом. Для России, ищущей выхода из кризиса, особенно важно сбалансированное отношение к экономической теории. Экономисты сами должны заботиться об этом и не создавать завышенных ожиданий. История теоретических поисков учит осторожности в осуществлении экономических преобразований. Радикальные преобразования, как правило, должны оставлять возможности для корректировки и, следовательно, быть протяженными во времени. Другой аспект проблемы связан с глубокой отсталостью экономической науки в России. Мы привычно говорим об отсталости технологии, а о науке вспоминаем лишь в связи с ее тяжелым финансовым положением. Нужно признать, что в течение восьмидесяти лет разрыв между западными и российскими технологиями экономических исследований увеличивался. Сейчас есть надежда на его сокращение. Обновляется экономическое образование, публикуются переводы западных учебников, появляются молодые люди, получившие дипломы в западных университетах высокого уровня. Совершенствуется, хотя и медленно, статистическая служба. Это движение в правильном направлении. Российская экономика представляет собой гигантскую лабораторию, где в течение нескольких лет происходят институциональные преобразования, требовавшие в иных странах и в иное время десятилетий. Мы можем и должны облегчить бремя этих преобразований, а для этого необходимо понимать их насколько это позволяет имеющийся инструментарий. Синтез институционализма и современной теории экономического роста - захватывающее направление исследований, которое, возможно, позволит раздвинуть рамки существующей методологии. Из вышесказанного об экономической теории не следует вывод о ее бесполезности, или о том, что надо искать свои пути, не обращая внимание на достигнутое. Такой подход неизбежно приведет к бессмысленному повторению пройденного. С другой стороны, мы не должны всего лишь догонять экспресс, мчащийся в неведомую даль. Необходимо искать свои пути в сотрудничестве с мировым сообществом экономистов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Объектом изучения экономической  теории является анализ тесной взаимосвязи  механизма функционирования рынка  с наличием на рынках и соответствующих  им сегментах совершенной и несовершенной  конкуренции, степени монополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конкуренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений. Поэтому структурно экономическая теория включает в себя микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика исследует поведение отдельных производителей, экономические закономерности формирования предпринимательского капитала и конкурентной среды. В центре ее анализа цены отдельных товаров, затраты, издержки, механизм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда. На микроуровне в исходной основе складываются пропорции, которые определяют пропорции общественного уровня. Макроэкономика занимается исследованием функционирования национальной экономической системы на основе формирующихся микропропорций. Объектом ее изучения выступают национальный продукт, общий уровень цен, инфляция, занятость. Макропропорции как бы вырастают из микропропорций, но приобретают самостоятельный характер. Микроэкономика и макроэкономика взаимообусловлены в реальной экономической среде и взаимодействуют друг с другом. На макроэкономическом этапе уровень, характер и сила этого взаимодействия в той или иной степени подвергаются государственному регулированию посредством экономических стабилизаторов и регуляторов.

Следовательно, общая экономическая  теория выступает в качестве методологического  фундамента целого комплекса экономических  наук.

Таким образом, микроэкономика - часть экономики, исследующая, во-первых, такие обособленные экономические  единицы, как домашние хозяйства, фирмы, отрасли, и, во-вторых, отдельные рынки, конкретные цены и конкретные товары и услуги.

Проблемы экономики можно  изучать на различных уровнях: во-первых, на уровне отдельных хозяйственных  единиц, таких как фирмы, домашние хозяйства, отрасли, и, во-вторых, в масштабе всего народного хозяйства и  его составляющих с использованием агрегированных величин (например, показателей  совокупного спроса и совокупного  предложения). Раздел науки о хозяйстве  как целом, в проблемах экономического роста и занятости, о возможностях и работе хозяйственного механизма, о функциях государства и экономической  политике называется макроэкономикой. Она рассматривает размеры и  структуру валового продукта, функционирование и эффективность экономики в  целом.

Между микро - и макроанализом нет непреодолимой границы. Обе сферыеловеческой деятельности - на уровне фирмы (отрасли) и в масштабе страны, обе части экономической теории тесно взаимосвязаны. Но разделение уровней, даже при известной его условности, полезно в методическом плане и отражает реально существующие различия. Интересы отдельного индивидуума, одной фирмы, одной отрасли и интересы общества не равнозначны.

Экономическая теория как  наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются  и о чем они думают в своей  повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом  те побудительные мотивы, которые  наиболее сильно и наиболее устойчиво  воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его  жизни. Каждый сколько-нибудь достойный  человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как  и в других областях, он подвержен  влиянию личных привязанностей, представлений  о долге и преданности высоким  идеалам. Правда, самые способные  изобретатели и организаторы усовершенствованных  методов производства и машин  посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным  духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при  всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем  может быть израсходована на эгоистичные  или альтруистические, благородные  или низменные цели, и здесь  находит свое проявление многосторонность человеческой натуры.

Однако побудительным  мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых  устойчивых стимулов в хозяйственной  жизни позволило экономической  науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую  науку нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет  дело с постоянно меняющимися, очень  тонкими свойствами человеческой натуры.

Итак, экономика - это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.

Экономическая теория выполняет  следующие функции:

    1. теоретическая - выявляет сущность процесса, устанавливает экономические закономерности и законы, которые действуют в хозяйственной жизни, выявляет тенденции действия экономических процессов;
    2. практическая - разрабатывает практические рекомендации, принципы и методы эффективного хозяйствования;
    3. методологическая - экономическая теория является базой для других экономических дисциплин;
    4. социальная (познавательная) - расширяет горизонты познания, помогает формированию экономически грамотных специалистов.

 

Экономическая теория - наука  в своей основе эмпирическая, то есть, основана на фактах реальной жизни, но в то же время ей присущи определенные методы исследования:

      1. Общемировоззренческие  предполагают изучение процессов в единстве, во взаимосвязи и в развитии).
      2. Общенаучные - ими пользуются не только экономическая теория, но и другие науки. Сюда относятся:

1.метод научной абстракции  он состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от случайного;

2.метод анализа и синтеза. Анализ  сложные явления и процессы расчленяются на отдельные простые элементы, которые подвергаются детальному изучению. Синтез  результаты изучения отдельных частей обобщаются и устанавливается взаимосвязи элементов системы в целом;

3.метод индукции и дедукции. Индукция - это переход от частного к общему (обобщение фактов). Дедукция  наоборот;

4.системный анализ - предполагает трактовку экономического объекта как системы, и в то же время как элемента еще более сложной системы.

3) Частные методы включают  в себя следующие методы: графический;  статистический; метод экономико-математического  моделирования; метод сравнительного  анализа; экономический эксперимент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. – М.: Банки и биржи, 2002.
  2. Аллэ М. Экономика как наука / Пер. с фр. М., 1995. С. 67
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций. Тема 2. – М., 1999.
  4. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2005.
  5. Горфинкель В. Я. Экономика предприятия – М.: ЮНИТИ, 2002.
  6. Грузинов В. П. Экономика предприятия и предпринимательства. – М.: СОФИТ, 2002.
  7. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров, 2002.
  8. Кудряшова Р.П., Матвеев Ю.В. Основы экономической теории. Самара, 2008.
  9. .Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М, ИНФРА-М, 1999
  10. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. СПб, Питер, 2003 

Информация о работе Представление о предмете экономической теории на разных этапах ее формирования