Преимущества, обусловленные наличием системы управления окружающей средой
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 11:54, контрольная работа
Краткое описание
Состояние планетарных экологических систем вызывает все большую озабоченность мирового сообщества. Эрозия почв, необратимое нарушение водного баланса и антропогенное загрязнение атмосферы сопровождаются нехваткой пресной воды, изменением климата, исчезновением лесов и многих тысяч биологических видов. В этих условиях особое значение приобретают огромные природные пространства нашей страны, которая пока может рассматриваться как один из немногих остающихся в мире «экологических доноров». Россия, в частности, до сих пор имеет резерв по выбросам парниковых газов, угрожающих потеплением атмосферы.
Содержание
Введение 1. Эффективность природоохранных мероприятий. 1.1 Экономическая эффективность природоохранных мероприятий. 1.2 Социальная эффективность природоохранных мероприятий. 2. Преимущества, обусловленные наличием системы управления окружающей средой (СУОС) 3. Система экологического менеджмента на предприятии 4. Идентификация экологических аспектов 5. Идентификация законодательных актов, соблюдение которых обязательно для предприятия Заключение Список литературы
Вп – средний размер пособия
(оплата больничного) на одного заболевшего;
Р2 и Р1 – количество человеко-дней
работы на одного работника до и после
проведения природоохранного мероприятия
соответственно.
Эффект от сокращения затрат
государства на лечение трудящихся рассчитывается
следующим образом:
Эз.л. = Ба * Да * За + Бс * Дс * Зс,
(12)
где Ба, Бс – число больных,
лечившихся соответственно амбулаторно
и в стационарах от заболеваний, вызванных
загрязнением среды;
Да, Дс – среднее количество
дней лечения одного больного в поликлинике
и стационаре;
За, Зс – средние затраты на
лечение одного больного соответственно
в поликлинике и стационаре.
Можно определить также эффект
Эп.т. от роста производительности труда
вследствие нормализации экологической
обстановки. Он рассчитывается по приросту
чистой продукции в отраслях материального
производства (формула 4), а в непроизводственной
сфере – по сокращению затрат на обслуживание.
Расчет социального эффекта
природоохранных мероприятий представляет
известные сложности: на состояние здоровья,
помимо загрязнителей среды обитания,
влияют и другие факторы, поэтому трудно
выделить «вклад» загрязнения в ухудшение
здоровья населения. Однако, по экспертным
оценкам, каждый занятый в общественном
производстве болеет в среднем 10 дней
в году по причинам, связанным с неблагополучной
экологической обстановкой.
Социальные эффекты и показатели
социальной эффективности используются
в качестве дополнительных к показателям
экономического эффекта и эффективности
и служат для определения фактического
уровня и нормативов укрупненных показателей
затрат, необходимых для достижения установленной
величины снижения вредных выбросов и
поддержания заданного состояния природной
среды.
Эффективность природоохранной
деятельности общества следует рассматривать
как составную часть эффективности общественного
производства. Практика показывает, что
высокая экономическая эффективность
производства с позиций предприятия не
всегда является таковой с позиции общества,
если она достигается ценой расточительного
использования природных ресурсов и загрязнения
природы. К сожалению, действовавший в
нашем государстве хозяйственный механизм
не создал заинтересованности предприятий
в природоохранной деятельности. Как свидетельствует
отечественный и зарубежный опыт, современные
инвестиции в охрану природы и рациональное
природопользование оказываются в несколько
раз меньше тех затрат, которые несет общество
при возмещении нанесенного ущерба (если
он вообще может быть восполнен). Капитальные
вложения на эти цели, по некоторым оценкам,
окупаются в 1,3 раза быстрее, чем в целом
по народному хозяйству. И наиболее кардинальным
путем решения экологических проблем
является использование ресурсосберегающих
малоотходных и безотходных технологий.
В экологически развитых странах
внедрение таких технологий имеет тенденцию
к постоянному росту, поскольку срок окупаемости
затрат на них составляет всего от одного
до пяти лет и они обеспечивают наибольший
выход конечного продукта на единицу сырья.
Следовательно, эти расходы не только
социально оправданы, но и экономически
эффективны. У нас же предприятия экономически
недостаточно заинтересованы в их применении.
Существующая система планирования и
финансирования пока способствует тому,
что предприятиям выгоднее строить дорогостоящие
очистные сооружения за счет государственных
капитальных вложений, а не заботиться
об экологически чистых технологиях, требующих
значительных собственных средств. Применение
же современных технологий создает предпосылки
для снижения природоохранных затрат
в 3-4 раза, так как установка очистного
оборудования обходится дороже.
Таким образом, проблема повышения
эффективности природоохранных затрат
тесно связана с совершенствованием хозяйственного
механизма природопользования в целом.
[2, с. 288-289]
2. Преимущества, обусловленные
наличием системы управления окружающей
средой (СУОС)
окружающий среда охрана предприятие
Организации следует внедрять
эффективную систему управления окружающей
средой, с тем чтобы помочь защитить здоровье
людей и окружающую среду от потенциальных
воздействий своей деятельности, продукции
или услуг, а также чтобы участвовать в
сохранении и улучшении качества окружающей
среды.
Наличие СУОС может помочь организации
обеспечить уверенность заинтересованных
сторон в том, что:
Ø Существует обязательство
со стороны руководства следовать положениям
своей политики и добиваться целевых и
плановых экологических показателей;
Ø Особое значение придается
больше предупреждающему действию, чем
корректирующему;
Ø Могут быть представлены
данные, свидетельствующие о разумной
осторожности и соответствии регламентам;
Ø В систему заложен процесс
ее улучшения.
Организация, система административного
управления которой включает в себя СУОС,
обладает основой для уравновешивания
и интегрирования экономических и экологических
интересов. Организация, внедрившая СУОС,
может достичь значительных преимуществ
при конкуренции.
От введения СУОС можно получит
экономические выгоды. Их следует идентифицировать,
с тем, чтобы продемонстрировать заинтересованным
сторонам, особенно акционерам, значение
надежного управления окружающей средой
для организации. Это также дает организации
возможность связать экологические целевые
и плановые показатели с конкретными финансовыми
результатами и таким образом гарантировать,
что ресурсы направлены туда, и где они
принесут наибольшую пользу и с финансовой,
и с экологической точек зрения.
Потенциальные выгоды, связанные
с эффективной СУОС, включают в себя:
Ø Предоставление потребителям
гарантии в том, что существует обязательство
в отношении демонстрируемого управления
окружающей средой;
Ø Удовлетворение критериям
инвестора и расширение доступа к капиталу;
Ø Получение страховки по разумной
цене;
Ø Улучшение репутации и увеличение
рыночной доли;
Ø Соблюдение критериев сертификации
поставщика;
Ø Усиление контроля за издержками;
Ø Сокращение случаев, ведущих
к задолженности;
Ø Демонстрирование разумной
осторожности;
Ø Консервацию входных материалов
и энергии;
Ø Содействие получению разрешений
и полномочий;
Ø Поощрение развития и участие
в решениях, касающихся окружающей среды;
Ø Улучшение связей между правительством
и промышленностью.
3. Система экологического
менеджмента на предприятии
Россия, как и все мировое сообщество,
вступает в период новой цивилизации:
появились новые экологические концепции,
такие как экологическое благополучие,
экологическая безопасность.
Государства совместно принимают
конвенции по охране окружающей среды,
реализуют международные экологические
программы.
В последние годы ведущие промышленные
компании мира демонстрируют существенные
результаты в области уменьшения отрицательного
воздействия на окружающую среду при одновременном
увеличении объемов производства, снижении
удельных расходов сырья и материалов,
экономии энергоресурсов, повышении качества
продукции. Эти достижения в большей степени
обусловлены функционированием на предприятиях
систем экологического менеджмента (СЭМ).
За последние годы и на российских
предприятиях возросло внимание к проблеме
защиты окружающей среды. Вопросы экологии,
как и качества продукции, становятся
ведущими направлениями в политике предприятий.
Их руководство осознает, что работы по
своевременному экологическому менеджменту
открывают путь к экономическому развитию.
Если сравнивать количественные
показатели по внедрению стандартов ИСО
серии 14000 в России, то можно увидеть Общественном
Регистре сертификации систем экологического
менеджмента, что цифра эта пока не велика
– 100 предприятий по всей России.
Предприятия имеют свободу
выбора в определении области внедрения
стандартов ИСО серии 14000, но, главное,
СЭМ позволяет:
Ø Разработать собственную
экологическую политику;
Ø Идентифицировать экологические
аспекты и определить их значимость;
Ø Идентифицировать требования
законодательных и нормативных актов;
Ø Разработать программу внедрения
экологической политики;
Ø Адаптироваться к изменяющимся
обстоятельствам;
Ø Получить дополнительные
экономические выгоды в результате признания
деятельности предприятия в области охраны
окружающей среды со стороны потребителей,
поставщиков, населения и общественности.
Наиболее трудоемкими процессами
для разработчиков являются: определение
приоритетных экологических аспектов,
разработка целевых и плановых экологических
показателей, контроль над соблюдением
законодательных и иных экологических
требований.
4. Идентификация
экологических аспектов
Экологические аспекты трактуются
в стандарте ИСО 14001:1996 как элементы деятельности
предприятия, его продукции и услуг, которые
способны оказать на окружающую среду
положительное или отрицательное воздействие.
Например, один отдельно взятый экологический
аспект деятельности предприятия может
служить причиной загрязнения воды и атмосферы,
а также истощения природных ресурсов
или оказания физического воздействия
на окружающую среду (шум, радиоактивность,
освещенность, влажность и др.). знание
возможно большего числа экологических
аспектов, а также оценка их значимости
по результатам воздействия позволяет
предприятию планировать природоохранную
деятельность и устанавливать цели в области
экологического менеджмента.
Процесс установления приоритетных
экологических аспектов включает следующие
виды деятельности:
Ø Определение экологических
аспектов деятельности предприятия и
оценка связанных с ними воздействий на
окружающую среду;
Ø Установление процедуры определения
степени приоритетности для предприятия
каждого экологического аспекта;
Ø Формирование перечня приоритетных
экологических аспектов для предприятия
и установление порядка его ведения, т.е.
систематической корректировки внесения
возможных изменений.
В табл. 1 приведен пример установления
экологических аспектов на металлургическом
производстве.
Экологические аспекты и показатели
их воздействия на окружающую среду сводятся
в таблицу (Форма 1). Такие таблицы можно
составить для каждого цеха или технологического
процесса по операциям.
Далее необходимо установить
процедуру оценки степени приоритетности
экологических аспектов. Заполнение таблицы
(форма 2) позволит сделать оценку воздействия
экологических аспектов.
Ниже приведены возможные критерии,
по которым может проводиться ранжирование
экологических аспектов на предприятии:
Ø Масштаб воздействия;
Ø Серьезность воздействия;
Ø Вероятность воздействия;
Ø Продолжительность воздействия;
Ø Соблюдение существующих
законодательных требований в области
охраны окружающей среды;
Ø Важность изменения воздействия;
Ø Влияние воздействия на экологические
платежи предприятия;
Ø Потребление энергоресурсов;
Ø Стоимость изменения;
Ø Влияние на имидж предприятия.
Характеристики показателей
каждое предприятие разрабатывает самостоятельно.
5. Идентификация
законодательных актов, соблюдение которых
обязательно для предприятия
Соблюдение законодательных
и иных требований в области охраны окружающей
среды является подтверждением высокого
уровня экологической ответственности
предприятия, а также важным показателем
экологической эффективности СЭМ.
Реестр законодательных нормативных
документов, регламентирующих основные
природоохранные и ресурсосберегающие
требования к деятельности предприятия,
является основой для идентификации и
контроля конкретных природоохранных
и ресурсосберегающих норм.
Для нормирования Реестра законодательных
актов можно использовать следующие источники
информации:
Ø Информационные базы контролирующих
и регулирующих органов;
Ø Электронные базы данных (КонсультантПлюс,
региональные законодательства и др.);
Ø Периодическая печать («Российская
газета» и др.);
Ø Информационные бюллетени
промышленных ассоциаций и др.
Структура реестра и способы
классификации в нем законодательных
актов и нормативных документов предприятия
определяют самостоятельно.
Классифицировать документы
в реестре можно по следующим признакам:
Ø Назначение (атмосфера, вода,
почвы, отходы, физические факторы, недра
и т.д.);
Ø Иерархия документа (международные,
федеральные, отраслевые, областные, городские
и т.д.);
Ø Атрибуты документа (см., например,
форму 3).
Таким образом, Реестр законодательных
актов является основой для выполнения
и контроля конкретных природоохранных
нормативов, установленных для предприятия
.
Такую оценку позволяют провести
процессы экологического менеджмента:
Ø Мониторинг окружающей среды;
Ø Проверки государственными
органами или внутренние проверки природоохранной
деятельности предприятия;
Ø Внутренние аудиты СЭМ;
Ø Экспертные оценки при разработке
томов предельно допустимых выбросов
(ПДВ), предельно допустимых сбросов (ПДС),
предельно допустимых образований и размещения
отходов (ПДО) и др.
Данные о проверках соблюдения
законодательных актов заносятся в таблицу
(форма 4). Ведение такого документа позволяет
собирать конкретную информацию о соблюдении
или несоблюдении законодательных требований
на предприятии, использовать эту информацию
для докладов высшему руководству предприятия,
для демонстрации внутренним и внешним
аудиторам.