Премия качества как инструмент мотивации персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:56, реферат

Краткое описание

В истории национальных наград за качество ключевую роль играют три широко известные и признанные во всем мире премии: премия Деминга — японская награда за успешную разработку и применение методов управления качеством в масштабах всей компании; национальная премия качества Малколма Болдриджа, критерии которой сформировали философию не только американского, но и мирового бизнеса последних лет; Европейская премия качества, являющая собой образец взаимовыгодного сотрудничества организаций Европы под эгидой Европейского фонда управления качеством. Во многих странах были учреждены собственные программы качества на базе ведущих мировых премий. В России это премия Правительства Российской Федерации в области качества, построенная на базе Европейской премии качества.

Вложенные файлы: 1 файл

Премия Беларуссии.docx

— 22.55 Кб (Скачать файл)

 

Премия качества как инструмент мотивации персонала

 

Качество и конкурентоспособность  неразрывно связаны между собой. В современных условиях качество становится важнейшим фактором успеха в продвижении продукции и услуг для предприятий и организаций, ставящих своей целью надежно закрепиться на рынке. Для обеспечения качества производимой продукции необходимо наличие трех факторов: материальная база, соответствующая установленным требования, квалифицированный и мотивированный персонал и рациональное управление предприятием. Практика показывает, что в рыночных отношениях конкурентоспособными  являются те предприятия, на которых непрерывно ведется работа по обучению персонала и повышению его квалификации, так как даже при  совершенном оборудовании и сырье высокого качества невозможно добиться выполнения качественной продукции, не имея работников высокой квалификации, не обеспечив их мотивацией на добросовестный труд. Обучение и мотивация персонала – часть функций управления персоналом, которая, как и управление качеством, является одним из аспектов управления предприятием и изучается как самостоятельная дисциплина.

Обучение и мотивация  персонала – это, несомненно, две  разные функции. Объединяет их то, что  они направлены на формирование активного  и квалифицированного персонала, который, наряду с материальной базой и  организацией работ, является одним  из основных факторов качества. Известно, что для эффективной деятельности предприятия в условиях научно-технического прогресса требуется постоянное повышение квалификации и переподготовка персонала по всем необходимым направлениям, в том числе – по обеспечению  качества. При этом нужно обеспечить дифференцированный подход к обучению в зависимости от роли и функций  работников на предприятии.

Работники всех уровней должны быть ознакомлены с основными  положениями действующего законодательства в области качества, в первую очередь  – с законом о защите прав потребителей, о сертификации, о единстве измерений, о стандартизации. По результатам  обучения должна быть предусмотрена  оценка знаний и умений работников предприятия для их официальной  аттестации, а также для определения  возможности их профессионального  роста и продвижения по службе. При этом работники должны четко  представлять себе зависимость карьеры  от результатов обучения.

Мотивация в управлении качеством персонала – это побуждение работников к активной деятельности по обеспечению требуемого качества продукции. В основе мотивации лежит принцип предоставления работникам возможностей для реализации личных целей за счет добросовестного отношения к труду. Без этого нельзя говорить о сколько-нибудь серьезной заинтересованности персонала в высоком качестве выпускаемой продукции. А без заинтересованности людей планы повышения качества вероятнее всего останутся лишь на бумаге.

Учитывая важное значение качества выпускаемых товаров для экономики в целом, в ряде стран выпуск продукции высокого качества стимулируется еще и на государственном уровне путем присуждения предприятиям премий по качеству. Награды за качество и достижение превосходства в бизнесе приносят признание лучшим организациям и являются важным элементом в стратегиях совершенствования, повышения производительности и конкурентоспособности как на микро-, так и на макроэкономическом уровне. Сегодня можно выделить несколько направлений, по которым учреждаются награды в области качества.

Во-первых, это признание  лучших продуктов. Победители таких  премий, как «Сто лучших товаров  России», «Народная марка», «Товар года», производят высококачественные товары, обладающие лучшими потребительскими свойствами, лидируют на рынках по объему продаж и в рейтингах брэндов.

Во-вторых, это индивидуальные премии за вклад в развитие движения качества. Среди наиболее уважаемых в мире: премия Акайо (Akao Prize), премии Американского общества качества, персональная премия Деминга.

В-третьих, награды для  компаний за построение лучших систем управления, за качественно организованный бизнес-процесс, позволяющий компании совершенствовать деятельность и обеспечивать свою конкурентоспособность. Национальные премии в области качества предоставляют  механизм, использование которого помогает компаниям понять и принять философию  качества. Построение системы управления на базе модели премии качества предполагает стремление максимально соответствовать  критериям используемой модели. Для  того чтобы процесс совершенствования  сделать более осязаемым, каждая из премий имеет систему оценки. Экспертная оценка в процессе участия  в конкурсе позволяет определить, насколько организация близка к  эталонным показателям по тому или  иному критерию или выявить уровень  развитие системы управления в целом.

Одна из основных целей  не только победителей, но и всех участников конкурса - освоение метода самооценки организации на соответствие критериям  премии. И даже не участвуя в конкурсе, любая организация - на каком бы уровне развития она ни находилась - может  применять модель премии для самооценки. Это позволит систематизировать  и структурировать систему управления, проанализировать бизнес-процесс и  выявить области для первоочередных улучшений. В самооценке заложено одно из главных свойств премий качества, которое делает их не просто знаком признания заслуг, а процедурой, помогающей организации определить свои достижения и недостатки, свои шансы на успех или задачи на будущее.

Еще одна возможность совершенствования, которую предоставляют премии качества, - бенчмаркинг, или эталонное сопоставление. Компании-лауреаты конкурсов на соискание премий качества получают национальное признание, а их бизнес-процессы становятся эталонными и рассматриваются другими компаниями в качестве объектов для проведения бенчмаркинга. Многие компании обращают внимание на бенчмаркинг именно благодаря премиям качества. Эталонное сопоставление с ведущими организациями в рамках, определенных концепцией и критериями той или иной модели, может стать отличной стратегией непрерывного совершенствования, поэтому бенчмаркинг становится неотъемлемой частью премий качества.

Таким образом, роль подобных премий заключается не только в том, чтобы отметить достижения лучших предприятий. В последнее время они стали  играть не меньшее значение в подтягивании средних предприятий до уровня лучших. В частности, большое значение имеет  внедрение критериев премий в  действующие системы качества, что  позволяет повысить эффективность  этих систем, приблизив их уровень  к тотальному управлению качеством.

В истории национальных наград за качество ключевую роль играют три  широко известные и признанные во всем мире премии: премия Деминга — японская награда за успешную разработку и применение методов управления качеством в масштабах всей компании; национальная премия качества Малколма Болдриджа, критерии которой сформировали философию не только американского, но и мирового бизнеса последних лет; Европейская премия качества, являющая собой образец взаимовыгодного сотрудничества организаций Европы под эгидой Европейского фонда управления качеством. Во многих странах были учреждены собственные программы качества на базе ведущих мировых премий. В России это премия Правительства Российской Федерации в области качества, построенная на базе Европейской премии качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Премия качества как инструмент мотивации персонала