Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 21:08, реферат
Цель: Выявление различных видов эксперимента в экологических исследованиях. В соответствии с целью исследования мы обратились к решению следующих задач.
Задачи: Определить особенности экологических исследований. Рассмотреть эмпирический уровень экологических исследований. Уяснить зависимость видов экспериментов от специфики конкретных экологических исследований.
Для реализации задуманного в первой главе планируем рассмотреть специфику эмпирических исследований. Во второй главе мы ставим задачу проанализировать понятие «эксперимент в экологии». В третьей главе следует подчеркнуть многообразие экспериментов в экологии.
Введение
Глава 1. Особенности эмпирических исследований
§ 1.1. Понятие эмпирического исследования в науке
§ 1.2. Структура эмпирического уровня научного знания
§ 1.3. Эксперимент - метод эмпирического исследования
Глава 2. Эксперимент в экологии
§ 2.1. Понятие экологического эксперимента
§ 2.2. Стадии экологического эксперимента
Глава 3. Виды экспериментов в экологии
§ 3.1. Измерительные эксперименты
§ 3.2. Управляемые эксперименты
Заключение
Литература
Всегда можно предположить,
что некоторые источники
От последнего источника
некорректности в списке таблицы
план эксперимента не может быть защищен.
Значение сверхъестественного и
несверхъестественного
Таблица
Потенциальные источники некорректностей в эксперименте и средства минимизации их влияния
Источник некорректности |
Черты плана эксперимента,
снижающие или исключающие | |
1 |
Изменения во времени |
Контрольные измерения |
2 |
Влияние процедур реализации эксперимента |
Контрольные измерения |
3 |
Отклонения, вносимые экспериментатором |
Случайное соотнесение уровней
воздействия экспериментальным
единицам |
4 |
Изменчивость, вносимая экспериментатором (случайные ошибки) |
Повторности воздействий |
5 |
Исходная внутренняя изменчивость экспериментальных единиц |
Повторности воздействий |
6 |
Вмешательство |
Повторности воздействий |
"Контроль" – это
термин, имеющий несколько значений
в контексте планирования
По крайней мере, при
экспериментировании с
Во многих типах экспериментов контрольные измерения имеют вторую функцию: выделить влияние эффекта в числе прочих различных аспектов экспериментальной процедуры. Так, в примере с мышами воздействие "только солевым раствором" представляется обязательным контролем. При некоторых обстоятельствах могут быть полезными дополнительные контрольные воздействия, такие как "только введение иглы" или "отсутствие манипуляций".
Более широкое и, возможно, более полезное (хотя и менее традиционное) определение "контроля" включает все обязательные атрибуты плана, приведенные рядом с "источниками недоразумений" под номерами 1 - 6 (таблица). "Контроль" в строгом смысле отслеживает дрейф во времени и влияние технических процедур реализации эксперимента. Рандомизация компенсирует (т.е. снижает или исключает) потенциальные отклонения, вносимые экспериментатором при назначении воздействий экспериментальным единицам и при осуществлении других процедурных действий. Повторности учитывают стохастический фактор, т.е. внутреннюю изменчивость выборок, присущую экспериментальному материалу или внесенную экспериментатором, либо возникшую вследствие несверхъестественного вмешательства. Перемешивание компенсирует регулярную пространственную неоднородность свойств среды, куда помещаются экспериментальные единицы, обусловленную как ее исходным состоянием, так и возможным несверхъестественным вмешательством.
В этом контексте представляется точным утверждение о том, что эксперимент без повторностей – это эксперимент без контроля, поскольку он не учитывает стохастический фактор. Однако обычай разделять повторность и контроль как отдельные аспекты плана эксперимента настолько прочно утвердился, что термин "контроль" будет далее использоваться только в узком традиционном смысле.
Третье значение контроля в экспериментальном контексте состоит в регуляции условий, в которых проводится эксперимент. Это может относиться к гомогенности экспериментальных единиц, к точности конкретных процедур воздействия, или, что наиболее часто, к учету неоднородности физической среды, в которой проводится эксперимент. Так, некоторые исследователи могут говорить об эксперименте, поставленном на белых мышах в лаборатории при температуре 25±1єC, как о "лучше контролируемом" по сравнению с экспериментом, поставленном на диких мышах в поле, где температура меняется от 15є до 30є. Это – неудачное выражение, потому что "чистота" контрольных воздействий в эксперименте не зависит от той степени, с которой физические условия среды ограничиваются или регулируются. От такой регуляции также не зависят ни обоснованность эксперимента, ни результаты статистического анализа; если нет ошибок в плане или статистическом анализе, то доверие, с которым мы можем отбросить нуль-гипотезу, отражается исключительно значением р-вероятности. Эти факты мало понимаются многими лабораторными учеными.
Неверный смысл, который вкладывается в понятие контроль, частично происходит от ошибочного толкования древней максимы: “Сохраняй постоянными все переменные, за исключением той, которая подлежит изучению”. Она относится не к временной стабильности, которая, в общем, не имеет значения, а только к желательной идентичности экспериментальных и контрольных систем во всех отношениях, за исключением воздействующей переменной и производимой ею эффекта.
Повторности, рандомизация и независимость. Как повторности, так и рандомизация имеют две функции в эксперименте: они улучшают оценку базовых статистик и повышают обоснованность применения статистических критериев. В таблице подразумевается их роль в оценке статистических параметров выборок. Повторности снижают эффекты "шума" (т.е. случайной изменчивости или ошибки), увеличивая, таким образом, точность оценки, например, выборочного среднего или различий между двумя выборками. Рандомизация компенсирует возможные возмущения, вносимые экспериментатором, увеличивая правильность оценок.
Каким именно путем рандомизированное распределение уровней воздействий по экспериментальным единицам обеспечивает обоснованность эксперимента? Четкий и краткий ответ встречается нечасто. Рандомизация гарантирует “гораздо больше, чем просто отсутствие отклонений в эксперименте”, хотя и это важно. Она гарантирует, что в среднем "ошибки" распределены независимо и что “пары участков с одинаковым воздействием расположены не ближе друг к другу, или, наоборот, дальше, или еще каким-либо разумным образом неотличимы от любой другой пары участков с различным воздействием”, за единственным исключением эффекта самого воздействия. В терминах математической статистики отсутствие независимости ошибок препятствует выяснению α-вероятности ошибки первого рода. Действуя в соответствии с процедурой проверки статистических гипотез, мы можем, например, задаться критическим уровнем значимости αкр = 0.05 и искать соответствующее значение р-вероятности для подходящей тест-статистики. Однако, если ошибки не независимы, истинный уровень значимости будет выше или ниже 0.05, но в любом случае численное его значение останется неизвестным. Таким образом, интерпретация статистического анализа становится достаточно субъективной.
Под вмешательством понимается
вмешательство случайных
Заключение
Нами рассмотрена тема: «Применение эксперимента в экологии». Для решения поставленных во введении задач в первой главе мы рассмотрели специфику эмпирических исследований; во второй главе мы проанализировали понятие «эксперимент в экологии»; в третьей главе показали виды экспериментов в экологии. Рассмотрим итоги нашей работы.
Научное исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов. Эмпирический опыт никогда – тем более в современной науке – не бывает слепым: он планируется, конструируется теорией, факты всегда теоретически нагружены. Поэтому исходный пункт науки – это не сами по себе предметы, не голые факты, а теоретические схемы.
Одним из важнейших методов
эмпирического исследования является
эксперимент. От правильно проведенного
эксперимента зависит эмпирический
базис исследования и дальнейшее
построение теоретической конструкции,
необходимой для решения
Эксперимент – активное
и целенаправленное вмешательство
в протекание изучаемого процесса,
соответствующее изменение
Экология имеет свою специфику:
объектом её исследования служат не единичные
особи, а группы особей, популяции (в
целом или частично) и их сообщества,
т.е. биологические макросистемы. Многообразие
связей, формирующихся на уровне биологических
макросистем, обусловливает разнообразие
методов экологических
Задачей экологического эксперимента является выяснение причин наблюдаемых в природе отношений. Экспериментальные методы позволяют проанализировать влияние на развитие организма отдельных факторов в искусственно созданных условиях и таким образом изучить всё разнообразие экологических механизмов, обусловливающих его нормальную жизнедеятельность. Эксперимент в природе отличается от наблюдения тем, что организмы искусственно ставятся в условия, при которых можно строго дозировать тот или иной фактор и точнее, чем при наблюдении, оценить его влияние.
Можно выделить два класса экспериментов: измерительные (пассивные) и управляемые (активные). Измерительные эксперименты включают только проведение наблюдений в одной или нескольких точках пространства или времени; пространство или время – это единственные "экспериментальные" переменные или "факторы воздействия". Оценка значимости воздействия по статистическим критериям осуществляется здесь не всегда. Измерительные эксперименты обычно не включают наложение экспериментатором управляемых внешних факторов на экспериментальные единицы.
В экологическом эксперименте
трудно воспроизвести весь комплекс
природных условий, но изучить влияние
отдельных факторов на вид, популяцию
или сообщество вполне возможно. Примером
экологических экспериментов
Литература
Агроэкология. Методология. Технология. Экономика/В. А. Черников, И. Г. Грингоф, В. Т. Емцев и др.; Под ред. В. А. Черникова, А. И. Чекереса. – М.: КолосС, 2004 – 400 с.
Герасименко В. П. Практикум по агроэкологии. Учебное пособие – СПб.: Издательство «Лань», 2009. – 432 с.
Кохановский В. П., Лешкевич Т. Г., Матяш Т. П., Фатхи Т. Б. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 608 с.
Салова Т. Ю., Громова Н. Ю., Шкрабак В. С., Кармашев Г. А. Основы экологии. Аудит и экспертиза техники и технологии: Учебник для вузов. – СПб.: Издательство «Лань», 2004 – 336.
Стифеев А. И. Экологическая экспертиза: Учебное пособие / А. И. Стифеев, В. И. Сухарев. – Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2007. –
63 с.
Хотунцев Ю. Л. Экология и экологическая безопасность: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.
Интернет-ресурсы:
ccr
www.botsad
www.eсоsystеmа
www.ievbran
www.ecosro
kp/daily/
www.ievbran
Приложение
Экологический эксперимент Эко-Виикки
Экологический район Эко-Виикки возник в результате проведения нескольких проектно-архитектурных конкурсов по линии городской администрации Хельсинки и Министерства окружающей среды Финляндии. Ранее данный участок находился в распоряжении Хельсинского университета, представляя собой экспериментальную площадку, и поэтому хорошо подходил для разработки здесь методик устойчивого экологичного строительства, внедрения энергосберегающих решений, применения технологий солнечной энергии. После победы на конкурсе проекта под условным названием "Зеленые пальцы" были сформулированы экологические установки для зданий. Среди вариантов энергосбережения по возможности стимулируется использование солнечной энергии с задачей обеспечения 50% потребности жилых помещений в отоплении и горячей воде. В стандартах предусмотрено потребление отопительной энергии на уровне 105 кВт/ч на кв. м, что на 34% ниже общепринятых нормативов в 160 кВт/ч на кв. м.
Информация о работе Применение эксперимента в экологических исследованиях