Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 20:57, доклад
Человек знает о себе гораздо больше, чем его наниматель. Он знает, что у него диплом об окончании экономического факультета МГУ, но он также знает, что последние 10 лет наукой не занимался. Т.е. занимая позицию индивидуалиста, при отсутствии контроля за собой (или искаженной информации), используешь прорехи в тексте контракта для достижения своих целей за счет своего контрагента.
Для организаций: подобное поведение ведёт к возникновению информационной асимметрии (когда у одной стороны больше информации, чем у другой), что усложняет экономическое взаимодействие и организацию как до заключения сделки (ex ante), так и после (ex post).
Примеры оппортунистического поведения:
1. Человек знает о себе гораздо больше, чем его наниматель. Он знает, что у него диплом об окончании экономического факультета МГУ, но он также знает, что последние 10 лет наукой не занимался. Т.е. занимая позицию индивидуалиста, при отсутствии контроля за собой (или искаженной информации), используешь прорехи в тексте контракта для достижения своих целей за счет своего контрагента.
Для организаций: подобное поведение ведёт к возникновению информационной асимметрии (когда у одной стороны больше информации, чем у другой), что усложняет экономическое взаимодействие и организацию как до заключения сделки (ex ante), так и после (ex post).
2. Корпорация «Тольяттиазот», когда агрохимический холдинг «Уралхим» обвинил «Тольяттиазот» в выводе активов и трансфертном ценообразовании, которое нанесло ущерб в сотни миллионов долларов миноритариям и бюджету. Работники Всероссийского Научно-исследовательского Конъюнктурного Института (ВНИКИ) предоставили расчет по каждой сделке экспорта аммиака и карбамида, проведенной «Тольяттиазотом» за последние четыре года. В большинстве случаев оказалось, что отпускная цена завода на десятки процентов (в районе сотни долларов за тонну) ниже рыночной. Согласно заключению ВНИКИ совокупная сумма недополученного дохода только по двум вышеуказанным продуктам составила с 2009-го по 2012 год 560,5 миллиона долларов, а потерянный бюджетом налог на прибыль — 112 миллионов долларов.
Вывод активов и использования трансфертного ценообразования. Данная форма оппортунизма представляет собой угрозу вывода менеджерами активов или денежных потоков компании в дружественные структуры путем совершения различного рода сложности сделок с прямой или косвенной личной заинтересованностью. Данная форма оппортунизма является одной из наиболее распространенных и часто встречающихся в современной практике корпоративного управления.
3. злоупотребление использования
новых технологий. Данная форма
оппортунизма связана с тем, что
менеджеры могут покупать или
разрабатывать и внедрять
4. Строительная компания заключает договор сроком на 2 года с архитектором, в соответствии с которым она платит архитектору 3000 долл. в месяц. Тщательно изучив детали проекта, архитектор заявляет руководству компании, что проект может быть реализован, если его вознаграждение будет увеличено до 4000 долл. в месяц. Строительной компании придется согласиться на эти условия, если она не может найти ему замену за вознаграждение менее 4000 долл. Возможно, нового архитектора найти непросто или сроки сдачи объекта приближаются, и новому архитектору придется платить более высокое вознаграждение за то, чтобы он поторопился. Во всех этих случаях строительной компании придется согласиться с требованиями архитектора и повысить ему вознаграждение.
5. Успешный франчайзер, работающий в сфере быстрого питания, владеет торговой маркой, которая предлагает стабильное качество еды, хорошее и быстрое обслуживание и чистоту. Поддержание ценности торговой марки требует от франчайзи расходов на соблюдение этих стандартов качества. Если клиенты посещают рестораны разных франчайзи, то у отдельного франчайзера может появиться стимул к экономии затрат на поддержание этих стандартов качества, Недобросовестный франчайзи в течение некоторого времени сможет привлекать клиентов, которые ожидают определенное качество еды и обслуживании и готовы платить за это. Вся выгода от экономии затрат на поддержание стандартов качества достанется этому франчайзи, а потери, которые проявятся в сокращении числа клиентов, посещающих рестораны этой торговой марки, он разделит с франчайзером, другими франчайзи и потребителями.