Принципы кредитования исламских банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить принципы кредитования исламских банков.
В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть принципы и особенности исламских принципов финансирования.
2. Рассмотреть исламский банкинг в мировой экономике.
3.Изучить организацию исламских принципов финансирования в Кыргызстане.
4.Определить исламские принципы финансирования в ОАО «ЭкоИсламикБанк».
5. Выявить проблемы развития исламского банкинга.
6.Показать перспективы развития исламских принципов финансирования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность исламских принципов финансирования 5
1.1. Принципы и особенности исламских принципов финансирования 5
1.2. Исламский банкинг в мировой экономике 12
1.3. Организация исламских принципов финансирования в Кыргызстане 15
Глава 2. Исламские принципы финансирования в экономике Кыргызстана 19
2.1. Исламские принципы финансирования в ОАО «ЭкоИсламикБанк» 19
2.2. Проблемы развития исламского банкинга………………………………...22
2.3. Перспективы развития исламских принципов финансирования 24
Заключение 26
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

Исламские банки.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

Тема: Принципы кредитования исламских банков

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

 

Введение

 

Актуальность  темы. В экономической литературе Кыргызской Республики впервые стали вести разговоры об исламских банках и исламских принципах финансирования только в последние два года. Для многих остается загадочным феномен стремительного завоевания своей ниши в мировой экономической системе исламской экономической системы и исламских принципов финансирования. Современный мир с интересом следит за появлением новых сообщений об этих принципах финансирования. Всех интересует ее положительные и отрицательные стороны. Эксперты мировой экономики называют феноменом такое явление, тем не менее в последнее время оно начинает занимать исключительное место в традиционной банковской системе. Огромный интерес связан с изучением этого процесса, который неожиданно для многих стран Центральной Азии стал играть существенную роль во взаимоотношениях со странами Ближнего Востока.

В сложившихся  условиях Кыргызстана институт исламского банкинга является тем самым альтернативным источником, который способен обеспечить потребности бизнес-сообщества в стабильном капитале и доступных финансовых ресурсах. Исламские финансовые институты, как правило, выделяют средства для финансирования какого-либо конкретного проекта и покупки конкретного актива. Данный факт дает уверенность, что полученные средства не будут направлены на затыкание так называемых «текущих дыр», существующих у банков и предприятий. Напротив, они будут направлены в реальный сектор, тем самым стимулируя развитие экономики. В условиях текущего экономического спада этому должно придаваться особое значение как с точки зрения развития экономики в целом, так и с точки зрения создания новых производственных возможностей и тем самым обеспечения населения рабочими местами.

Актуальность темы обусловлена  еще и тем, что в Кыргызской Республике, учитывая потребность экономики в инвестиционных средствах и возможности привлечения международных финансовых ресурсов, крайне необходимо наличие четкого представления о возможностях исламских принципов финансирования.

Объект курсовой работы – принципы кредитования исламских банков.

Предметом курсовой работы являются особенности и механизмы функционирования исламской финансовой системы.

Цель курсовой работы – изучить принципы кредитования исламских банков.

 В соответствии  с целью в работе были поставлены следующие задачи:

1.Раскрыть принципы и особенности исламских принципов финансирования.

2. Рассмотреть исламский банкинг в мировой экономике.

3.Изучить организацию исламских принципов финансирования в Кыргызстане.

4.Определить  исламские принципы финансирования в ОАО «ЭкоИсламикБанк».

5. Выявить проблемы развития исламского банкинга.

6.Показать перспективы развития исламских принципов финансирования.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.

 

 

 

Глава 1. Сущность исламских  принципов финансирования

1.1. Принципы и особенности исламских принципов финансирования

 

Деньги в исламе рассматриваются  как служебный технический инструмент, не имеющий самостоятельной стоимости. Для преобразования денег в капитал требуется активное участие обладателя денежного ресурса, т.е. получение прибыли оправдано, если инвестор ставится в равные условия с обладателями прочих факторов производства и фактически становится предпринимателем, партнером в рамках проекта. Это обусловливает получение им доли прибыли (или принятия на себя части убытков), но не фиксированного и гарантированного вознаграждения (т.е. процента)1. Взгляд на деньги в исламской экономической доктрине является ключевым, центральным положением, отличающим ее от традиционной финансовой модели.

Запрет в мусульманском  праве на предоставление оплаты за временное использование денежных средств в виде процентного вознаграждения, т.е. запрет на риба2, ограничивает в действиях исламских финансистов. В то же время наложен запрет на омертвение капитала, который должен приносить пользу для его владельца, общества и не должен использоваться в запрещенных мусульманским правом экономических сделках.

Известно, что  деятельность исламских банков опирается  на основополагающие принципы и запреты:

-  деньги не должны возникать из денег,  т.е. приращение капитала не может происходить в сфере денежного оборота;

-  доход инвесторов должен быть связан  с инвестициями в торговлю и производство;

-  отношения между участниками сделки должны строиться на основе партнерства;

-  деньги не являются товаром, они лишь мерило стоимости.

Таким образом, методом мобилизации денежных ресурсов является долевое финансирование –  привлечение средств за счет участия  инвестора в акционерном капитале. В основе денежного оборота лежат сделки, касающиеся только реально существующих товаров и услуг. Под запретом шариата:

-  риба (любой ссудный процент) – процентные займы (кредиты), облигации, депозиты  с фиксированной доходностью;

-  гарар (спекуляция, излишняя неопределенность в отношении предмета договора и его существенных условий, т.е. риск) – производные финансовые инструменты (форварды, фьючерсы, свопы и др.), традиционное страхование;

-  майсир (обогащение, прибыль, возникшая из случайного стечения обстоятельств) – азартные игры, сделки пари, традиционное страхование.

Деятельность, основанная на законах шариата, обусловливает  особенности исламского банкинга.  

В частности, прибыль  банков и их вкладчиков формируется  при предпринимательской деятельности за счет вложения средств в различные проекты, создающие реальные товары. Капитал работает исключительно в производственных целях. Чаще всего банк выступает либо в качествепартнера (договор мушарака), либо в качестве трастового фонда (договор мудараба). Обе стороны – и банк, и клиент – разделяют прибыли и убытки от проектов согласно договоренности и, соответственно, прилагают усилия для получения прибыли.

Высокорисковым  проектам банки предпочитают менее  рисковые, приносящие стабильный доход.

Шариатский  совет, функционирующий при исламском  банке, контролирует соответствие сделок банка принципам исламского финансирования.

Банки позволяют  клиентам финансировать покупку  недвижимости или оборудования, строительные и сельскохозяйственные проекты, малый и средний бизнес и прочее и делают это посредством купли-продажи, лизинга или долевого участия. Баланс исламского банка формируют сделки (таблица 1.) основные продукты исламского банка. 

Таблица. 1.

Активы  и пассивы исламского банка

Активы

Пассивы

Сделки  обеспеченные активами:

Депозиты  до востребования:

– мудараба

– амана

– истисна

Инвестиционные  счета:

– иджара

– мудараба

– салам

Специальные инвестиционные счета:

Сделки  участия в прибыли:

– мудараба

– мудараба

– мушарака

– мушарака

Сберегательные  счета:

Комиссионные  услуги:

– аль-вадиа

– джуала

 

– квардх хасан

 

Внебалансовые позиции

Ограниченные  инвестиции

Прямые  инвесторы


 

Можно выделить несколько продуктов исламского банка3.

Мудараба (гирад) – участие в прибыли. Собственник капитала получает возможность вложить свой капитал, без участия в его управлении, в определенный проект, его обязательства ограничиваются вложенными средствами. Проектом управляет предприниматель.

Собственник не может требовать фиксированной  прибыли и гарантированной доходности на свой капитал.

В случае получения  прибыли она распределяется между  ним и предпринимателем в определенной пропорции на основе заранее достигнутой  договоренности. Убытки перекладываются  на собственника капитала, если только они не возникли в результате халатности со стороны предпринимателя.

Мушарака – участие в прибыли или убытке. Обе стороны сделки, предприниматель и инвестор, вкладывают ресурсы в активы, технический и управленческий опыт, рабочий капитал и т.д. и соглашаются в заранее согласованной пропорции разделять доходы, а также риски.

Мурабаха – торговля с надбавкой или по цене выше себестоимости. Это один из наиболее распространенных инструментов краткосрочного финансирования покупки. В такой сделке покупатель (клиент) знает цену, за которую продавец приобретает предмет финансирования, и соглашается на уплату премии (надбавки) к первоначальной цене. Такая схема относится к операции покупки для финансирования актива или проекта, при которой затраты и маржа прибыли (надбавка) известны и согласованы всеми участвующими сторонами. На практике инвестор занимается покупкой актива, который нужен клиенту, с целью перепродажи этому же клиенту за более высокую цену, согласованную обеими сторонами. Расчеты могут происходить в виде разовой оплаты или последовательными платежами (погашения долга), что оговаривается в соглашении.

Баи битхамах аджиль – продажа с отсрочкой уплаты. Схема, похожая на предыдущую: инвестор покупает актив для перепродажи клиенту по более высокой цене, согласованной обеими сторонами. Отличие заключается в использовании ее для долгосрочного финансирования, и от продавца не требуется раскрывать маржу прибыли, которую он включил в цену продажи клиенту.

Баи аль-салам – авансовый выкуп. Платеж за покупку осуществляется денежными средствами на момент соглашения, но доставка купленного актива по контракту откладывается на заранее определенную дату. Разрешена параллельная сделка салам, в которой инвестор играет двойную роль. С одной стороны, он является продавцом в соглашении о закупке, с другой – становится клиентом, вступая в отдельное независимое соглашение, чтобы приобрести товары схожей спецификации. Здесь важно, чтобы контракты различались, как две отдельные сделки.

Истисна  – поручение о выкупе. Соглашение о выкупе, согласно которому рассчитывающаяся сторона занимается производством или строительством в соответствии со спецификацией, данной в соглашении.

Этой схемой (она схожа с авансовой покупкой, главное отличие – в характере  актива и методе платежа) обычно охватываются те вещи, которые изготавливаются по заказу, а авансовый платеж не является необходимым (в этом отличие от баи аль-салама). Способ платежей гибкий, но соответствует условиям, согласованным сторонами контракта. Параллельные контракты также разрешаются. При этом инвестор играет двоякую роль: он является подрядчиком в соглашении истисна, но становится клиентом в отдельном и независимом соглашении о продаже.

Иджарах – финансовый лизинг – популярный инструмент, предназначенный для финансирования имущества, основанный на праве пользования им. Лизингодатель отдает актив в лизинг клиенту по согласованной рентной плате на установленный заранее срок согласно контракту. Разрешаются различные формы, включая вариант, когда часть денежных погашений переходит в сумму выплаты для окончательного выкупа по завершении периода лизинга, в результате чего собственность на имущество будет передана арендатору по контракту на продажу и выкуп.

Амана – ответственное трастовое хранение привлеченных банком средств без права распоряжаться предметом траста (в том числе на основе создания банком дополнительных резервных и гарантийных фондов).

Кард-аль-хасан – беспроцентный благотворительный кредит, при котором заемщик платит банку только за свое текущее расчетное (техническое) обслуживание по использованной им части выделенного ему финансирования (кредитной линии).

Как видим, классификация  довольно проста, она опирается на 3 - 4 основных продукта в активных и пассивных операциях и в расчетно-кассовом обслуживании. Ряд финансовых продуктов нашел массовое применение лишь недавно, когда исламские банки занялись выпуском ценных бумаг, рассчитанных на участие в доходах.

Таким образом, банковские продукты можно сгруппировать:

-  контракты, в основе которых лежит партнерство клиента и банка (разделение прибыли или убытка), – мудараба, мушарака;

-  контракты, в основе которых лежит участие банка в сделке, – мурабаха, иджара, салам, истисна;

-  услуги банка, основанные на оплате комиссий.

Сделка мушарака используется в рамках активных операций банка для целей экспортно-импортного и проектного финансирования, при участии в синдикатах и при выпусках ценных бумаг, соответствующих нормам исламского права (сукук). Основой данной сделки является совместное участие банка и клиента в реализации какого-либо бизнес-плана (инвестиционного плана) и совместное его финансирование.

Информация о работе Принципы кредитования исламских банков