Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 20:43, курсовая работа
Цели курсовой работы:
-закрепить теоретические знания по дисциплине: «Менеджмент»;
-проанализировать процесс принятия управленческих решений на предприятии;
-предложить мероприятия по совершенствованию процесса принятия решений на предприятии.
Ход решения можно рассматривать как выполнение взаимосвязанного набора этапов и подэтапов процесса решения. В каждом конкретном случае этот процесс будет естественно уточнен и индивидуализирован (табл. 1.2).
Рациональная модель принятия решений в общей форме можно представить следующим образом. (см. рис. 1.5)
Рис. 1.5. Рациональная модель принятия управленческих решений.
Для того, чтобы рационально принимать решения, субъект решения должен:
-знать свои цели и ранжировать их по степени важности;
-знать все возможные
альтернативные варианты
-знать относительные «за» и «против» каждой альтернативы;
-всегда выбирать альтернативу,
которая максимизирует
Общая модель принятия решений приводится на схеме (рис 1..6).
Рис. 1.6. Общая модель принятия решений.
К сожалению, на практике, процесс принятия управленческих решений проходит не гладко:
-подэтапы могут проходить не в такой очередности, они могут отрываться, перескакивать, подчиняться обратным связям, перекрытиям, параллельному движению;
- процесс принятия решения тем более индивидуален, чем решение сложнее;
-ограниченный объем
-предварительные установки
по альтернативам влияют на
выбор решения;
-нет стремления к оптимальному решению, если есть удовлетворяющее;
-участие нескольких лиц и организационные
условия изменяют порядок прохождения
подэтапов;
-менеджеры различным
образом вмешиваются в
2.Совершенствование процесса принятия управленческих решений на предприятии
2.1.Характеристика конкретного предприятия
Открытое акционерное общество (ОАО) «Хабаровский торг», осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, зарегистрированным 07.07.94 г. и Федеральным Законом РФ «Об акционерных обществах».
Общество является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании Устава предприятия и действующего законодательства.
Высшим органом ОАО является Общее собрание акционеров. Один раз в год проводится годовое собрание акционеров, проводимые, помимо годового, собрания являются внеочередными.
Общее руководство деятельностью органом Общества осуществляет Наблюдательный совет. Единоличным исполнительным органом Общества является генеральный директор. Генеральный директор избирается Наблюдательным советом Общества сроком на 3 года.
Месторасположение ОАО: 680033 г. Хабаровск, ул. Волочаевская, 186, оф. 302.
Целью деятельности ОАО является содействие продвижению продовольственных и непродовольственных товаров на рынок г. Хабаровска.
Основным видом деятельности предприятия – является организация магазинов и киосков по продаже продовольственных и непродовольственных товаров.
Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе.
ОАО несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Предприятие не отвечает по обязательствам государства и своих акционеров, если иное не предусмотрено законом или договором. Акционеры отвечают по обязательствам Общества в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Уставный капитал ОАО определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов, и составляет 10.000. (десять тысяч) рублей.
Порядок распределения чистой прибыли между акционерами определяется Общим собранием акционеров. Часть чистой прибыли, подлежащей распределению, распределяется пропорционально количеству акций, которыми владеет акционер.
ОАО может быть ликвидировано добровольно, либо – по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами Общества, в том числе – по представлению ОАО в суде.
Рис. 2.1 Организационная структура управления ОАО.
Во главе ОАО стоит генеральный директор, в подчинении у которого находятся коммерческий директор и производственный директор.
Коммерческий директор контролирует деятельность следующих отделов:
-отдел маркетинга – ведет поиск клиентов, осуществляет рекламную деятельность;
-договорной отдел –
заключает договора, контролирует
юридические аспекты
-АХО – обеспечивает
административно-хозяйственную
- Отдел кадров (ОК) – осуществляет планирование персонала, подбор, отбор и т.д., разрабатывает систему мотивации и стимулирования труда, разрабатывает производственные нормы трудозатрат, составляет и обосновывает совместно с планово-экономическим отделом штатное расписание организации.
Производственный директор ОАО курирует деятельность:
-Магазин «Хабаровск»
и магазин «Хабаровск-2» - осуществляют
продажу продовольственных и
непродовольственных товаров
-бухгалтерия – осуществляет учет доходов и расходов ОАО, текущих финансовых операций, производит учет основных и оборотных средств организации и т .д.;
- организационный отдел – занимается непосредственно организацией продажи товаров через сеть киосков.
Итак, все основные функции организации распределены между отделами и контролируются заместителями генерального директора.
4.Анализ сложившейся
в учреждении практики
Анализ практики подготовки и принятия управленческих решений в ОАО позволил сделать следующие выводы:
-Руководством принимаются решения на основе интуитивных ощущений. Рациональная модель принятия решений не применяется, так как руководство не имеет теоретических знаний в области менеджмента (генеральный директор – имеет образование по специальности – инженер; коммерческий директор – экономист; производственный директор имеет медицинское образование).
-По объекту решения: ситуационные,
то есть принимаются в случае
возникновения ситуации
-По лицам, принимающим решения: единоличные, по группам менеджеров.
-Связи с иерархией планирования: оперативные.
-По надежности исходной
информации – встречаются
-Процесс принятия решений
индивидуален, а не объективен.
Он основывается на мнении
высшего руководства
-Решения принимаются по отдельным вопросам производства и не имеют взаимосвязи с другими структурными подразделения организации, хотя косвенно, все же, влияют на них.
№ п/п |
Перечень решений, принимаемых в управляю-щей системе |
Кто под-готавли-вает ма-териалы |
С кем согла-совыва-ется проект решения |
Кто принимает решения | ||||||||||
Ген. дир. |
Ком. дир. |
Произ. дир |
Нач. мар-кет. |
Нач. дого-вор. |
Нач АХО |
Нач орга-низ. |
Д М |
Гл. бух |
Нач. ОК |
Примечание | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
1. |
Решения по кадровым вопросам: -найм, отбор и увольнение кадров |
ОК |
Ген. дир |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Единоличные решения высшего руководства |
2. |
Решения по правовым вопросам: -Заключ. договоров; -юридич. вопросы, т.п |
Отдел догово-ров |
Ген.дир. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
Инициатива исходит от отдела дого-воров, а решается директорами |
Продолжение табл. 2.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
3. |
Решения по маркетинговым вопросам: -сбыт; -реклама и т.п. |
Отдел марке-тинга |
Ген. дир |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Решения не согласовываются с нача-льниками структур-ных подраз-делений |
4. |
Решения оперативно-орга-низационного характера (по киоскам) |
Органи-зацион-ный отдел |
Произ. Дир. |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
Решения согласуются с произ-водствен-ными под-разделе-ниями |
5. |
Решения по АХО |
АХО |
Произ-водст. дир. |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
Решения согласуются с производ. директором |
6. |
Решения по производств. вопросам |
ДМ |
Произ. Дир. |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
Решения согласуются с ДМ |
5. Предложения по
В качестве рекомендаций руководству ОАО предлагается:
-повысить квалификацию, путем посещения курсов по дисциплине: «менеджмент» и изучение модели рационального принятия управленческих решений;
-привлекать к процессу
принятия решений
-принимать стратегические
решения и разработать бизнес-
-гибче реагировать на изменения окружающей среды;
-использовать проверенную информацию;
-высшее руководство должно
делегировать полномочия
-в процессе принятия
решений использовать
-расширить набор оказываемых услуг и активизировать работу маркетингового отдела;
-уделить внимание принятию кадровых решений. Разработать кадровую политику организации.
Предлагаемый порядок принятия решений в ОАО см. в табл.2.2.
Таблица 2.2
№ п/п |
Перечень решений, принимаемых в управляющей системе |
Кто под-готавли-вает ма-териалы |
С кем согла-совыва-ется проект решения |
Кто принимает решения | ||||||||||
Ген. дир. |
Ком. дир. |
Произ. дир |
Нач. мар-кет. |
Нач. дого-вор. |
Нач АХО |
Нач орга-низ. |
ДМ |
Гл. бух |
Нач. ОК |
Примечание | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
1. |
Решения по кадровым вопросам: -найм, отбор и увольнение кадров |
ОК |
Ген. дир |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Коллегиальные решения руководства |
2. |
Решения по правовым вопросам: -Заключ. договоров; -юридич. вопросы, т.п |
Отдел догово-ров |
Ген.дир.
Ком.дир |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
Инициатива исходит от отдела дого-воров, а решается директорами и нач. отделов |