Приоритетные направления реализации социальной политики в Республике Беларусь на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 23:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть реализацию социальной политики в Республике Беларусь и направления ее развития.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие социальной политики государства;
- раскрыть принципы формирования социальной политики;
- рассмотреть функции и механизмы реализации социальной политики;
- рассмотреть цели и задачи социальной политики в Республике Беларусь на современном этапе;
- рассмотреть приоритетные направления развития социальной политики в Республике Беларусь на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ, МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ….......5
1.1. Понятие социальной политики государства………………………….5
1.2. Принципы формирования социальной политики…………
1.3. Функции и механизмы реализации социальной политики…
2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОГО К
РЫНКУ ПЕРИОДА………………………………………………………............
2.1. Цели и задачи социальной политики в Республике Беларусь на
современном этапе…………………………………………………………………
2.2. Приоритетные направления реализации социальной политики в Республике Беларусь на современном этапе…………………………………....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ. НАЦ.ЭКОНОМИКА №1.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

          ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

          1. СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ  ФОРМИРОВАНИЯ, МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ….......5

          1.1. Понятие социальной политики  государства………………………….5

          1.2. Принципы  формирования  социальной  политики…………

          1.3. Функции и механизмы реализации  социальной  политики…

          2. СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА  РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

И СОДЕРЖАНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНОГО  КОМПЛЕКСА  В УСЛОВИЯХ  ПЕРЕХОДНОГО  К

РЫНКУ  ПЕРИОДА………………………………………………………............

          2.1. Цели  и задачи  социальной  политики  в Республике  Беларусь  на

современном  этапе…………………………………………………………………

          2.2. Приоритетные  направления  реализации социальной  политики  в Республике  Беларусь  на современном этапе…………………………………....

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………

          СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ……………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Человеческое  общество крайне не однородно. Кроме  объективно неизбежной демографической неоднородности общества, его члены различаются и по экономическим параметрам (например, по уровню доходов). В связи с этим, в обществе могут быть выделены группы населения, нуждающиеся в государственной поддержке (безработные, инвалиды, малообеспеченные).

Поскольку общество состоит из экономически слабых и  сильных людей и домохозяйств, то инструментом, позволяющим поддерживать слабых, создавать условия для  самореализации всех без исключения граждан страны, сохранять культурные и исторические ценности, является социальная политика.

Изучение социальных явлений и процессов проводятся по всему миру. Только с помощью исследований и создания системы управления, возможно, обеспечить удовлетворение социальных потребностей общества. Именно четкая стратегия управления социальной сферой и социальными процессами обеспечивает решение экономических и социальных задач развития общества. Недооценка роли социального управления особенно опасна в условиях переходной экономики, так как именно она является мощным средством оживления производства, предотвращение кризисов, улаживания конфликтов, возникающих вследствие проходящих в экономике преобразований.

Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальных  экономических преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радикализма.

В современных условиях ни одна экономическая система не в состоянии обеспечить экономический  рост без использования творческого потенциала человека. Человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества. Отсюда – необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы посредством разработки и реализации направлений социальной политики.

Актуальность темы  обусловлена большой значимостью социальной сферы, которую трудно переоценить, где бы ни проводилась подобная политика в этой области. В какой бы стране не жили люди, чьим интересам служит социальная политика. Сфера социальной политики — часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства. Сложные, конфликтогенные проблемы современного мира невозможно решить с помощью исключительно технологических инноваций и экономических средств.

Цель работы – рассмотреть  реализацию социальной политики в Республике Беларусь и направления ее  развития.

Для  достижения цели были поставлены  следующие задачи:

- рассмотреть понятие  социальной политики государства;

- раскрыть принципы  формирования социальной политики;

- рассмотреть функции  и механизмы реализации социальной  политики;

- рассмотреть цели  и задачи социальной политики  в Республике Беларусь на современном  этапе;

- рассмотреть  приоритетные направления развития социальной политики в Республике Беларусь на современном этапе.

 

 

 

 

 

1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА:

ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ  ФОРМИРОВАНИЯ, МЕХАНИЗМЫ

РЕАЛИЗАЦИИ

            

    1. Понятие социальной политики  государства

 

Цели и  направления деятельности государства по регулированию социальной сферы определяет государственная социальная политика.

Социальная политика определяет направления развития всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми. Социальную политику следует рассматривать и как концентрированное воплощение потребностей, интересов людей в области социальных отношений и условий их жизнедеятельности.

Социальная политика – это система целенаправленных государственных мероприятий и акций по регулированию отношений между классами, нациями, отдельными социальными группами населения, направленных на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала и на этой основе – на повышение эффективности функционирования и конкурентоспособности экономики страны.

Социальную государственную  политику, как и социальную сферу, рассматривают в широком и узком смысле. В широком смысле  социальная политика охватывает все аспекты жизнедеятельности человека: улучшение условий труда и быта, удовлетворение материальных и духовных потребностей, социальную защиту, осуществление принципа справедливости. Другими словами, социальная политика направлена на создание нормальных условий жизни и благоприятных возможностей для развития и самореализации всех членов общества. Социальная политика в узком смысле – это система государственных мер по поддержке тех групп и слоев общества, которые в силу различных причин оказались в трудном положении, страдают от специфических обстоятельств и не могут только своими силами улучшить благосостояние.

Социальную  политику государства отличает ряд  особенностей. Она имеет дело непосредственно с человеком и ориентирована на него. Социальная политика связана со сферой распределения и потребления общественного продукта. Способ распределения определяется способом производства, но распределительные отношения, будучи относительно автономными, могут тормозить либо способствовать процессу производства, быть фактором повышения общественной производительности труда. В то же время специфика экономической политики заключается в ориентации на экономический рост и умножение материального богатства.

Отсюда следует, что  так же, как социальная сфера общества неотделима от экономики, социальная политика государства неотделима от экономической политики, они тесно связаны между собой. Их диалектическая взаимосвязь объясняется тем, что цель экономической политики – регулирование деятельности людей по созданию материальных благ и услуг как важнейшего условия роста народного благосостояния, а социальная политика воздействует на отношения между людьми в потреблении ими материальных благ и услуг, направлена на улучшение условий жизни и всестороннее совершенствование всех членов общества, исходя из принципа социальной справедливости. Другими словами, то, что для одной политики является итогом, для другой – исходным пунктом.

 

                  1.2. Принципы  формирования  социальной политики

 

        Социальная политика государства строится на основе принципов целенаправленности, учета возможностей, реальности, открытости, целостности, адекватности, всеобщности и адресности.

Принцип целенаправленности предполагает ориентацию социальной политики на достижение поставленных долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей, определяющих развитие социальной сферы в отмеченной перспективе.

Принцип учета возможностей основан на том, что при формировании социальной политики государства необходимо учитывать, с одной стороны, собственные возможности и способности людей решать свои социальные проблемы, а с другой – возможности государства. Важность этого принципа заключается в том, что недооценка роли человека как субъекта решения своих проблем обрекает социальную политику на провал, ведет к социальному иждивенчеству, деформации социального статуса человека. Примером может служить «застойное» советское общество, когда человек был поставлен в условия, что от него самого мало зависел его социальный статус. Возможности государства зависят от ресурсно-экономического потенциала, обеспечивающего решение социальных проблем.

Принцип реальности социальной политики тесно связан с принципом учета возможностей: народу можно обещать лишь то, что государство в состоянии выполнить.

Принцип открытости предполагает, что основные положения социальной политики должны быть известны всем членам общества.

Принцип адекватности требует от социальной политики быть адекватной целям развития государства и общества, условиям жизни людей, исходить из складывающейся структуры жизненных интересов и проявлений человека.

Принцип целостности предполагает, что все звенья и направления социальной политики должны быть тесно взаимосвязаны.

Принцип всеобщности и адресности ориентирует социальную политику на то, чтобы, во-первых, она охватывала все слои и социальные группы общества, все организации, учреждения и институты социальной сферы, а во-вторых, содержала конкретные адресные меры в отношении каждой социальной структуры общества.

 

1.3. Функции  и механизмы реализации  социальной политики

В зависимости от направлений, субъектов и объектов, уровня и видов различают общегосударственную социальную политику, региональную и отраслевую, политику в области рынка труда и занятости населения, доходов и заработной платы, социальной защиты и социального обслуживания населения, а также политику в области здравоохранения, образования, культуры и искусства, жилищную, пенсионную, семейную, молодежную, женскую, политику в области материнства и детства.

К основным функциям социальной политики следует отнести:

  • обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности общества;
  • налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая устроит подавляющее большинство населения;
  • обеспечение необходимого и достаточного уровня экологической безопасности;
  • обеспечение необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из его социальных групп;
  • поддержание социального порядка, то есть состояния общества, оцениваемого населением как приемлемого для жизни;

Стратегическая, научно-обоснованная социальная политика должна:

1. Предотвращать возможную  напряженность между отдельными  категориями населения, социальными  группами, рост протестных настроений, связанных с жизнеобеспечением.

2. Создавать и поддерживать атмосферу  доверия между людьми, а также  доверие населения к социальным  институтам, органам управления, властным  структурам и кредитно-финансовым  учреждениям.

3. Оптимизировать сферу потребления в соответствии с реальными возможностями общества, не допуская развития «синдрома потребительства» у населения и неоправданного дефицита бюджета у государства.

Проводя объективно обусловленную социальную политику, государство для ее реализации использует разнообразные действия, формы и методы регулирования: поддержание общественного порядка, исполнение законов, справедливое распределение доходов, рациональное налогообложение и др. Безусловно, государственное регулирование является частичным вмешательством в жизнь людей и во многих случаях влечет за собой некоторое ограничение их свободы. Но это вмешательство осуществляется в интересах и во благо людей. Государственное регулирование не следует рассматривать как систему жесткого, командного воздействия на социальную сферу. Эта система построена на самых разнообразных по своей сущности методах: экономических, административно-распорядительных, социально-психологических, воспитательных, правовых.

В системе государственного регулирования особо следует  выделить правовые методы, совокупность которых лежит в основе правового регулирования. Правовое регулирование обеспечивает целенаправленное воздействие на поведение, деятельность людей, а через них – на общественные отношения. Основными элементами правовых методов являются юридические нормы, государственные предписания и акты применения права, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей.

Информация о работе Приоритетные направления реализации социальной политики в Республике Беларусь на современном этапе