Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:25, реферат
Целью реферата послужила характеристика экономической политики и экономической стратегии России на современном этапе развития рыночных отношений.
В рамках поставленной цели в работе решались следующие задачи:
исследованы тенденции экономической политики России на современном этапе;
выявлены актуальные проблемы стратегического развития российской экономики;
определены направления повышения эффективности экономической политики и стратегии России.
Введение
В последнюю четверть XX века человечество вступило в новую стадию своего развития - стадию построения постиндустриального общества, которое является результатом происходящей в современном мире социально-экономической революции. Известно, что в основе каждой социально-экономической революции лежат свои специфические технологии, производственно-
Предметом исследования являются возможные направления развития российской экономики в 21 веке.
Объектом исследования выступает российская экономика.
Целью реферата послужила характеристика экономической политики и экономической стратегии России на современном этапе развития рыночных отношений.
В рамках поставленной цели в работе решались следующие задачи:
исследованы тенденции экономической политики России на современном этапе;
выявлены актуальные проблемы стратегического развития российской экономики;
определены направления повышения эффективности экономической политики и стратегии России.
В ходе выполнения работы широко были использованы публикации отечественных ученых-экономистов, посвященные современным проблемам развития российской экономики, аспектам совершенствования экономической политики и формирования стратегии экономического роста.
1. Проблемы российской экономики
Основная проблема российской экономики – до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.
Вторая проблема – недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать» экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные.
Результат – значительное падение промышленного производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это заметно в тех городах и регионах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия, и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными.
Третья проблема – недостаточная развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования – меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными.
Национальная экономика в последние годы развивались во многом за счет внешних источников – высоких цен на сырье, «дешевых» кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития необходимо найти внутренние источники роста.
2.Приоритетные направления модернизации русской экономики.
Стенограмма выступления на дискуссионном клуб
"Модернизация России: новый вектор" в ИА "Росбалт".
С.Ю. Глазьев
Приоритетные проекты должны соответствовать трем критериям:
1. Они должны соответствовать перспективным направлениям экономического роста. Ни для кого не секрет, что разные сферы экономики развиваются сегодня разными темпами. Скажем, биотехнологии растут в объеме применения примерно на 50-80% каждый год по разным направлениям, информатика растет на 20-25% процентов в год. До терактов устойчиво росли авиаперевозки. Автомобилестроение растет на 2-3% в год, химическая промышленность и металлургия практически стоит на месте. В каждой отрасли существуют разные темпы роста. Нам нужно выбирать те направления, которые будут определять будущее, которые сегодня развиваются более высокими темпами. Эти направления и станут локомотивами экономического роста на перспективу. При этом замечу, что есть еще одна закономерность, которую нужно учитывать. Любое направление технико-экономического развития имеет жизненный цикл. Если вы начинаете заниматься этим в начале жизненного цикла, вы можете вложить рубль, а получить миллион. Если вы занимаетесь в середине жизненного цикла, то вы на один рубль получите полтора, а в конце, скорее всего, вы вообще все потеряете. Например, если мы хотим создать современное биотехнологическое производство, то нам нужна лаборатория с оснащением в 1-2 млн. долларов, главное, чтобы были специалисты. Если мы хотим построить предприятие в сфере информатики, которое бы занималось программным обеспечением, освоением новых информационных технологий, то, наверное, уже нужны десятки миллионов долларов. Если мы хотим построить микроэлектронный завод, то нужно полтора-два миллиарда, а, если мы хотим построить автомобильный завод, то нужно 10 миллиардов. Причем пропорционально тому, как растут эти расходы, соответственно, меньше темпы роста. Если это - зрелое направление, то там огромная капиталоемкость. Если оно только начинается, то здесь можно оседлать волну и получить колоссальный эффект в перспективе. То есть, мы должны учитывать жизненный цикл и перспективные направления глобального экономического роста;
2. Мы должны учитывать наши конкурентные преимущества. Невозможно начинать с нуля. Действовать следует там, где есть заделы. У нас есть сферы, которые, несмотря на колоссальную разруху, сохраняют передовой, на мировом уровне, потенциал и возможность быстро его реализовать. Прежде всего, это атомная промышленность, где мы по-прежнему впереди планеты всей. Это биотехнологии, где у нас есть ряд очень серьезных заделов. Это, конечно, авиакосмос, а также программное обеспечение. Дальше можно выбирать локальные ниши, где у нас есть хорошие конкурентные преимущества;
3. Эти проекты должны быть общественно значимыми, они должны иметь явно позитивный эффект для общества. Прежде, чем перечислить такие направления, я хочу привести два примера плохих и хороших проектов. Есть хорошие проекты, которые никем в мире не оспариваются. Например, ГОЭЛРО, - проект, который поднял Советский Союз, который разрабатывался еще перед Первой Мировой Войной на первом Съезде промышленников, который проводился императорским Правительством. Кстати, это пример частно-государственного партнерства. Этот проект был больше мнением деловых кругов, что нужно заниматься электрификацией страны. В конце концов, советская власть реализовала этот проект с опозданием на 20 лет, но успех был очевидным. Успешным проектом можно назвать атомный проект, хотя он сопровождался большими издержками. Но позитивный эффект от его реализации выразился в строительстве атомных электростанций.
В качестве неудачного проекта я бы привел пример строительства водных каналов: Беломорканал, этот каскад каналов по Волге, куда было вложено огромное количество сил и людских жизней. Он неудачный, потому что была выбрана транспортная технология 200-летней давности. Каждому этапу развития соответствует своя транспортная система. В свое время люди ездили на лошадях, затем были корабли и водные каналы, затем водные каналы заменили железные дороги, потом автомобильные дороги, и, наконец, сегодня рост перевозок идет за счет авиационных перевозок. Когда принималось решение рыть каналы, то, по сути, мы вернулись на 200 лет назад. Конечно, ничего хорошего из этого не получилось с точки зрения экономического эффекта, был нанесен колоссальный экологический ущерб. Результат сегодня виден: водный транспорт сегодня у нас практически стоит.
Итак, перечень:
Биотехнологии. У нас есть огромное количество перспективных направлений и в медицине, и в сельском хозяйстве, причем для нашего сельского хозяйства без современной генной инженерии наше растениеводство просто не выживет. Сегодня, когда кукуруза "шагнула" на тысячу километров на север, сбылись мечты Никиты Сергеевича Хрущева, кукурузу и подсолнечник выращивают даже в Финляндии, благодаря тому, что за счет генной инженерии удалось вывести такие сорта растений, которые требуют для вызревания в 3 раза меньше солнечных дней, чем обычно. Если наше сельское хозяйство не будет сегодня оснащено передовыми технологиями в растениеводстве, то оно, конечно, конкуренции не выдержит. В то же время, если мы ее оснастим, то сможем сдвинуть наше сельское хозяйство на тысячу километров на север, есть технологии, которые позволяют выращивать растения, которые устойчивы к заморозкам до –5 градусов на почве.
Конечно, это авиапром, космос, где у нас есть конкурентное преимущество. Кстати, строительство Трансконтинентальной дороги – это, конечно, проект, но, тем не менее, по своей значимости он уступает такому направлению, как модернизация аэропортов и создание системы поддержки авиационных перевозок и авиационной промышленности, которая имела бы гораздо более значимый социальный и экономический эффект.
Жилищно-коммунальное хозяйство, модернизация коммунального хозяйства на основе современных технологий. Что такое современные технологии в коммунальном хозяйстве, я распространяться не буду, скажу, что расходы на их внедрение позволяют окупить инвестиции за два отопительных сезона в условиях нашей Средней Европейской части. Это - современные трубы, устойчивые к коррозии, это и современная технология их прокладки, это модернизация котельных. На ликвидации потерь мы отбиваем расходы за два отопительных сезона.
Информатизация, конверсия, о чем много говорилось, хотя я понимаю, что сегодня "оборонка" во многом конверсионная. Объем гражданской продукции больше военный, но, тем не менее, это направление остается актуальным.
Геологоразведка, которая была загублена в последние десятилетия.
И, наконец, это - инфраструктура.
Последние два слова о механизмах. Когда нам говорят обо всех этих проблемах и задачах, в качестве последнего аргумента нам пирводят, что все разворуют. Я думаю, что разворуют как раз значительную часть нашего Стабилизационного фонда. Что я имею ввиду? Во-первых, он обесценивается. Мы уже потеряли на падении доллара 25-30 млрд. долларов валютных резервов Центрального Банка. Нам американцы "спасибо" даже не сказали, но это была существенная поддержка американской валюты, которая нам стоила огромных денег. 30 млрд. долларов просто "корова языком слизала".
Отмечу, что технологии финансирования перспективных отраслей должны быть разными. Скажем, в биотехнологиях это конкретные проекты. В качестве примера приведу проект инсулина. Уже давно всем понятно, что государство покупает инсулин и его бесплатно народу впрыскивает. Зачем покупать по импорту инсулин, когда в 10 км от центра Москвы есть Институт биоорганической химии Академии Наук им. Овчинникова, который создал опытное производство инсулина? Но все попытки получить из бюджета ассигнования на развертывание массового производства успеха не имеют, хотя на базе опытного производства этот Институт обеспечивает 1/3 московского рынка инсулином.
В авиапроме я думаю, что самая оптимальная форма государственной поддержки – это гарантия под приобретение новых самолетов. Прямое финансирование НИОКР на сертификацию, где тоже, если контролировать расходование средств, никто их не разворует. Гарантии позволят нашим авиакомпаниям покупать самолеты отечественного производства. Я, кстати, до сих пор не могу понять, почему Правительство не может заставить Аэрофлот выполнять свои собственные постановления по приобретению отечественной техники.
По жилищно-коммунальному хозяйству в качестве механизма должен быть кредит под гарантии органов местного самоуправления. То есть, города должны из своих бюджетов гарантировать возвратность кредитов.
По информационным технологиям. Кредитование, в принципе, - вполне приемлемая форма. Но главная проблема с информационными технологиями – это Министерство связи, которое мешает их развитию. Нужно убрать Министерство связи, то есть, дебюрократизировать, и информационные технологии будут развиваться в 5 раз быстрее, чем сегодня.
По инфраструктуре. Здесь может быть много различных форм.
По конверсии оборонной промышленности. Мы много говорим о венчурном финансировании, но "воз и ныне там".
Наконец, за кадрами проектов значительную часть денег нужно оставить предприятиям. Надо предприятиям расширить перечень вычетов из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в целях НИОКРов, в целях инвестиций, в целях обновления производства. Надо предприятиям дать возможность образовывать резервы, и на этот объем резервов налог на прибыль не вводить. В Японии такая форма стимулирования долгосрочных инвестиций оказалась очень мощной. Так или иначе, я думаю, что нынешнее Правительство просто профессионально непригодно для того, чтобы реализовать эту идеологию стимулирования экономического роста.
Дмитрий Медведев назвал приоритетные направления, за счет развития которых будет проводиться модернизация экономики. Это: энергоэффективность, энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии, медицинские технологии, стратегические информационные технологии.
Говоря об энергоэффективности, президент отметил, что «с проблемами энергоэффективности в нашей стране пока очень плохо, одна болтовня на эту тему идет, и ничего не происходит» и обозначил одну из задач - повысить энергоэффективность в ЖКХ. Ситуацию в области медицины Дмитрий Медведев назвал «недопустимой». И сказал о том, что «надо в первую очередь наладить выпуск критически важных лекарственных средств...нужно сделать это или самостоятельно, или с участием иностранных компаний». Развитие стратегических информационных технологий дожны привести к созданию суперкомпьютеров и разработке программного обеспечения.
Запускать процесс модернизации придется «в ручном режиме», сказал Медведев «и сделать это будет необходимо с помощью конкретных проектов». Для продвижения упомянутых проектов понадобится создать новые инструменты и использовать уже существующие: венчурные фонды, особые экономические зоны и технопарки. Развивая тему модернизации экономики Дмитрий Медведев посетовал на бизнес: «Пока бизнес вместе с государством не осознает, что это важно для развития страны, ничего происходить не будет...мы должны добиться того, чтобы у бизнеса была мотивация производить самые лучшие товары и продавать наиболее конкурентоспособные услуги в нашей стране».
В решении задач выхода страны из кризиса, обеспечения динамически устойчивого развития экономики первостепенная роль принадлежит инновациям, инновационной деятельности, способным обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг. Это требует реформирования всех сфер общественной жизни, и прежде всего, экономики.
Что понимается под инновационной экономикой? Проведанный анализ современных тенденций развития экономики ведущих западных стран говорят о том, что инновационная экономика - это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. Она выделяет особую роль знаний и инноваций, прежде всего, знаний научных. В инновационной экономике под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, ибо производство, не опирающееся на новые знания и инновации, в инновационной экономике оказывается нежизнеспособным.
Информационные технологии, компьютеризированные системы и высокие производственные технологии являются базовыми системами инновационной экономики. Они в своем развитии радикально трансформируют все средства получения, обработки, передачи и производства информации, радикально технологизируют интеллектуальную деятельность (например, автоматизация проектирования и технологической подготовки производства, автоматизированный контроль за ходом производства, автоматизация ведения финансово-бухгалтерской отчетности и организационно-
Каковы основные признаки инновационной экономики?
Нам представляется, что экономика общества является инновационной, если в обществе:
любой индивидуум, группа лиц, предприятий в любой точке страны и в любое время могут получить на основе автоматизированного доступа и систем телекоммуникаций любую необходимую информацию о новых или известных знаниях, инновациях (новых технологиях, материалах, машинах, организации и управления производством и т.п.), инновационной деятельности, инновационных процессах;
производятся, формируются и доступны любому индивидууму, группе лиц и организациям современные информационные технологии и компьютеризированные системы, обеспечивающие выполнение предыдущего пункта;
имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющихся научно-технического прогресса и инновационного развития, и общество в состоянии производить всю необходимую многоплановую информацию для обеспечения динамически устойчивого социально-экономического развития общества и, прежде всего, научную информацию;
происходит процесс ускоренной автоматизации и компьютеризации всех сфер и отраслей производства и управления; осуществляются радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказываются расширение и активизация инновационной деятельности в различных сферах деятельности человека;
доброжелательно воспринимают новые идеи, знания и технологии, готовы к созданию и внедрению в широкую практику в любое необходимое время инноваций различного функционального назначения;
имеются развитые инновационные инфраструктуры, способные оперативно и гибко реализовать необходимые в данный момент времени инновации, основанные на высоких производственных технологиях, и развернуть инновационную деятельность; она должна быть универсальной, конкурентоспособно осуществляющей создание любых инноваций и развитие любых производств;
имеется четко налаженная гибкая система опережающей подготовки и переподготовки кадров-профессионалов в области инноватики и инновационной деятельности, эффективно реализующих комплексные проекты восстановления и развития отечественных производств и территорий.
Базовыми понятиями инновационной экономики являются инновация, инновационная деятельность, инновационная инфраструктура. Что эти понятия из себя представляют, каково их содержание и объем? Коротко ознакомимся с этими понятиями, ибо от их правильного понимания во многом зависят тактика и стратегия формирования эффективной инновационной экономики в стране.
Инновации, инновационная деятельность, инновационные процессы - понятия, имеющие в настоящее время самые разнообразные и широкие толкования. Развитость и распространение этих понятий на процессы, относящиеся ко всему новому, включая новые идеи и изобретения, новые научные достижения, новые знания и технологии, новые результаты фундаментальных и поисковых научно-исследовательских работ и т.п., порождаются бытовым представлением и смешением двух понятий: инновационное и новое. Широкое толкование инновационной деятельности, как нового, охватывает все, что понимается под научно-техническим прогрессом, смешивает научные и инновационные приоритеты, порождает ложные представления об одинаковости требований к инфраструктурам, обеспечивающим научное или инновационное развитие. Для обоснования данного тезиса будем исходить из следующего понимания научно-технического прогресса: научно-технический прогресс целесообразно разделить условно на две главные взаимосвязанные и взаимодополняющие составляющие - составляющую научно-технических достижений и составляющую производственно-технических достижений.
В первом случае результатами научно-технического прогресса является научные достижения - новые знания, новые научно-технические идеи, открытия и изобретения, новые технологии на принципиально новых физико-химико-биологических принципах. Во втором случае результатами научно-технического прогресса являются производственно-технические достижения - инновации, создание которых предполагает:
профессиональное целенаправленное развитие и доведение результатов научно-технических достижений до создания новых технологий, новых систем, машин, оборудования, новых методов организации и планирования производства и т.п.;
практическую реализацию созданных результатов производственно-технических достижений потребителю либо через рынок, либо через механизм “заказ – исполнение”;
обеспечение эффективного использования и эксплуатации созданного инновационного продукта;
исследование и получение новых научно-технических достижений (если таковые отсутствуют), необходимых для создания и реализации востребованных рынком или заказчиком инноваций (будем называть их инновационно направленными научно-техническими достижениями).
Из вышеизложенного мы заключаем, что под инновационной деятельностью следует понимать деятельность коллектива людей, направленную на реализацию в общественной практике “под ключ” производственно-технических достижений - инноваций, применения существующих прогрессивных технологий, систем, машин и оборудования на базе использования и внедрения научно-технических достижений отечественной и мировой науки и техники. Она должна обеспечить устранение разрыва между имеющимся объемом и уровнем уже полученных и проверенных научно-технических достижений и их применения на развиваемых (создаваемых) предприятиях.
Отсюда следует, что насыщение инновационной активности - важнейшее условие формирования эффективной инновационной экономики.
Эффективность инновационной деятельности во многом определяется инновационной инфраструктурой. Поэтому инновационная инфраструктура является базовой составляющей инновационной экономики, инновационного потенциала общества. Что же представляет собой инновационная инфраструктура, почему же она является базовой составляющей, фундаментом инновационной экономики?
Инновационная инфраструктура является основным инструментарием и механизмом инновационной экономики, она, как “архимедовы рычаг и точка опоры”, способна поднять экономику страны на очень высокий уровень. Исходя из такого понимания, мы видим инновационную инфраструктуру как совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций. Инновационная инфраструктура предопределяет темпы (скорость) развития экономики страны и рост благосостояния ее населения. Опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности. Поэтому для эффективного функционирования инновационной экономики страны инновационная инфраструктура должна быть функционально полной.
Что это значит? А это значит, что она должна обладать набором таких свойств, которые должны способствовать в полной мере реализации инжиниринговых технологий по созданию и реализации инноваций в масштабах регионов и страны в целом. По нашему глубокому убеждению, упомянутая совокупность должна содержать набор следующих свойств:
распределенность по всем регионам в виде инновационно-технологических центров или инжиниринговых фирм, которые на местах могут решать задачи функционально полного инновационного цикла со сдачей объекта инновационной деятельности “под ключ”;
универсальность, которая позволяет конкурентоспособно обеспечить реализацию инновационного проекта “под ключ” в любой области производственного или обслуживающего секторов экономики;
профессионализм, который базируется на добросовестном и качественном обслуживании заказчика или потребителя;
конструктивность, которая обеспечивается ориентацией на конечный результат. Развитие инновационного проекта должно сопровождаться непрерывным анализом конечных результатов. Наличие достоверной обратной информации по достигаемым конечным результатам позволяет выработать конструктивные приоритеты непосредственно в процессе раз-вития инновационной деятельности и тем самым обеспечить замкнутую систему управления инновациями по схеме: инновации - инвестиции - мониторинг конечных результатов - инвестиции и т.п.;
высокий уровень научно-технического потенциала;
кадровая обеспеченность, в первую очередь, руководителями инновационных проектов и возможность постоянного обновления и совершенствования персонала инновационной инфраструктуры;
финансовая обеспеченность (наличие оборотного капитала);
высокий уровень инструментальных средств, ускоряющих получение конечного результата;
гибкость, обеспечивающая приспособление инновационной инфраструктуры к изменениям требований рынка и внешней конъюнктуры.
Как показывают результаты выполненных нами исследований, а также опыт развитых стран мира, основным ядром инновационной инфраструктуры, наиболее адекватным механизмом реализации научно-технических нововведений - инноваций, является инфраструктура инновационных инжиниринговых центров (фирм, предприятий), которые должны аккумулировать лучшие отечественные и зарубежные знания и технологии и выступать для заказчика системным интегратором и гарантом успешной реализации инновационного проекта и обеспечить охват полного инновационного цикла: от изучения конъюнктуры рынка конечной инновационной продукции, технико-экономического обоснования инновационного проекта и его разработки до комплектной поставки оборудования, его системной интеграции, сдачи “под ключ” с кадровым обеспечением и последующим сервисным обслуживанием.
Остановимся на раскрытии содержания некоторых из перечисленных выше свойств инновационной инфраструктуры. Исследования и мониторинг потребностей рынка, необходимость постоянного и оперативного обновления выпускаемой инновационной продукции требуют придания первостепенного значения в инновационной экономике внедрению гибкой автоматизации. Комплексная гибкая автоматизация с широким применением информационных технологий и компьютеризированных систем является сердцевиной инновационной экономики. Поэтому в фундамент всех структурных преобразований экономики региона, в основу региональной инновационной инфраструктуры должны быть положены автоматизированные высокие технологии и компьютеризированные системы со сквозным “безбумажным” циклом: “проектирование - производство - контроль – реализация”. Отсюда следует, что важнейшей региональной проблемой формирования и развития инновационной экономики является решение научно-методических и организационно-технологических вопросов, связанных с разработкой, созданием и освоением автоматизированных интегрированных проектно-производственных систем, осуществляющих в автоматизированном режиме сквозной “безбумажный” цикл и объединяющих в одной системе инновационно направленные научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, процессы технологической подготовки и планирования производства, направленные, в конечном итоге, на создание инновационной продукции. Более того, в таких системах должны быть автоматизированы в сквозной цепи три основных этапа, характерных для создания новой наукоемкой системы: проектирование инноваций; изготовление и комплектация головного образца новой наукоемкой системы; пуско-наладочные работы и испытание новой наукоемкой системы.
Важной проблемой, требующей своего актуального решения в условиях инновационной экономики, является опережающее создание в регионах эффективного механизма информационного обеспечения инновационной деятельности. Результативность этого механизма в значительной мере зависит от качества непрерывного социально-экономического мониторинга регионов. Подобный мониторинг, по нашему мнению, должен охватить наблюдение, анализ, оценку и прогноз экономической, социальной, экологической, научной и инновационной обстановки в регионе с целью подготовки управленческих решений и рекомендаций, направленных на улучшение и развитие инновационной деятельности. Мониторинг как инновационных процессов, так и более общих процессов структурных преобразований экономики в регионе нацеливает регионы на эффективное управление этими процессами. Поэтому одной из основных функций в области информационного обеспечения инновационной экономики должна стать функция автоматизированного мониторинга структурных преобразований в регионе. В связи с этим представляется целесообразным создание в регионах автоматизированных центров инновационно-информационного обеспечения (АРЦИ) для постоянного поддержания обновления и эксплуатации инновационных банков данных и знаний. При этом надо исходить из следующего положения: субъектам инновационной деятельности нужна, в первую очередь, информация, которая содержала бы упорядоченную соответствующим образом технико-экономическую, конъюнктурно-коммерческую, статистическую информацию, сведения о характеристиках промышленной продукции, технологий, машин и оборудования, материалов, типов услуг и т.п. И здесь важная роль принадлежит маркетингу инноваций и инновационной деятельности на предприятиях региона как составной части информационного обеспечения инновационной эргономики. Инновационный маркетинг, представляя собой комплекс мероприятий по исследованию всех вопросов, связанных с процессом реализации инновационной продукции предприятий, а именно: изучением потребителя и исследованием мотивов его поведения на рынке; исследованием инновационного продукта и каналов его реализации; изучением конкурентов и определением конкурентоспособности их инновационного продукта; изучением "ниши" рынка, в которой предприятие имеет наилучшие возможности по реализации своих преимуществ - должен стать одной из ведущих структур АРЦИ.
Создание на уровне регионов отраслей и предприятий подобной принципиально новой информационной структуры - автоматизированной интегрированной информационной системы, ориентированной на комплексное информационное обеспечение инновационной экономики, будет способствовать успешному решению важнейшей задачи инновационной экономики государства: обеспечению конкурентоспособности предприятий, отраслей, регионов и страны в целом.
Становление инновационной экономики в значительной мере зависит от создания эффективного механизма управления практической реализацией в регионах сложных инновационных проектов. И здесь без государственной поддержки инновационных процессов не обойтись. Необходимость финансовой и правовой поддержки науки и инноваций, активизации инновационной деятельности, перехода на новые формы решения экономических, экологических и социальных проблем регионов, характерных для инновационной экономики, настоятельно требуют от региональных органов управления вырабатывать ответственную политику по отношению к управлению и развитию инновационной деятельности в регионе, активизировать взаимодействие по данной проблеме региональных органов управления с федеральными. Главной формой такого взаимодействия, на наш взгляд, должны стать научно-технические программы: государственные, финансируемые из федерального бюджета, когда приоритетные народнохозяйственные проблемы решаются на базе научно-инновационного потенциала регионов и региональные – с долевым финансированием государства и региона.
Для успешной реализации региональной инновационной политики по формированию инновационной экономики должен быть выполнен комплекс научных и организационно-технических мероприятий, основными их которых, по мнению автора, являются следующие.
1. Разработка концепции развития инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры в регионе с определением долговременных стратегических целей и средств их достижения в рамках формирования инновационной экономики.
2. Разработка программы инновационного развития региона, которая должна быть адресным документом, указывающим по ресурсам, исполнителям и срокам совокупность мероприятий, направленных на достижение целей инновационного развития региона.
3. Включение основных положений программы инновационного развития региона в программу его социально-экономического развития.
4. Организация практической деятельности органов местного и регионального управления по реализации и принятию соответствующих нормативных актов регионального значения, а также по осуществлению ими организационного и информационного обеспечения данной программы.
Считаем необходимым особо выделить следующее положение. В условиях развития инновационной деятельности (в обществе с инновационной экономикой) должно совершенно измениться отношение к главной производительной силе общества - человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда. Роль высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике очень велика и постоянно будет расти. Поэтому, по нашему глубокому убеждению” подготовка кадров, способных эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать и внедрять инновационные проекты, является приоритетной региональной и федеральной проблемой. В связи с этим следует подчеркнуть, что объективная потребность инновационного развития, становления инновационной экономики требуют разработки новой концепции подготовки кадров. В ее основу, по мнению автора, должны быть положены такие принципы:
становление, развитие и самореализация творческой личности;
постоянная нацеленность на генерацию перспективных научно-технических нововведений и изыскание путей и методов их практической реализации в инновации;
ориентация на подготовку высококвалифицированных и высокоинтеллектуальных специалистов, системных менеджеров инновационной деятельности;
рассмотрение обучения и подготовки кадров как составной части производственного процесса, а расходов на подготовку кадров - не как издержки на работников, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для процветания предприятий, отраслей и регионов;
обучение управлению социальными и психологическими аспектами процесса создания наукоемких нововведений, использованию творческого потенциала коллектива ускоренному широкомасштабному внедрению в практику инновационных разработок;
создание системы непрерывного обучения и повышения квалификации кадров, интегрированной в систему производства инновационной продукции;
сотрудничество университетов и других вузов региона с передовыми предприятиями региона, реализующими инновационные проекты, и их совместную деятельность в области разработки учебных программ, издания учебников и монографий по инновационным технологиям, системам машин и оборудования, в деле подготовки специалистов высшей квалификации по новым профессиям и перспективным научно-инновационным направлениям.
Инновационная практика (производство наукоемких инновационных услуг в широком смысле) требует оборотного капитала. Получить этот оборотный капитал (например, кредит) в современных условиях без специальных мер поддержки практически невозможно. Поэтому в настоящее время лишенное оборотного капитала отечественное производство инновационных услуг проигрывает лучшие (наукоемкие) проекты в стране зарубежным фирмам, использующим сбалансированный зарубежный рынок для получения требуемого оборотного капитала. Выполненные нами исследования, а также провезенный анализ передового отечественного и зарубежного опыта показывают, что в инновационной экономике с целью устранения упомянутого недостатка необходимо объединить под единым управлением инновационную и инвестиционную функции. Такое объединение будет способствовать повышению заинтересованности исполнителей в успешном осуществлении всех этапов единого инновационно-инвестиционного цикла, которая может быть достигнута при ориентации всех исполнителей на конечный результат: ответственную сдачу инновационной продукции “под ключ” и участие в реализации и сопровождении созданных инновационных товаров и услуг.
Эффективным механизмом реализации единого инновационно-инвестиционного цикла являются инновационно-инжинирингово-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стратегической целью развития экономики в нашей стране на ближайшие годы должно быть комплексное развитие отечественных производств и территорий до уровня их конкурентоспособности в мире.
Главным ресурсом для достижения поставленной цели должна стать высшая школа. Система высшего образования, обеспечивающая главную составляющую развития – кадровую, должна быть срочно дополнена инновационной составляющей. Система высшего образования должна и может выполнить функции системного координатора по восстановлению и развитию предприятий и территорий страны.
Для обеспечения эффективного достижения стратегической цели инфраструктура высшей школы России должна быть дополнена инновационно-инвестиционными структурами (центрами, комплексами, компаниями, институтами…) так, чтобы вузы образовали учебно-научно-инновационные комплексы. Именно система высшего образования является наиболее перспективной для построения на ее базе российской инновационно-инвестиционной сети, которая должна играть роль моста, соединяющего науку и производство всех регионах и отраслях. Это объясняется следующими свойствами отечественной высшей школы: распределенностью высшей школы по всем регионам; высоким научно-техническим потенциалом высшей школы; универсальностью системы высшего образования, ее межотраслевым характером: научные школы вузов России перекрывают все области экономики страны; взаимодействием высшей школы через своих выпускников со всеми региональными и отраслевыми структурами; относительно высоким уровнем системы информационного обеспечения высшей школы, включая глобальные и локальные вычислительные информационные сети, соединенные в единую систему; высокой поддержкой высшей школы общественностью; гибкостью системы высшей школы.
Главное достоинство предлагаемого подхода заключается в том, что через такое развитие системы высшего образования можно эффективно интегрировать результаты вузовской, академической и отраслевой науки России, а также передовые результаты науки мирового сообщества при создании, реализации инновационных проектов и развитии инновационной деятельности, что является предпосылкой создания в стране эффективной инновационной экономики.
Действия правительства, с помощью которых российская экономика может стать более конкурентоспособной и устойчивой:
– Первое – это создание нематериальных активов, которые повысят добавочную стоимость и обеспечат прирост ВВП.
Второе – инновации нуждаются в страховании, поэтому на государственном уровне должен быть создан механизм их страхования. Во всем цивилизованном мире чрезвычайно развито страхование и покрытие финансовых рисков госструктурами. Только в нашей стране, большая часть финрисков остается непокрытой. Например, чтобы вывезти из Германии то же высокотехнологичное оборудование, часть рисков по его страхованию берет на себя немецкая страховая компания «Гермес». Такую же систему необходимо ввести и в России.
Третье – создание государственного финансового рычага, без которого невозможно оперативное освоение новых рынков и экономических ниш.
Это главный элемент, который можно было бы добавить к существующим действиям правительства.
Четвертое – перестать кошмарить бизнес и повысить компетенцию продаж. К сожалению, в России до сих пор считается стыдным заниматься торговлей. Вместе с тем, предпринимательство должно быть почетным делом, предметом уважения.
Список литературы:
1.Экономика муниципальных образований:учебное пособие/Под общей ред.проф.В.Г.Игнатова.-М.:ИКЦ «МарТ»;Ростов н/Д:издательский центр «МарТ», 2005.-544с.-(экономика и управление)
2.Проблемы повышения конкурентоспособности российской экономики (Из доклада Всемирного банка «Оценка инвестиционного климата в России) // Общество и экономика. - №11-12. – 2006. – С. 118-121.
3.Шевченко, И.В. Организационно-экономические аспекты формирования конкурентной стратегии экономического роста России / И.В. Шевченко // Финансы и кредит. – 2006. – №9. – С.67-75.
4.Шевченко, И.В. Роль инвестиций в реализации стратегии экономического роста / И.В. Шевченко – Финансы и кредит. – 2006. – №32. – С.25-35
5.Белоусов А. Долгосрочные тренды российской экономики: сценарии экономического развития России до 2020 года // Общество и экономика. – 2005. – №12. – С.114-229.
6.Воронина Л.А., Ратнер С.В. Инновационный путь развития экономики России // Финансы и кредит. – 2006. – №12. – С.40-46.
7. Приоритетные направления модернизации русской экономики// Журнал «Золотой Лев».-2010 № 69-70.
24
Информация о работе Приоритетные направления российской экономики