Природа управления и эволюция менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 22:00, лекция

Краткое описание

Цель работы: ознакомиться с природой управления и эволюцией менеджмента. Природа менеджмента – это взаимодействие управляющей и управляемой сторон (в позиции субъекта и объекта управления), в обратной связи между ними и комплексном характере. Реальность управления достигается потребностью субъекта управления управлять, объекта – выполнять команды. П.Друкер определил сущность управления как «особого вида деятельности, превращающего неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную, производительную группу».

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.pptx

— 636.27 Кб (Скачать файл)

«Природа управления  
и эволюция менеджмента»

Цель  работы:

 ознакомиться  с природой управления и эволюцией  менеджмента

Природа менеджмента – это взаимодействие управляющей и управляемой сторон (в позиции субъекта и объекта управления), в обратной связи между ними и комплексном характере.

Реальность  управления достигается потребностью субъекта управления управлять, объекта  – выполнять команды.

  П.Друкер  определил сущность управления  как «особого вида деятельности, превращающего неорганизованную  толпу в эффективную, целенаправленную, производительную группу». 

  К.Киллен  говорил, что управление это  «выполнение работы чужими руками».

 

Управление  может существовать только при наличии  основной его движущей силы – системы  управления. Свойства такой системы: целостность, структурность, взаимозависимость  элементов, иерархичность, множественность.

Разновидности систем управления:

    • совокупность управленческих органов, подразделений, исполнителей (организации, технологий, методов управления);
    • информационно-поведенческая (идеология, интересы, информация);
    • саморазвития системы (воспроизводство, воплощение, распространение).

 

В целом  менеджмент направлен на: повышение  качества продукции;  ресурсосбережение; организационно-техническое и социальное развитие производства.

 

Функции управления

Стратегическое планирование является зонтом, под которым укрываются все управленческие функции. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели или направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

 

Согласно  Питеру Лоранжу, задача стратегического планирования - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, он видит четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования. К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение. 

    • Распределение ресурсов. Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.

 

    • Адаптация к внешней среде. Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова. Она охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Стратегическое планирование преуспевающих компаний имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных производственных систем, путем взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.
    • Внутренняя координация. Она включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.

 

    • Осознание организационных стратегий.

Эта деятельность предусматривает осуществление  систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая  может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность организации  правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического  управления.

 

Версия процесса стратегического планирования

Реализация  стратегического плана 

 

Стратегическое  планирование приобретает смысл  тогда, когда оно реализуется.

Основными компонентами формального планирования будут тактика, политика, процедуры  и правила.

    1. Тактику разрабатывают в развитие стратегии.
    2. В то время как стратегия почти всегда разрабатывается на высших уровнях руководства, тактика часто вырабатывается на уровне руководства среднего звена.
    3. Тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, чем стратегия.
    4. В то время как результаты стратегии не могут быть полностью обнаружены в течение нескольких лет, тактические результаты, как правило, проявляются очень быстро и легко соотносятся с конкретными действиями.

Политика- представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. 

 

Процедура описывает действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации.

Правило точно определяет, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации.

Организация взаимодействия и полномочия

 

Делегирование (термин, используемый в теории управления) означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

 

Организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.

 

Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.

 

Полномочия

представляют  собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников  на выполнение определенных задач.

Построение  Организаций

 

1.Выбор  структуры. Задача менеджеров при этом состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. «Наилучшая» структурa - это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

 

2. Проектирование организационной структуры. 1. Осуществите деление организации по горизонтали на широкие блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации стратегии. Решите, какие виды деятельности должны выполняться линейными подразделениями, а какие - штабными. 2. Установите соотношения полномочий различных должностей. 3. Определите должностные обязанности

    • Мотивация. Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Для этого и существует мотивация.
    • Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. 
      Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Исторические  тенденции развития менеджмента:

 

    • принципиальное снижение значимости иерархии в управлении и переход на утверждение горизонтальной структуры, самоуправления;

 

    • привлечение к совместной деятельности инвесторов, деловых партнеров (объединение и интеграция организаций);

 

    • широкое распространение научных исследований в производстве;

 

    • повышение правовой и информационной культуры управления;

 

    • повышение конкурентоспособности предприятий и организаций, следствием, которого является улучшение качества продукции, забота о долговременном благополучии и безопасности общества;

 

    • учет в управлении синергетического эффекта развития систем, бифуркационной траектории, что требует повышения значимости в управлении функции координации и корректировки;

 

    • развитие новых типов организаций: партисипативных, многомерных, эдхократических, предпринимательских, организаций, ориентированных на рынок.

 

Основные  положения старой и новой парадигмы  управления


Информация о работе Природа управления и эволюция менеджмента