Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 01:35, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть природно-ресурсный потенциал современного мирового хозяйства.
В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие задачи: во-первых, дать теоретическую характеристику природным ресурсам, во-вторых, проанализировать роль природных ресурсов в мировой экономике, в-третьих, охарактеризовать роль природных ресурсов в экономике Республики Беларусь , наконец, в-четвертых, наметить основные пути повышения эффективности использования природных ресурсов.
Введение
1.Понятиеи экономическая сущность природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства.
1.1 Сущность природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства.
1.2 Роль природных ресурсов в мировой экономике на современном этапе развития.
2.Структура продно-ресурсного потенциала современного мирового хозяйства.
2.1Ресурсы минерального сырья и топлива.
2.2 Земельные, водные, лесные ресурсы.
2.3Климатические и рекреационные ресурсы. Ресурсы Мирового океана.
3.Природно-ресурсный потенциал Беларуси в системе мирового хозяйства.
3.1 Основные природные ресурсы Беларуси.
3.2 Проблемы оптимизации использования природного потенциала Беларуси.
Заключение
Список использованных источников
Сегодня в Беларуси почти 40 процентов территории заняты лесами, запас древесины на корню оценивается в 1,47 млрд. м3. Ежегодный прирост древесины значительно превышает ее годовые вырубки. Это говорит о том, что баланс интересов между экологической и экономической составляющими в лесных отношениях сложился в пользу экологии. Так, при среднем ежегодном приросте древесины свыше 28,6 млн. м3, в лесах республики заготавливается 15 млн. м3. Средний запас растущей древесины на 1 га покрытых лесом земель составляет 186 м3. В результате планового регулирования объемов рубок леса, в первую очередь, рубок главного пользования, общий запас насаждений увеличился в 1,6 раза и по состоянию на 1.01.2010 г. уже превысил 1,5 млрд. куб. м, а запасы спелой древесины составили 188 млн. куб. м.
По ряду показателей,
Леса Беларуси – не
только источник
Общая площадь лесного фонда Республики Беларусь составляет 9,4 млн. гектаров. За счет создания новых лесов на малопродуктивных сельскохозяйственных землях общая площадь лесного фонда республики за этот период увеличилась на 1 млн. 350 тыс. га. По запасам леса Гомельская область занимает первое место в Беларуси.
Все леса в стране являются исключительной государственной собственностью. Основным лесофондодержателем является Министерство лесного хозяйства, в ведении которого находится 86,7% лесов республики. Площадь особо охраняемых природных территорий и особо защитных участков – почти 2,3 млн. гектаров или 24,2% от общей площади лесного фонда.
Важным видом
пользования лесом является
На территории
Беларуси к настоящему времени выявлено
1680 видов сосудистых растений ( в том числе
1590 видов покрытосеменных), около 435 видов
моховидных, 477 видов лишайников, свыше
2232 видов водорослей. Известно около 1250
съедобных и ядовитых грибов, около 500
видов древоразрушающих грибов и ряд видов
паразитных грибов; всего в микрофлоре
Беларуси, предположительно, до 7000 видов.
На данный период на национальном уровне охраняется 214 видов растений, включенных во второе издание Красной книги Республики Беларусь. Полезными свойствами для использования в народном хозяйстве обладают более 500 видов растений. Общий биологический запас сырья этих растений в республике составляет около миллиона тонн, однако используется 5-8%.
Фауна Беларуси насчитывает 457 видов позвоночных животных, в том числе 73 вида млекопитающих, около 290 видов птиц, 58 видов рыб, 19 видов пресмыкающихся и земноводных. Гордостью и символом страны является беловежский зубр - крупнейший зверь Европу, популяция которого в республике составляет несколько сотен особей[ 19, c. 80- 85] .
Богатство флоры и фауны, сохранность естественных ландшафтов Беларуси являются предпосылками развития экологического туризма. Значительные перспективы имеет и международный охотничий туризм.
В Республике Беларусь в последние годы произошли значительные перемены в области туристской инфраструктуры. Возросло число новых комфортабельных гостиничных комплексов. Ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда республики, по приведению его к общепризнанным мировым стандартам.
Но использование туристского потенциала существенно осложняется в связи с радиоактивным загрязнением 1/5 территории республики. Из общей площади выделенных для рекреационно-туристского освоения земель (1,68 млн. га, или 8,1% территории страны) 0,73 млн. га радиоактивно загрязнены, в том числе в Гомельской области -100% площади зон отдыха, в Могилевской -73%, в Минской – 40% [20 ] .
Таким образом, можно сказать, что Республика Беларусь обладает достаточно богатым природно- ресурсным потенциалом. Необходимо отметить, что недра Беларуси до сих пор не до конца изучены. Изменившаяся экономическая ситуация и появление более современных технологий требуют переоценки месторождений и запасов минерально-сырьевых ресурсов республики, более полного использования всех компонентов добываемых руд.
3.2. Проблемы оптимизации
использования природного
Оптимизация природопользования - это принятие наиболее целесообразных решений при использовании ресурсов и природных систем.
Широкое распространение в связи с проблемой сохранения природы приобретают идеи контроля окружающей природы как формы научного наблюдения, включенного в технологию рационального природопользования.
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь принят Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы.Целями этого плана является :
- снижение вредного антропогенного воздействия на окружающую среду и дальнейшее улучшение экологической обстановки, способствующее сохранению здоровья населения;
- рациональное использование природных ресурсов, их экономия, постепенный отказ от экстенсивного использования;
- формирование оптимальной сети особо охраняемых природных территорий и водно-болотных угодий, сохранение биоразнообразия;
- развитие прикладных научных разработок в целях создания базы для внедрения ресурсосберегающих и малоотходных технологий, модернизации производств, увеличения доли использования вторичных ресурсов и отходов.
Исходя из этих целей, Национальным
планом предусматриваются мероприятия
по решению следующих
- улучшение экологической ситуации в крупных городах (Минске, областных центрах, Бобруйске, Полоцке, Мозыре, Светлогорске, Новополоцке и других);
- дальнейшее решение экологических проблем рек Днепра, Западной Двины, Немана, Припяти, Западного Буга;
- обеспечение населения качественной питьевой водой за счет снижения уровня загрязнения подземных и поверхностных вод;
- организация сбора, использования и обезвреживания отходов;
- обеспечение условий сохранения и самовоспроизводства биологического разнообразия, оптимизация сети особо охраняемых природных территорий;
- развитие мониторинга окружающей среды, совершенствование статистического учета в области охраны окружающей среды;
- совершенствование информационной системы, обеспечение открытости, достоверности и своевременности экологической информации;
- совершенствование экономического механизма природопользования;
- расширение и дальнейшее укрепление международного сотрудничества.
Утверждена Целевая программа обеспечения в республике не менее 25 процентов объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии на период до 2012 года. Указанная программа определяет комплексное развитие, использование и максимальное вовлечение в энергетический баланс возобновляемых источников энергии, в том числе древесного топлива, диверсификацию видов энергоресурсов и их поставщиков, модернизацию и развитие основных фондов топливно-энергетического комплекса республики.
В программе определены потенциал и объемы использования местных топливно-энергетических ресурсов в отраслях, объемы и источники финансирования, направления совершенствования законодательной базы, стимулирующей увеличение использования местных топливно-энергетических ресурсов, экологические аспекты использования таких ресурсов[18, c. 5-8 ].
По статистическим данным за последние пять лет, забор воды в Республике Беларусь снижен на 7,3 %, увеличено повторное использование воды в системах оборотного и повторного водоснабжения на 8 %, снижено использования свежей воды на 11 %, снижен сброс сточных вод на 10 %, сокращен сброс загрязненных вод на 40 %.
В настоящее время более 98,6 % забранной для использования воды измеряется приборами учета, что позволило за последние два года на 25 % снизить водопотребление на нужды населения.
Удельное водопотребление в целом по республике постоянно сокращается. Удельное водопотребление на хозяйственно-питьевые нужды сократилось с 214 до 184 л/сут/чел.
Самыми значительными
За два последних года заметно улучшилось общее состояние водных объектов бассейнов Днепра, Западной Двины, Немана и Припяти (особенно по содержанию биогенных элементов). Наметилась тенденция к стабилизации состояния водных объектов бассейна Западного Буга.
Благодаря реконструкции и введению в эксплуатацию очистных сооружений за пять последних лет удалось значительно снизить уровень антропогенной нагрузки на водные объекты.
На современном этапе лесное хозяйство Беларуси – это комплексная, многофункциональная отрасль народного хозяйства республики. Первоочередной задачей является сохранение и создание на землях лесного фонда республики высокопродуктивных, качественных, биологически устойчивых, оптимального видового и возрастного состава лесов и лесной фауны, отвечающих высоким экологическим, социальным и экономическим потребностям общества и государства.
Леса Беларуси в силу особенностей их возрастной и породной структуры весьма уязвимы в пожарном отношении. Для улучшения противопожарного состояния лесов необходимо обеспечить все службы государственной лесной охраны транспортом, средствами связи и тушения пожаров.
Важнейшими направлениями лесозащиты являются разработка и совершенствование интегрированных систем защиты лесов от вредителей и болезней, предусматривающих оптимизацию фитосанитарной обстановки, повышение биологической устойчивости лесных биогеоценозов, максимальное снижение ущерба, причиняемого вредными насекомыми и болезнями. Борьба с вредителями леса должна проводиться строго локально - в очагах поражения, причем по возможности желательно применять биологические методы, чтобы избежать существенного нарушения естественных трофических цепей в лесных экосистемах.
В Республике Беларусь эта цель достигается путем создания особо охраняемых природных территорий (заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы).
На текущий момент система особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь включает территории Березинского биосферного заповедника, 4-х национальных парков («Беловежская пуща», «Браславские озера», «Нарочанский» и «Припятский») и 84 заказников республиканского значения. Кроме этих природоохранных объектов биологическое и ландшафтное разнообразие сохраняется в 349 заказниках местного значения и на территории 861 памятника природы республиканского и местного значения. Общая площадь особо охраняемых природных территорий составляет 7,6 % от всей территории республики.
В целях решения проблем функционирования, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, обеспечения сохранения естественных экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия, определения основных перспективных направлений развития и управления особо охраняемыми природными территориями разработаны и утверждены Национальная стратегия развития и управления системой природоохранных территорий до 1 января 2015 года, Схема рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения до 1 января 2015 года.
С учетом положений вышеназванных документов разработана и утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 6 марта 2008 г. № 146 Государственная программа развития системы особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь на 2008-2014 годы.
Учитывая огромный природный потенциал особо охраняемых природных территорий и привлекательность этих территорий для развития туризма, созданы структуры управления перспективными для развития туризма заказниками. На сегодняшний день решениями соответствующих исполнительных комитетов по согласованию с Минприроды создано 22 государственных природоохранных учреждения для управления 24 заказниками республиканского значения.
Основной целью этих учреждений является развитие одного из самых перспективных в мире видов туризма – экологического.
Большое значение придается сохранению диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, проводится работа по инвентаризации, выявлению и передаче под охрану новых мест их обитания и произрастания. Всего на 1 января 2009 года передано под охрану 3078 мест обитания диких животных и мест произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь (2039 мест обитания 71 вида диких животных и 1039 мест произрастания 103 видов дикорастущих растений). Для охраны зубра европейского разработан План мероприятий по сохранению и рациональному использованию зубров на 2009-2013 годы.
Информация о работе Природно-ресурсный потенциал Беларуси в системе мирового хозяйства