Причины создания внебюджетных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы охарактеризовать внебюджетные фонды.
Для раскрытия поставленной цели раскроем ряд следующих задач:
Рассмотреть социально-экономическую сущность внебюджетных фондов
Охарактеризовать классификацию внебюджетных фондов на социальные и экономические внебюджетные фонды, в частности рассмотреть Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, Фонд инвестирования жилищного строительства, Дорожный фонд РФ
Введение единого социального налога
ЕСН и пенсионная реформа

Вложенные файлы: 1 файл

Внебюджетные фонды.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

Перечисление средств из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии за счет средств единого социального налога, а также на выплату пенсий и пособий, финансирование которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, производится со счета Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, открытого на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", централизованно платежными поручениями, оформленными Департаментом социальной сферы и науки Министерства финансов Российской Федерации, на счет Пенсионного фонда Российской Федерации, открытый на балансовом счете 40401 "Пенсионный фонд Российской Федерации" с отличительным признаком "01" в 15 - 16 разрядах номера лицевого счета в ОПЕРУ-1 при Банке России. Указанные средства перечисляются ежемесячно в пределах бюджетных обязательств и объеме, не превышающем предельных объемов финансирования расходов по главе 092.

Пенсионный фонд Российской Федерации на основании заявок его территориальных органов перечисляет денежные средства отдельными платежными поручениями на счета территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации, открытые им в учреждениях Банка России или кредитных организациях на балансовом счете 40401 "Пенсионный фонд Российской Федерации" с отличительным признаком "01" в 15 - 16 разрядах номера лицевого счета для выплаты пенсий и пособий.

Если объем поступивших в федеральный бюджет средств единого социального налога за отчетный период превышает объем, то объем средств, подлежащих перечислению в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, уменьшается на сумму, необходимую для финансирования индексации базовой части трудовой пенсии.

В случае превышения фактических поступлений доходов по единому социальному налогу в федеральный бюджет по итогам года, включая необходимые суммы для индексации базовой части трудовой пенсии, над объемами доходов, предусмотренными Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год", вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись расходов федерального бюджета на 2003 год в установленном порядке.

После определения объема средств, подлежащего перечислению из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии за счет средств единого социального налога, вносятся изменения в сводную бюджетную роспись расходов федерального бюджета в соответствии с Порядком исполнения сводной бюджетной росписи расходов федерального бюджета на 2003 год и внесения изменений в нее, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. N 139н (зарегистрирован в Минюсте России 16 января 2003 г., регистрационный номер 4131), которые являются основанием для соответствующего перечисления средств федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Контроль за целевым использованием средств, предусмотренных на финансирование расходов на выплату базовой части трудовой пенсии, а также на выплату пенсий и пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами и Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями19.

 

4. ЕСН и пенсионная реформа

 

Единый социальный налог, предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим  лицам:

организации;

индивидуальные предприниматели;

физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

В целях настоящей главы члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Налогового Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц20.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Налогового Кодекса, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Для налогоплательщиков - членов крестьянского (фермерского) хозяйства (включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства) из дохода исключаются фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства.

Указанные выше выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:

у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;

у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Налоговая база налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Налогового Кодекса, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 настоящего Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 настоящего Кодекса).

Налоговая база налогоплательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяется как сумма выплат и вознаграждений, предусмотренных пунктом 2 статьи 236 настоящего Кодекса, за налоговый период в пользу физических лиц.

Налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

Налоговая база налогоплательщиков, указанных в Налоговом Кодексе, определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 Налогового Кодекса.

При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен.

При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.

Сумма вознаграждения, учитываемая при определении налоговой базы в части, касающейся авторского договора, определяется в соответствии со статьей 210 Налогового Кодекса с учетом расходов, предусмотренных пунктом 3 части первой статьи 221 Налогового Кодекса.

У проводимой пенсионной реформы уже были выявлены следующие недостатки:

1. У людей, которым исполнится 55 или 60 лет до 1 января 2013 года, времени на накопления мало. Поэтому накопительной части у них не окажется вообще - только базовая и страховая. Но последняя будет рассчитываться по льготным правилам, которые позволят ее увеличить.

2. Для мужчин, родившихся в 1953 - 1966 годах, и женщин, родившихся в 1957 - 1966 годах, накопительные  отчисления составят 2% от заработка.

3. У граждан, родившихся в 1967 году и позднее, накопительная часть вырастет  до 6 % от их зарплаты.

НПФ появились в России в 1993 году и пока работают только в больших городах. Принимают они деньги на длинные сроки: 10 - 20 лет и больше. Собранные средства вкладываются потом в акции, облигации, банковские депозиты, и таким образом суммы на счетах клиентов растут. Правда, гарантировать стабильный высокий доход в течение всего этого срока фонды не рискуют. Поэтому записывают в договорах скромные цифры: 5 - 10% годовых. Но в реальности нередко получается больше. Например, в 2001 году многие российские НПФ дали доход в 30 - 35%.

Никакой минимальной суммы взноса в такие фонды не установлено: чем больше - тем выше дополнительная пенсия. Выплачиваться она будет пожизненно, начиная с 55 - 60 лет. А если какой-то гражданин до этого возраста недотянет, все деньги получат его наследники.

Пенсионное обеспечение через негосударственные пенсионные фонды (НПФ) не отменяет уплату взносов в Государственный пенсионный фонд. Поэтому негосударственные фонды охватывают только наиболее обеспеченную часть населения - тех, у кого достаточно много свободных денежных средств.

Весь международный опыт работы накопительных пенсионных систем показывает, что когда государство устанавливает монополию государственной пенсионной организации на инвестирование этих средств, доходность в этом случае оказывается в несколько раз ниже, чем если к этому привлекаются негосударственные пенсионные фонды. Мы проводили анализ, который показывает, что нет ни одной страны мира, где бы доходность инвестирования через государственную систему была бы выше, чем через негосударственные пенсионные фонды. Более того если негосударственные пенсионные фонды дают устойчивую положительную доходность, то есть десятки стран мира, где на протяжении десятилетий государственная система инвестирования давала отрицательную доходность. Именно поэтому вопрос сейчас стоит таким образом. Либо государственный Пенсионный фонд России будет монополистом и будет единолично инвестировать все пенсионные накопления граждан, в этом случае ожидается, что доходность от инвестирования будет низкой, или, в худшем случае, отрицательной— то есть ниже инфляции. Либо до инвестирования пенсионных накоплений будут допущены негосударственные пенсионные фонды, и тогда, согласно специальному анализу, который проводили отечественные и иностранные эксперты, среднегодовая доходность может складываться на уровне 7% в реальном выражении. Примерно такова эффективная долгосрочная ставка доходности от инвестирования, которая может сложиться в Российской Федерации.21

В апреле 2001 года по заказу Министерства труда и социального развития РФ независимый исследовательский центр РОМИР провел исследование отношения граждан России к предстоящим изменениям пенсионной системы. Оно было проведено путем социологического опроса граждан по всероссийской реперезентативной выборке. (n=2000 41 субъект РФ, 201 точка опроса).

В настоящий момент распределение пенсионных средств занимается Государственный Пенсионный фонд РФ. Как показали данные исследования, в той или иной степени доверяют этой организации 41.2% граждан России, в целом отказывают ей в доверии несколько больше - 44.6% участников опроса. Затруднились высказать свое мнение 15.2% респондентов. Причем уровень доверия к Пенсионному фонду со стороны пенсионеров несколько выше, чем в среднем по стране: в той или иной степени доверяют Пенсионному фонду РФ 47.4% от числа опрошенных пенсионного возраста, в целом не доверяет соответственно - 38.3% пенсионеров. Очевидно, что на восприятие данной организации массовым сознанием существенное влияние оказывает общее недоверие граждан России к социальным структурам и государственным институтам социального обеспечения. В то же время те из граждан, кто непосредственно сталкивается с результатами деятельности фонда, доверяют ему в большей степени, чем общество в целом.

Свыше половины участников опроса (53.4%) в той или иной степени согласны с утверждением, что деятельность Пенсионного фонда РФ находится под контролем федеральных властей, в той или иной степени несогласны с ним 26.4% опрошенных, и 20.5% респондентов затруднились с ответом22.

Одновременно с этим большинство участников опроса (54.1%) считают, что распределение средств Пенсионного Фонда является в той или иной степени несправедливым, противоположного мнения придерживается лишь 27.3% респондентов и 18.6% опрошенныхне смогли ответить.

Несмотря на такую не слишком высокую оценку деятельности Государственного Пенсионного фонда РФ, альтернативы ему российское общество не видит. Различного рода негосударственные фонды вызывают активное недоверие у наших сограждан.Так, в целом не доверяют негосударственным пенсионным фондам 79.3% опрошенных, в той или иной степени выказывают им доверие 5.3% респондентов, затруднились с ответом на данный вопрос 15.4% участников исследования.

С 1 января 2004 года негосударственные пенсионные фонды /НПФ/ в России будут включены в систему обязательного пенсионного страхования.

Сейчас в России действуют 287 НПФ в 51 регионе России. Пенсионные резервы этих фондов составляют 55 млрд 948 млн рублей. Дополнительную негосударственную пенсию из этих фондов получают более 374 тыс человек. Между тем, по данным инспекции Минтруда пока только 100 негосударственных фондов соотвествуют требованиям, необходимым для участие в обязательном пенсионном страховании.

Информация о работе Причины создания внебюджетных фондов