Проблема ассиметрии информации на рынке кредитования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 18:10, реферат

Краткое описание

В настоящее время проблемы асимметричной информации привлекают много внимания стороны не только экономистов, но и специалистов других отраслей. Практически каждый из нас встречается с асимметрией информации ежедневно, и хочет решить её с пользой для себя. Банкир хочет узнать в какое дело будут вложены деньги, отданные им в качестве ссуды. Страховая компания при оформлении медицинской страховки хочет узнать состояние здоровья своего потенциального клиента, так как её не выгодно страховать больного человека. Менеджер, беря на работу нового работника, хочет узнать его профессиональные возможности и производительность его труда. Даже просто приходя на рынок, мы сталкиваемся с асимметрией информации: можно купить мясо дешевле, но оно может оказаться как хорошим, так и плохим. Всюду асимметрия информации преследует нас. Но если есть проблема, то для неё надо искать возможное решение. Поэтому проблемы асимметрии информации в разных их вариациях интересовали, интересуют и будут интересовать ученых-экономистов всего мира. Наиболее известной работой в этой области была статья Дж. Акерлофа "Рынок "лимонов": неопределённость качества и рыночный механизм" (1970 год). Здесь Дж. Акерлоф представил свою знаменитую модель рынка автомобилей, которая стала основой для многих научных работ (основные моменты данной модели будут рассмотрены во втором параграфе первой главы данной работы). Также можно отметить модель Спенса (1974 год), которая рассматривает сигналы на рынке труда. Данная работа основана на работе Брайана Хиллера "Экономика асимметрии информации" (Hiller B. The economics of asymmetric information), которая посвящена проблемам асимметрии информации на финансовом, страховом рынках и на рынке труда. Целью данной работы является рассмотрение основных проблем асимметричной информации на рынке кредитования.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат гусейнов.docx

— 31.90 Кб (Скачать файл)

Проблемы  на рынке кредитования

     Существуют  несколько основных проблем, возникающих  на финансовых рынках из-за асимметрии информации:

  • проблема неблагоприятного отбора (adverse selection);
  • проблема риска недобросовестности (moral hazard);
  • проблема дорогостоящей верификации состояния (costly state verification).
 

     Также еще одной проблемой, возникающей  с введением страхования вкладов, является проблема морального риска. Даже имевшие возможность осуществлять мониторинг вкладчики перестанут этим заниматься, так как получат гарантии выплат по вкладам независимо от результатов  деятельности банка. Следовательно, выбор  банка потенциальными клиентами  будет зависеть лишь от предлагаемой процентной ставки. Банки в отсутствие контроля со стороны рынка будут  инвестировать привлеченные средства в более рискованные активы (риск неблагоприятного выбора клиента), что  позволит, во-первых, получить большую  доходность (ценой большего риска), во-вторых, предложить более высокий  процент вкладчикам, что сделает  банк более конкурентоспособным  в сложившейся ситуации. В результате такой инструмент, как страхование  вкладов, призванный обеспечить стабильность банковского сектора, может иметь  ровно противоположный эффект, если рыночное дисциплинирование сведено к нулю.

     В настоящее время в России управление банковскими активами осуществляется на основе традиционных методов, обладающих рядом недостатков. Одной из основных причин преобладания традиционного  подхода и одновременно фактором, усиливающим негативные проявления этого подхода, является низкий уровень  корпоративной ответственности  отечественных банков перед своими сотрудниками, вкладчиками, банковским сообществом и обществом в  целом (в масштабах города, региона, страны в зависимости от размеров банка и географии его операций). Руководители тех немногих российских кредитных организаций, которые заявляют о своей корпоративной ответственности, понимают се ограниченно, в основном как необходимость своевременной уплаты налогов и участие в благотворительных программах. И то, и другое немаловажно, однако рассматриваемое понятие намного шире.

     Соответствие  требованиям, но публичному раскрытию  банками информации об основных рисках должно решать проблему риска неблагоприятного выбора клиента и морального риска, и его первоисточника-асимметрии информации и выступает рыночным дисциплинированием. Однако данная публичность  раскрытия информации уже не нужна  вкладчикам. Данная информация необходима прежде всего тем лицам, которые будут приобретать банковские продукты, по которым нет гарантии возврата денежных средств в случае банкротства банка. Данным продуктом являются в первую очередь долговые ценные бумаги. В последнее время именно они получили широкое развитие. Банк всегда нуждается в привлечении дополнительных ресурсов, и после выдачи ипотечных, автокредитов или других кредитов банк продаст свои права кредитора на фондовом рынке путем превращения данных прав в долговые ценные бумаги.

     Ученые стали выявлять новую функцию банка - банки - это предприятия, специализирующиеся на сборе и использовании информации. Банк является учреждением, которое служит источником информации и тем самым предотвращает се асимметрию, от которой страдают покупатели и продавцы, сталкиваясь лицом к лицу на рыке капиталов.

       Однако банки, как показала  практика, накапливая информацию, действительно  ликвидировали информационную асимметрию, предлагая новые финансовые продукты  и «переупаковывая» свои кредитные  долги, которые отражались на  балансе банков, в долговые ценные  бумаги, позволяющие выводить эти долги за баланс банка.

     Заключение

     Таким образом, банки, призванные выполнять роль посредников, которые должны ликвидировать «информационную асимметрию» между участниками рынка, могут это делать даже с использованием ими производных финансовых инструментов. Однако введение гарантий выплат по новым финансовым инструментам превращает банк в «переупаковщика» риска и тем самым толкает банк на проведение более рискованных операций при выдаче кредитов, что приводит к нарастанию «информационной асимметрии» в следующей цепи: вкладчик - банк - заемщик— и покупателями долговых ценным бумаг, выпущенных банками в результате секьюритизации.

       Для недопущения развития ситуации  поданному пути следует четко  дать понять кредитным организациям, что погашение по кредитам, которые  они выдают без надлежащего  внимания, даже в случае их  секьюритизации («переупаковки») в долговые ценные бумаги, лежит на банке, и правительство не гарантирует покупателям данных долговых бумаг их погашения.

       Только в этом случае публичное  раскрытие банками информации  об основных рисках решит проблему  возникновения «асимметрии информации».  Данная информация будет нужна,  прежде всего, тем лицам, которые  будут приобретать банковские  продукты и по которым нет  гарантии возврата денежных средств  в случае банкротства банка.  Именно эта группа участников  рынка будет способствовать повышению  ответственности банков и ликвидации  морального риска при выборе  банком своей кредитной политики.

       Для решения проблемы морального риска со стороны банка нужно активное вмешательство регулирующих и надзорных органов, а значит использование внешних механизмов регулирования данного рынка . 
 

     Список  литературы

  1. Козачок Т.А. Экономическая сущность асимметрии информации и ее влияние на функционирование рынка / Т.А. Козачок, С.Г. Краснова // Сибирская Финансовая Школа. – 2007. – №2 – С. 29.
  2. Никитина Ю.А. Экономика отраслевых рынков. Учеб. пособие / Ю.А. Никитина. – Томск: ТПУ, 2004. – 112 с.
  3. 50 лекций по микроэкономике: В 2 т. Т.2. / Под ред. В.М. Гальперина. – СПб.: Экономич. школа, 2000. – 776 с.

Информация о работе Проблема ассиметрии информации на рынке кредитования