Проблема бедности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2014 в 15:29, статья

Краткое описание

Проблема бедности не является уникальной ни для России, ни для развитых и развивающихся стран.
В последние годы Россия показывает устойчивый экономический рост, увеличение валового внутреннего продукта, профицит федерального бюджета и рост доходов населения. При этом высокие экономические показатели не обеспечивают значительное снижение уровня бедности в России.
Абсолютная бедность понимается как отсутствие достаточных ресурсов для обеспечения основных жизненных потребностей. В международной методологии абсолютная бедность (международная черта бедности), установлена Всемирным Банком на уровне 1,25 $ в день. По данным статистики на территории России нет граждан, доходы которых ниже вышеуказанного значения, при этом доходы в 2,5 $ отмечены у 0,1% населения, 4 $ - 0,5%, 10 $ - 7,7%.

Вложенные файлы: 1 файл

Бедность в России.docx

— 21.12 Кб (Скачать файл)

Проблема бедности в России

 

Гудков Александр Николаевич

департамент по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции Ямало-Ненецкого автономного округа

 

Проблема бедности не является уникальной ни для России, ни для развитых и развивающихся стран.

В последние годы Россия показывает устойчивый экономический рост, увеличение валового внутреннего продукта, профицит федерального бюджета и рост доходов населения. При этом высокие экономические показатели не обеспечивают значительное снижение уровня бедности в России.

Абсолютная бедность понимается как отсутствие достаточных ресурсов для обеспечения основных жизненных потребностей. В международной методологии абсолютная бедность (международная черта бедности), установлена Всемирным Банком на уровне 1,25 $ в день. По данным статистики на территории России нет граждан, доходы которых ниже вышеуказанного значения, при этом доходы в 2,5 $ отмечены у 0,1% населения, 4 $ - 0,5%, 10 $ - 7,7%.

С 2006 г. Россия вошла в группу стран с высоким индексом развития человеческого потенциала (более 0,800) благодаря росту доходов населения.

В целом победив абсолютную бедность, перед государством встает вопрос сокращения относительной бедности.

Относительная бедность - это состояние, когда доходы некоторых людей настолько ниже среднего уровня доходов, что они не имеют возможности поддерживать определенный уровень (стандарт) принятый в данном обществе.

Ученые определяют нижней границей относительной бедности - прожиточный минимум, a верхней границей - приличествующей уровень жизни (количество материальных благ, позволяющих вести достаточно комфортный уровень жизни, не чувствовать себя ущемленным, вести достойный образ жизни, удовлетворяя все разумные потребности).

По данным Федеральной службы государственной статистики за период с 2003 по 2012 год Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума сократилось практически вдвое с 20,3% (29,3 млн. человек) до 10,7% (15,4 млн. человек). При этом следует отметить, что планомерно росла величина прожиточного минимума с 2 112 рублей в 2003 году до 6 510 рублей в 2012 году (в 3 раза).

Проведенная в 2005 году реформа по монетизации льгот, которая ставила задачи по разграничению полномочий между региональными и федеральными бюджетами, инвентаризации и ликвидации отдельных льгот, сокращению федеральных обязательств, появление с 2007 года материнского капитала как формы государственной поддержки семей, воспитывающих детей, хоть и позволили снизить уровень бедности, но и обнажили ряд других острых проблем.

Величина прожиточного минимума в России крайне мала, учитывая что методика определения прожиточного минимума в разных странах различны, для оценки нижнего уровня удобнее использовать размер минимальной оплаты труда.

С 1 января 2013 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в Российской Федерации составил 5205 рублей (с учетом паритета покупательской способности – 202$). Согласно исследованию подготовленному экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» занимает 23-ю позицию из 27 возможных по абсолютному уровню МРОТ и входит в последнюю тройку стран по величине минимальных зарплат с учетом паритета покупательной способности. Необходимо отметить, что в рейтинг не вошли ряд стран где законодательно МРОТ не закреплен, в том числе такие страны как Италия, Австрия, Швейцария, Германия, Швеция, Норвегия, Финляндия и ряд стран бывшей Югославии. На первом месте оказался Люксембург где МРОТ составил 75605 рублей (1750$),замыкает десятку кризисная Греция - 27583 рубля (902$). Россия же разместилась между Румынией – 6344 рубля (297$) и Белоруссией – 4885 (418$). А если сравнивать значения МРОТ с учетом паритета покупательской способности, рейтинг России опустится еще на несколько позиций.

Из исследования можно сделать вывод, что прожиточный минимум и МРОТ в России крайне занижен и не позволяет гражданам обеспечить минимально комфортный уровень жизни, т.е. они не могут позволить себе дальние поездки, походы в театры и кинотеатры, не имеет возможности отдохнуть на территории России, ни говоря уже об отдыхе за границей.

Такой вывод подтверждается проведенными в 2012 году исследованиями «Левада-Центра». Результаты исследования показали, что в настоящий момент загранпаспорта есть лишь у 17 % населения, что даже меньше оцениваемого количества среднего класса в России (27% в 2012 году по данным экспертов НИУ «Высшая школа экономики»). Никогда не бывали за пределами бывшего СССР 70 % опрошенных. Раньше бывали, а теперь нет 10 %. Примерно раз в год за границей отдыхают только 4 % граждан России, 2 % - могут себе это позволить отдых за границей 2-3 раза в год, менее 1 % - 4 раза в год и чаще.

Кроме того, еще одним негативным фактором является усугубление социально-экономического неравенства в российском обществе. Отношение доходов 10 % самых богатых к доходам 10 % самых бедных (коэффициент фондов) возросло с 14,5 раз в 2003 году до 16,4 раз в 2012 году (по данным http://www.fedstat.ru/). Необходимо констатировать факт шестнадцатикратной разницы в доходах наименее и наиболее обеспеченных групп населения, при этом по международным методикам порог социальной безопасности не должен превышать восьми-девятикратного значения.

Так в развитых странах Европы с высоким уровнем жизни и социальных гарантий коэффициент фондов варьируется от 5 до 9, в Японии – 4,5. Значения же показателя в России соответствует показателям таких стран как Уганда и Кот-д’Ивуар.

Дальнейший рост социального неравенства может перерасти в масштабный социально-экономический кризис.

Данные статистики показывают, что и в структуре бедности в России мало что изменяется, бедность все также высока в сельской местности и малых городах, среди бедных все также много пенсионеров, семей с двумя и более детьми и неполных семей.

Еще одной проблема в решении проблем бедности это чрезвычайная нагрузка на региональные бюджеты в связи с необходимостью исполнять социальные обязательства, в том числе и майские указы Президента Российской Федерации, где также декларировались меры по сокращению относительной бедности в бюджетной сфере (врачи и учителя). При этом такой дисбаланс бюджетных расходов в сторону социальных, становится тормозом экономического развития регионов, отвлекая средства от важных инфраструктурных, инновационных, энергетических и других проектов. Негативные тенденции в мировой экономике, высокие социальные обязательства привели к плачевным результатам исполнению бюджетов 2013 года большинства регионов России.

Так какие же меры необходимо принять в России для улучшения ситуации с бедность и сокращению социального неравенства в доходах:

Введение прогрессивной шкалы налогообложения, а также налогов на богатство и роскошь. Позволит сократить неравенство между доходами бедных и богатых, обеспечит перераспределение общественных ресурсов, снимет социальную напряженность.

Повышение прожиточного минимума до уровня приличествующей уровень жизни, включающего необходимый набор товаров и услуг, в том числе культурных, медицинских, образовательных, социальных и информационных услуг, с одновременным повышением их качества и доступности. Обеспечит реальную оценку уровня бедности в России, создаст ориентир для дальнейшего социально-экономического развития страны.

Повышение адресности социальной помощи и размера социальных выплат для беднейших слоев населения.

Снижение социального неравенства регионов, за счет увеличения федеральных трансфертов для покрытие расходов социальной сферы.


Информация о работе Проблема бедности в России