Проблема высоких технологий экономики Рроссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:43, реферат

Краткое описание

Упор на высокие технологии необходим для России. Высокие технологии — краеугольный камень экономической политики нынешнего российского руководства. В это вложено уже немало сил и средств.
Высокие технологии - это совершенно новое направление бизнеса, зародившееся и оформившееся в американских организациях.
В этом и заключается актуальность темы работы.
Целью, является изучение и выявление проблем высоких технологий в российской экономике.

Содержание

Введение
1. Понятие высокие технологии.
2. Проблема высоких технологий российской экономики в условиях модернизации.
3. Высокие технологии, как путь к формированию конкурентоспособности экономики.
4. Инвестирование в высокие технологии.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема высоких технологий в экономике россии.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

Динамика персонала, занятого исследованиями и разработками показывает, что происходит снижение персонала  в данной области. Так в 2007г. по сравнению  с 1996г. численность персонала, занятого исследованиями и разработками сократилась на 25%.  
Одной из самых острых проблем научно-технической сферы является кадровая проблема. Средний возраст исследователей, имеющих ученую степень, приблизился к пенсионному. 

Ухудшение возрастной структуры  научных работников усилилось с началом проведения реформ, когда резко сократилась численность занятых в сфере НИОКР, а также нарушилась связь между поколениями, обеспечивающая преемственность знаний.

Вышеперечисленные проблемы приводят к тому, что в ближайшее время  российские высокотехнологичные предприятия могут столкнуться с такой проблемой, как отсутствие специалистов с соответствующим уровнем квалификации. Исходя их этого важным стратегическим направлением данных предприятий должно стать накопление интеллектуального потенциала, развитие сотрудников, подготовка высококвалифицированных кадров.

Отставание в науке и высоких  технологиях приводит к отставанию соответствующей сферы экономики, а также вызывает желание наиболее развитых стран ограничить предоставление научно-технической информации в данных направлениях. В результате происходит ослабление экономической, технологической, национальной безопасности страны. Утеря интеллектуального потенциала вызванная «утечкой мозгов», сокращением числа подготовленных специалистов для работы на высокотехнологичных предприятиях, а также оттоком молодых специалистов в другие сектора экономики из-за низкого финансирования увеличивают угрозу научно-технологической безопасности страны. 

Выделяют как внешние, так и  внутренние угрозы для развития инновационной экономики. К внешним угрозам относятся: вытеснение российских производителей высокотехнологичной продукции с внешнего и внутреннего рынка; экономическое и политическое противодействие доступу России к ведущим технологиям и новейшим результатам зарубежных НИОКР.

К внутренним угрозам научно-технологической  безопасности относят следующие  группы6

1. Угрозы, вызываемые непродуманной  деятельностью органов государственной  власти, коррупцией, недостаточной  подготовленностью инновационного  менеджмента на высших уровнях государственного управления; 

2. Угрозы, вызываемые преимущественно  экономическими причинами, в том  числе непродуманной экономической  политикой (сокращение общего  объема финансирования отечественных  НИОКР; снижение качества системы образования, ухудшение подготовки кадров рабочих, техников, инженеров, ученых, необходимых для разработки, освоения и использования прогрессивных технологий и выполнения приоритетных НИОКР; значительное сокращение численности высококвалифицированных рабочих, техников, инженеров, ученых; ухудшение возрастной структуры занятых в сфере НИОКР и высоких технологий; постоянный либо увеличивающийся отток за рубеж высококвалифицированных специалистов; недооценка человеческого капитала); 

3. Угрозы, связанные с правовым обеспечением (отсутствие правовой охраны интеллектуальной собственности; использование патентных прав для активного вытеснения отечественных производителей с международного рынка технологий); 

4. Угрозы, вызываемые недостатками  системы стимулирования развития НИОКР и технологий (сокращение льгот по налогообложению для высокотехнологичных предприятий; отсутствие льгот на проведение НИОКР и сопутствующих им патентных исследований, а также льгот для предприятий, осваивающих новую технику и технологии; угрозы неконтролируемого и нерегулируемого государством экспорта технологий, ноу-хау и результатов НИОКР, наносящего ущерб экономическому, технологическому и оборонному потенциалу);

5. Угрозы, вызванные организационно-техническими  причинами (монопольное положение на внутреннем рынке производителей высокотехнологичной продукции; снижение уровня разработок новой техники и технологий; проведение НИОКР за рубежом или в компаниях нерезидентах при наличии собственной научно-исследовательской базы и научных кадров; нацеленность фирм на решение краткосрочных задач, в первую очередь на получение максимальной текущей прибыли).

Таким образом, для решения  рассмотренных проблем необходимо с одной стороны создание государством соответствующей среды, которая  способствует развитию инновационно-ориентированных предприятий, сохранению высококвалифицированных работников и притоку молодых специалистов, а с другой стороны осознание самими предприятиями необходимости долгосрочного развития (вместо ориентации на краткосрочную прибыль), необходимости проведения НИОКР, развития и накопления интеллектуального потенциала. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Высокие технологии, как путь к формированию конкурентоспособности  экономики.

 

Высокие технологии всегда ассоциируются с востребованностью нововведений в конкретной ситуации и наличием инвестиционного потенциала.

В перспективе Россия, определенно, может достичь уровня наиболее развитых государств по ряду основных показателей экономического развития. У нее есть реальные возможности для, чтобы стать активным членом постиндустриального информационного общества, войти на достойных началах в глобальную экономику. 

Но для этого нужна  правильная оценка конкурентных преимуществ, которые имеются в ракетно-космической и авиационной промышленности, ядерной энергетике и некоторых других отраслях, в частности в сфере биотехнологий и генной инженерии.

Стратегические цели развития экономики могут быть реализованы  только при достаточно высоких темпах роста ее ВВП, создании благоприятного климата для возврата ушедших из России капиталов, инвестировании в производство сбережений населения, привлечении прямых и портфельных зарубежных инвестиций.

Для того чтобы рыночная экономика заработала, нужна активная государственная политика, которая будет содействовать росту конкурентоспособности предприятий и регулирования трансфертов технологий. 

Так же, чрезвычайно важна и стабильность ситуации в стране. Социологические опросы населения, выступления руководителей российского государства показывают, что политическую стабильность все чаще оценивают как устойчивое состояние отношений внутри страны и внешнеполитических отношений, позволяющее сохранять конкурентные возможности экономики и обеспечивать предсказуемость экономической и научно-технической политики.

За счет предсказуемой государственной политике возможны разработки и реализации программ поддержания инноваций. В Америке, прежде всего государством были затрачены большие усилия для внедрения в экономику современных технологий. Сформированы банки данных по технологиям, проектам, а так же оказано содействие в создании в бизнесе инновационной культуры, механизмов передачи технологий и научных разработок в производство7.

Такая деятельность, естественно, требует очень больших затрат.  
По оценкам Правительства Российской Федерации, для решения инновационных проблем и технологической модернизации производства России до 2015 года нужны инвестиции в размере около 3 трлн долл. Они могут быть получены, при очень высоком уровне накоплений в национальной экономике и массированном привлечении иностранного капитала. Известно, что ежегодные инвестиции (из всех источников) должны составлять 150 млрд долл. 

В настоящее время в этом направлении возникла положительная тенденция. Инвестиции в основной капитал в 2011 выросли на 30%, производственные инвестиции - на 15%, инвестиции в производственное строительство - на 25%, в непроизводственное - на 17,7%.

Эту положительную динамику характеризуют следующие (Таблица № 1 и Диаграмма № 2).

 

 

 

 

Таблица № 1. Инвестиции в основной капитал России (млрд руб.)

Диаграмма № 2. Структура инвестиций: 
1 - Промышленность  
2 - Строительство  
3 - Транспорт и связь  
4 - Торговля и общественное питание  
5 - Жилищно-коммунальное хозяйство  
6 - Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение  
7 - Предприятия прочих отраслей

Хотя, объемы прямых иностранных инвестиций в 2011 году сократились примерно в 2 раза по сравнению с 2010 годом. Но прогнозируется их рост с преодолением порога в один трлн долл. к 2015 г.  
Около 25% прямых иностранных инвестиций в мире приходятся у США. В то же время соотношение их объема к ВВП в экспорте капитала из стран ЕС выше. В 2011 году этот показатель составил у Великобритании - 4,8%, Франции и Испании - 3,4%, против 1,8% у США.

В России за годы реформ, к 2012 году получено всего 18,2 млрд долл. прямых иностранных инвестиций - примерно 0,1% их мирового объема. Годовой приток прямых инвестиций в 2008-2011 гг. находился на уровне 4 млрд долл. и составлял 30-40% в общем объеме иностранных инвестиций в России. В 2011 г. эта доля снизилась до 27,9%. В ВВП страны прямые иностранные инвестиции составляют всего 0,2% , а в общем объеме инвестиций в основной капитал - 4,2%.

Отраслевое распределение  прямых иностранных инвестиций весьма избирательно. В 2011 году 40% их было в промышленности (пищевой, металлургической и топливной), 37,1% - в торговле и общественном питании, 5,3% - в транспортном секторе8.

К тому же эффект от них далеко не всегда обусловлен получением новых технологий и ноу-хау. 

Плохо используются для  повышения конкурентоспособности  возможности малых отечественных  и зарубежных высокотехнологичных  предприятий. 

Это показывает и небольшой удельный вес российских малых предприятий, специально занимающихся научным обслуживанием (Таблица № 2).

Таблица № 2. Структура деятельности предприятий малого бизнеса.

Как видно из этих данных таблицы № 2, наука и научное обслуживание пока в Российской Федерации составляют всего 2,5% от общей реализации продукции и услуг малых фирм.

В развитых странах уровень  конкурентоспособности национального  производства напрямую связан с уровнем технических и технологических разработок, финансированием науки, деятельностью малых предприятий. 

Весь мировой рынок  высокотехнологичной продукции  условно охватывает 50 макротехнологий. 10 наиболее развитых стран обладают практически полным их набором. США контролирует мировой рынок по 22 макротехнологиям, Германия - по 11, Япония - по 7. По некоторым оценкам, к 2015 году по 16 макротехнологиям Россия могла бы контролировать 8% мирового рынка.

Для этого, ей необходимо иметь современный специализированный менеджмент, эффективные договорные отношения между разработчиками, изготовителями и продавцами высокотехнологичной продукции.

Так же в последнее время в России окончательно сформировавшегося рынка высоких технологий нет, нет и современной системы информации об инновационной деятельности.

Большое значение для формирования такого рынка, как свидетельствует мировая практика, имеет организация выставок высоких технологий. В развитых странах на их долю приходится в среднем 10% всех выставочных мероприятий, что позволяет не только демонстрировать, но и оформлять национальные приоритеты в сфере науки, научно-технических и технологических изысканий.

Выставки высоких технологий позволяют, во-первых, представить, в  том числе зарубежным партнерам, фондам, результаты технологических исследований и инвестиционные проекты; во-вторых, продемонстрировать новые технологии и изобретения; в третьих, показать в работе новое оборудование и инструмент для высокотехнологичных производств; в-четвертых, выявить возможности промышленного применения высоких технологий (Диаграмма № 3).

 

Диаграмма № 3. Распределение проводимых в мире выставок по соответствующим направлениям.

В Японии преобладают выставки первых трех направлений. В США они проводятся по всем направлениям, но преобладает первое. В Испании преобладают выставки четвертого и второго направления. В Германии преобладает четвертое, во Франции и Дании третье и четвертое, в Республике Корея и Китае - третье, в Великобритании - первое направление.  
Россия располагает огромным незадействованным потенциалом научных и технических разработок, имеющих разную степень готовности для внедрения в производство. Демонстрация этого потенциала - одна из ее актуальных задач, от решения которой зависит продвижение этих разработок на внутренний и зарубежный рынки. 

Российские выставки, связанные с демонстрацией инноваций, сейчас в основном универсальны. Примером таких выставок может служить  выставка "Высокие технологии. Инновации. Инвестиции", организованная ВО "Рестэк", на которой был представлен широкий спектр научно-технических разработок и инноваций. В рамках выставки проходил также международный конгресс "Высокие технологии и инновации - промышленности".

В связи с повышением роли Северо-Западного региона в  экономической жизни России большое  количество подобных выставок проводится в Санкт-Петербурге. При этом 70% из них - специализированные.

 

 

4. Инвестирование в высокие технологии.

 

Не смотря на достаточно сложное положение в международной экономике, можно утверждать о том, что созданы основные предпосылки для ускоренного внедрения на российских предприятиях высоких технологий.

К числу данных предпосылок  относятся:

  • Вынужденная необходимость оптимизировать производство
  • Формирование адекватного по качеству и запросам предложения рабочей силы
  • Наличие государственной поддержки
  • Наличие потенциального спроса на внутреннем рынке, который на текущий момент удовлетворяется преимущественно за счет импорта

Основное препятствие для реализации комплекса мер, направленных на увеличение инновацинно-технологической составляющей российской экономики – полное отсутствие в Российской Федерации наработанных бизнес-процессов коммерциализации разработок и продуктов такого типа.

Следует также учитывать  устойчиво негативный репутационный  фон, актуальный в отношении российских производителей технологической продукции для потребительских рынков. Преодоление данного обстоятельства может потребовать существенных инвестиций и активной брендинговой политики, которая должна последовательно реализовываться на протяжении нескольких лет. Возможно, цель такого масштаба может быть реализована при условии масштабного государственного вмешательства. Это может быть реализация комплексного национального проекта, подразумевающего стимулирование производства инновационно-технологической продукции, формирование соответствующего спроса, а также прочие мероприятия, направленные на рост доверия к национальному производителю. В контексте данной задачи целесообразно обратиться к опыту зарубежных рынков, где бизнес-процессы коммерциализации инновационной продукции наработаны и последовательно реализуются на протяжении последних десятилетий9.

Информация о работе Проблема высоких технологий экономики Рроссии