Проблема международного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 20:13, реферат

Краткое описание

Одна из серьезных проблем в функционировании глобальной экономической системы – кризис международной задолженности 1980-1990-х годов и рост международных долгов в эти и последующие годы. Внешние заимствования оказывают положительное влияние на экономическое развитие до определенного уровня доходов хозяйствующих субъектов. При превышении этого уровня воздействия долга становится негативным. В определенных условиях оно приводит к нарушениям функционирования мировой хозяйственной системы.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат кратко.docx

— 26.31 Кб (Скачать файл)

Проблема международного долга

Одна из серьезных проблем  в функционировании глобальной экономической  системы – кризис международной  задолженности 1980-1990-х годов и  рост международных долгов в эти  и последующие годы. Внешние заимствования  оказывают положительное влияние  на экономическое развитие до определенного  уровня доходов хозяйствующих субъектов. При превышении этого уровня воздействия  долга становится негативным. В определенных условиях оно приводит к нарушениям функционирования мировой хозяйственной  системы.

Теория проблемы внешней  задолженности прошла четыре этапа развития. На первом, в 70-е гг., считалось, что в развитых странах аккумулировано достаточно сбережений, чтобы эффективно рециркулировать их в развивающиеся страны, которые, хотя и испытывали дефицит баланса текущих операций, смогут эффективно использовать займы и расплатиться с внешними долгами. На втором, в 80-е гг., выяснилось, что набранные займы обслуживаются плохо, процентные ставки высоки, сроки платежей сокращаются, многие развивающиеся страны подходят к грани банкротства. Более того, платежи по долгам стали превышать приток новых кредитов, поэтому развивающиеся страны превратились в чистых кредиторов развитого мира. Теории внешней задолженности сконцентрировались на механизмах обеспечения платежей по долгам (debt repudiation), которые, по существу, представляли собой смесь способов принуждения к платежам и поощрения стран, выполняющих свои обязательства. На третьем, в конце 80-х гг., стало ясно, что основным механизмом решения долговой проблемы могут быть перенос сроков платежей и долгосрочная реструктуризация долга на много лет вперед, когда развивающиеся страны смогли бы потенциально начать выплаты по своим внешним обязательствам. Теории долгового навеса показали, что он является негативным налогом на государственные ресурсы и оказывает крайне негативное влияние на рост сбережений. Наконец, в середине 90-х гг. стало окончательно ясно, что многие развивающиеся страны ни при каких условиях и никогда не смогут выплатить свою внешнюю задолженность и что единственным способом решения проблемы их долгового бремени является простое списание значительной ее части. Теории внешнего долга сконцентрировались на анализе масштабов и механизмах такого списания.

 
Кризис внешней задолженности начался в августе 1982 г., когда ряд латиноамериканских стран оказались не в состоянии выплачивать свою задолженность иностранным коммерческим банкам и объявили о прекращении части своих платежей по долгам. Кризис внешней задолженности быстро распространился на большое число государств и превратился из регионального в мировое явление. 
Появлению кризиса международной задолженности способствовал целый ряд условий: 
 
1. Широкое кредитование развивающихся стран частным сектором в начале 1970-х годов. Этому способствовала отмена золотодолларового стандарта и фиксированных валютных курсов, снизивших значение валютного регулирования. 
 
2. В середине 1970-х годов произошло образование относительного избытка ссудного капитала в развитых странах в результате спада деловой активности и рециклирования нефтедолларов. Низкие процентные ставки, резкое повышение цен на международных рынках цен на минеральное сырье вызвало повышенное предложение и спрос на заемные средства , особенно со стороны развивающихся стран-нефтеимпортеров. Внешний долг развивающихся стран резко возрос: с 78,5 млрд в 1973 г. До 180 млрд в 1976 г., из которых почти 60% было представлено частными банками в форме синдицированных займов. 
 
Основная доля международного банковского кредитования приходилась на страны Латинской Америки (более 50%). 
 
3. Способность обслуживать долг зависит от величины долга, от условий заимствования, характера использования займа, перспектив развития заемополучателя и экономической обстановки. В начале 1980-х г. В условиях экономического кризиса, повышения курса доллара, процентов погашение основной части долга, выплата процентов и других платежей оказались непосильными для целого ряда стран. 
 
4. Образование кризиса внешней задолженности сопровождался бегством капитала за границу. По оценкам, только за1976-1985 гг. страны с высокой задолженностью в результате бегства капитала потеряли 200 млрд. долл. 
 
Бремя долгов затормозило экономический рост, привело к росту процентных ставок и вынуждало государство использовать ссудный капитал для финансирования внешних и внутренних дефицитов. Это обычно сокращало возможности расширения капиталовложений. 
 
В результате в 1980-е годы кризисные страны в 2-3 раза отставали по темпам экономического роста от других развивающихся стран, не испытывавших трудностей с обслуживанием внешнего долга, а уровень инфляции у них был выше в 9-22 раза. 
 
Попавшие в долговой кризис страны в целях выравнивания платежного баланса сократили импорт, что в свою очередь повлекло сокращение ввоза средств производства, сырья и материалов. Все это сдерживало рост производства и экспорта. В итоге из-за снижения темпов экономики кризисные страны оказались отброшенными на 10 лет по уровню экономического развития. 
 
Урегулирование долгового кризиса 
 
Проблема урегулирования долгового кризиса представляет собой сложный процесс, в котором участвуют правительства стран-кредиторов и заемщиков, МВФ, МБ, и крупнейшие частные банки.

На первом этапе 1983-1988 гг. происходило ужесточение позиций  стран-кредиторов. Правительства и  ТНБ стремились вынудить должников  по одиночке решать свои долговые проблемы. Но должного результата это не принесло.  
 
В 1988г. были объявлены предложения, получившее название план Брейди. План Брейди, признал, что крупные международные долги не могут быть оплачены только за счет положительного сальдо платежных балансов стран-должников, не причиняя ущерба их экономическому развитию. 
 
Состояние международных долгов за 1990-2000-е годы изменилось. Общий объем внешних долгов значительно увеличился. Их мировой объем составляет порядка 20% ВМП. 
 
1990-е годы характеризовались новыми ситуациями в динамике международных долгов: появилась новая группа крупных должников страны – СНГ. В 1999 г. их внешний долг достиг 222,8 млрд долл. Это создало новое явление в глобальной структуре рынка ссудного капитала, определяемое движением ссудного капитала с Запада на Восток. В ряде случаев бремя обслуживания долгов оказалось высоким для этих стран. 
 
В тяжелом положении оказались многие беднейшие страны. В связи с этим, в 1999 г. развитые страны стали снижать долги беднейших стран, находящихся в тяжелом положении до уровня, обеспечивающего их устойчивое развитие. Тем не менее, общая сумма долгов периферийных стран продолжала увеличиваться: с 2,5 до 3,2 трлн долл. в 2005 г., в 1,3 раза. 
 
В 2005 г. норма обслуживания долга снизилась до 15%. 
 
Значительный прогресс был достигнут в пересмотре частного долга латиноамериканских стран – Аргентины, Бразилии. В 2000 г. величина обслуживания долга – 52%, в 2005 г. – понизилась до 35,6%. 
 
Страны Тропической Африки имели саму высокую долга – она превышала 70%. В результате списания долгов и оживления экономической деятельности бремя внешних долгов африканских стран снизилось до 11,2% в 2005 г.

 
Займы государств должны быть выплачены заемщиком. Однако, поскольку заемщиком является суверенное государство, никаких механизмов принуждения его к платежам не существует, что в значительной степени повышает риск таких займов. Считается, что мотивами, заставляющими страны рассчитываться по своим внешним обязательствам, могут быть лишь угроза политической конфронтации со страной-кредитором, которая может привести к конфискации активов страны-должника, находящихся на ее территории (здания, земля, суда в морских портах, самолеты в аэропортах депозиты в банках), которые могут быть обращены в погашение долга, а также прекращению двусторонней торговли, эмбарго на поставку ключевых товаров и предоставление частных кредитов, прекращению международной помощи. Поскольку эффективность таких конфронтационных мер весьма ограничена, международный опыт поиска решений внешней задолженности в настоящее время основывается в основном на идее долговой кривой Лаффера. 
 
 Долговая кривая Лаффера (debt Laffer's curve) — кривая, показывающая оптимальный уровень внешней задолженности, позволяющий государству-должнику поддерживать приемлемые для кредиторов платежи по внешнему долгу. 
 
Итак, долговые обязательства подтверждают право кредитора на взыскание долга с должника. По сроку погашения долговые обязательства бывают долгосрочными, краткосрочными и кредитами МВФ, которые не классифицируются по сроку погашения; по типу заемщика — государственными, гарантированными государством и частными; по типу кредитора долговые обязательства делятся на официальный долг и частный долг. Официальные долговые обязательства подразделяются на обязательства перед международными организациями и двусторонние обязательства. Частные долговые обязательства делятся на ноты и коммерческие бумаги — средне- и краткосрочные негарантированные расписки на предъявителя, выпущенные на свободный рынок со скидкой от объявленной стоимости; банковские займы — займы, выдаваемые банками частному бизнесу как внешний источник финансирования; и облигации, представляющие собой ценные бумаги со средним сроком погашения в 3-10 лет, издающиеся под залог корпоративного или личного имущества. Кумулятивный итог международного финансирования с помощью долговых инструментов составлял в середине 90-х гг. около 1 трлн. долл. в год. Современные теории внешнего долга концентрируются на анализе его масштабов и механизмах списания для наименее развитых стран на основе концепции долговой кривой Лаффера, показывающей оптимальный уровень внешней задолженности, позволяющий государству-должнику поддерживать приемлемые для кредиторов платежи по внешнему долгу. Реструктуризация долга включает меры, принимаемые по согласию должников и кредиторов, направленные на поддержание платежеспособности должников в средне- и долгосрочной перспективе, и предусматривает перенос сроков платежей, сокращение суммы долга или рекапитализацию. Реструктуризация внешнего долга происходит при согласии Парижского и Лондонского клубов кредиторов и при финансовой поддержке МВФ.

 
Внешний долг СССР и России

Положение России по внешней задолженности достаточно специфично. С одной стороны, Россия является крупным кредитором по отношению ко многим развивающимся странам. С другой стороны, она имеет большую задолженность Западу. Немаловажное значение имеют количественные и качественные аспекты внешней задолженности России. Внешний долг России включает в себя как собственно долг России, так и долг бывшего СССР, правопреемником которого стала Россия.

Сумма внешнего долга СССР, принятого Россией, составила на 1 января 1994г. 103,9 млрд долл. Что касается внешней задолженности Российской Федерации (не включая долг бывшего СССР), то на начало 1994г. она составила 8,8 млрд долл.

К концу 1998г. внешний долг России составил 150,8 млрд долл. Несмотря   на   то,   что   значительная   часть   внешнего   долга   России составляют  долги  СССР,  собственные  заимствования  России  за  1996-1998гг. увеличились в более чем два раза (с 24,2 млрд долл. В 1996г. До 53,4 млрд долл. в 1998г.)

Для стран-должников (соответственно, это относится и к России) принципиально  важным  является  договоренность  с   МВФ   и   МБРР (Международный банк реконструкции и развития). Получение кредитов от этих международных организаций является актом признания и поддержки экономической политики страны. МВФ и МБРР выступают кредиторам «последней инстанции» и исполняют роль гаранта в отношении заемщиков с третьими кредиторами.

Между Россией и МВФ  в 1995г. было подписано кредитное  соглашение о выделении кредитов поддержки, которое стало основой  сотрудничества с МВФ. В требованиях  к России со стороны МВФ подчеркивалась важность стабилизационных и  структурно-адаптационных мер для прорыва российских реформ.

Также важным источником финансовых ресурсов является МБРР, деятельность которого направлена на поддержку частного сектора путем финансирования правительственных  программ, а также отдельных отраслей. На 3 июня 1996г. Банком было утверждено 28 займов для России  на  общую  сумму  6,4  млрд  долл.  Россия  является  одним  из

крупнейших заемщиков  Банка. Предоставляя кредиты России, МБРР особое внимание уделяет поддержке  угольной промышленности, осуществлению  инфраструктурных проектов, развитию финансовой инфраструктуры, социальной сферы, охране окружающей среды.

В  1997-1998гг.  сложилась  ситуация, которая  свидетельствовала о том,  что  Россия  переступила  качественную  черту  в  кредитных отношениях, когда новые кредиты идут не на развитие экономики, продвижение экономических реформ, а используются в основном на погашение ранее полученных кредитов и выплату процентов, а также на финансирование дефицита бюджета.

После дефолта по внутреннему  долгу и резкого падения кредитного рейтинга Россия практически лишилась возможности привлечения ресурсов из внешних источников. 

В настоящее время российское правительство сосредоточило свои усилия в основном на отсрочке платежей по долгам. Однако, даже глубокая реструктуризация внешних долгов России не меняет кардинальным образом ситуацию, а лишь откладывает решение серьезной проблемы на более длительный срок.

В вопросе международной  задолженности нельзя забывать, что Россия выступает не только должником, но и кредитором. Россия, став правопреемницей СССР, унаследовала задолженность развивающихся стран Советскому Союзу. Эта задолженность составляет 123 млрд долл. по современному курсу рубля к доллару. Качественной особенностью предоставленных российских кредитов является то, что большинство российских должников характеризуется отсталостью и относится к категории безнадежных должников, которые вообще не в состоянии возвращать долги. По классификации Всемирного банка, большинство из этих стран - страны с низким доходом. В мировой практике долг таких стран списывают полностью или частично и при этом оказывают безвозмездную или льготную помощь.

В целом решение проблемы долгов невозможно без выхода на здоровые основы устойчивого экономического развития. Главная задача заключается  в мобилизации собственных усилий по подъему российской экономики. Речь идет о реализации политики, направленной на увеличение государственных доходов, расширение экспортного  потенциала,  рационального  импорта  и  т.д.  Также  в ближайшей перспективе необходимо осуществлять системные институциональные изменения, создающие благоприятные условия для инвестиций в реальный сектор.


Информация о работе Проблема международного долга