Проблема накопления и инвестирования при переходе к рынку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

Тема моей курсовой работы очень актуальна на сегодняшний день. Актуальность и острота проблемы инвестиций для Беларуси с каждым годом возрастают. Ведь без вложения в необходимых объемах средств в воспроизводственный процесс не создать новых эффективных рабочих мест, не добиться стабильного и долговременного экономического роста, заметного повышения жизненного уровня населения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….....................
1 Источники и формы накопления……………………………………………………………………
2 Принципы и приоритеты инвестиционной политики в РБ………………………………………
3 Проблемы накопления и эффективности инвестирования при переходе к рынку………………
Заключение……………………………………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………………………………...…

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Таблица 3.2 Структура инвестиций в основной капитал по отраслям экономики (в % к итогу)

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Инвестиции в основной капитал -- всего

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

             

промышленность

24,4

29,7

31,2

30,9

35,0

27,8

30,2

сельское хозяйство

28,8

8,5

7,5

6,4

6,6

6,4

6,8

лесное хозяйство

0,3

0,4

0,4

0,7

0,5

0,4

0,3

строительство

3,2

1,7

1,2

1,3

1,9

1,9

1,4

транспорт

5,9

12,6

13,1

13,6

10,2

12,6

10,8

связь

1,7

3,4

6,5

4,4

2,7

2,9

2,6

торговля и общественное питание

1,9

1,6

2,0

2,0

3,7

3,0

2,6

материально-техническое снабжение  и сбыт

0,3

0,4

0,5

0,7

0,6

1,2

1,7

жилищное строительство

19,6

20,0

20,1

23,7

23,3

25,7

26,1

коммунальнео хозяйство

4,6

7,9

7,3

6,6

5,9

5,9

6,2

здравоохранение физическая культура и социальное обеспечение

2,4

5,6

4,1

4,3

3,8

5,4

4,4

образование

2,5

2,0

2,0

2,2

1,9

2,0

1,4

культура и искусство

0,8

0,6

0,5

0,5

0,7

0,7

1,2

наука и научное обслуживание

1,1

0,3

0,1

0,2

0,2

0,2

0,3

прочие

2,5

5,3

3,5

2,5

3,0

3,9

4,0


 

Положение, таким образом, настолько  сложное и опасное в стратегическом плане, что одного понимания и  призыва к его улучшению уже  явно недостаточно. Оно требует неотложных практический действий по сформированию реальных, экономически обоснованных предпосылок для принципиальных изменений в инвестиционной среде.

Нужна мобилизация всех источников капитальных вложений. Это, как известно: сбережения населения и предприятий, собственные средства субъектов хозяйствования (прибыль, направляемая на техническое перевооружение, реконструкцию и новое строительство, фонд амортизационных отчислений), средств от приватизации, вторичные и последующие эмиссии акций, бюджетные средства, собственные кредитные ресурсы банковской системы, а также иностранные инвестиции.

Насколько полно реализуются возможности  их роста, каковы препятствия на этом пути, причины все уменьшающихся объемов капитальных вложений, что нужно сделать для кардинального изменения в данной сфере – вопросы, которые требуют ответа со стороны государственных и хозяйственных органов, ученых и практиков.

Среди основных причин, обеспечивающих инвестиционную активность, следует  выделить такие, как высокие темпы  инфляции, крайне тяжелое финансовое состояние  субъектов хозяйствования, низкий платежеспособный спрос населения, непосильная для большинства заемщиков ставка по кредитам, отсутствие необходимых условий для активного вложения средств иностранными инвесторами и существенная ограниченность других внешних источников финансирования, продолжающаяся утечка капитала за пределы страны.

Формирование ресурсов для накопления зависит прежде всего от того, насколько  эффективна проводимая экономическая  политика государства. Именно в ходе ее осуществления должны создаваться институциональные предпосылки для организации инвестиционного процесса, разрабатываться налоговое законодательство,  стимулирующее рост производства и объемов капиталовложений, привлечение иностранных инвестиций, закладываться основы для устойчиво низкий темпов инфляции как важнейшего условия заинтересованности граждан и субъектов хозяйствования в увеличении денежных сбережений.

Разумеется, данным перечнем не ограничивается эффективность экономической политики,  но это тот минимум, который является базой воспроизводственного процесса. Если же учесть, что он из года в год не улучшается, а даже ухудшается, то, очевидно, такая экономическая политика необходимых условий для нормализации ситуации не создавала, что в свою очередь тормозит структурную перестройку экономики,  ограничивает ее экспортные возможности, грозит экономической безопасности страны.

 Следовательно, нужны иные  подходы на всех уровнях государственного  управления, направленные на создание  необходимых институциональных  предпосылок для увеличения объемов накопления, включающих налоговое законодательство, ценообразование, а также другие макроэкономические аспекты, закладывающие основы и создающие условия для заинтересованности граждан и субъектов хозяйствования в увеличении денежных сбережений как источника капиталовложений.

Для принципиальных изменений в  инвестиционной деятельности, ее активизации  целесообразно было бы осуществить  ряд радикальных мер как общеэкономического, так и монетарного характера. При этом, прежде всего в материальном производстве, не обойтись без структурной перестройки экономики, повышение ее эффективности. Особого внимания требуют отрасли, развитие которых будет способствовать ориентации белорусской экономики на существенное увеличение в ее структуре доли потребительского комплекса, что позволило бы заложить прочный фундамент будущего развития страны и ускорить достижение фазы прочного и долговременного экономического роста.

 Задача – общеэкономическая  и одними монетарными мерами  ее, конечно, не решить, если не добиться заметного снижения издержек производства, повышения его эффективности в целом. Другими словами, требуется привести  в действие все факторы, способствующие созданию прочной экономической основы, обеспечивающей не только стабилизацию, но и снижение цен, а следовательно, и появлении условий для увеличения фонда накопления в ВВП.

В целях возобновления деловой  активности, как представляется, упор должен быть сделан на развитие системы  самофинансирования инвестиционных проектов и программ, техническое перевооружение предприятий и отраслей. Это предполагает увеличение доли собственных источников субъектов хозяйствования – прибыли и амортизационных отчислений, а также расширение инвестиций за счет приватизации на возмездной основе объектов государственной собственности.

Пока же главное препятствие  на этом пути – отсутствие радикальных  экономический преобразований, которые  позволили бы создать благоприятные  условия для формирования в нужных объемах собственных средств  предприятий и организаций для инвестирования на основе повышения эффективности хозяйствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Добившись поставленной в работе цели,  исследовав и оценив  текущее  состояние  инвестиционной ситуации в  Белоруссии, в заключение  скажем  немного  и  о  том, зачем Белоруссии  необходима благоприятная инвестиционная ситуация.

Экономика страны находится именно на той стадии, когда постоянный спад в инвестиционной сфере стал одной из самых негативных тенденций, которая грозит полным экономическим  крахом. В этой связи осуществление комплекса мероприятий  по интенсификации инвестиционной деятельности в производственной сфере, привлечение внутренних и внешних источников финансирования являются чрезвычайно актуальными.

От развития коллективных инвестиций в Беларуси выигрывает все население, поскольку с их помощью увеличится приток капиталовложений в экономику, что создаст условия для экономического роста. Вырастут и налоговые поступления, а значит — улучшится финансирование социальных программ и бюджетных организаций. Возрастет спрос на государственные ценные бумаги при одновременном снижении цены заимствования.

Кроме того, расширятся возможности  граждан сохранять и приумножать  свои сбережения. Разнообразие возможностей удовлетворения инвестиционных потребностей людей само по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к рыночной экономике.

На экономическом развитии страны положительно скажется и обострение конкурентной борьбы коллективных инвесторов и коммерческих банков за деньги населения — финансовые ресурсы станут доступнее предприятиям. А если, как ожидается, повысятся цены на акции предприятий, выгоду от этого получат не банки, а миллионы собственников — акционеров. Они станут реально богаче.

Что нужно для того, чтобы все  эти возможности коллективных инвестиций в полной мере реализовались в Беларуси?

Прежде всего, необходимо улучшение  социально-экономической ситуации в стране, и, как следствие, — развитие финансового рынка. Государство должно позаботиться о расширении спектра объектов для коллективного инвестирования, в частности, о развитии рынка корпоративных ценных бумаг. Предстоит принять недостающее законодательство, в котором в полной мере учесть современные реалии, унифицированные требования к деятельности любой формы коллективного инвестирования, защитить права и интересы инвесторов, обеспечить надежность вложений. Нужно отказаться от двойного налогообложения корпоративных бумаг.

Но даже при выполнении всех этих условий требуется определенное время, чтобы проявился профессионализм  управляющих компаний, их умение ориентироваться на финансовом рынке. Чтобы успели поступить доходы от удачно вложенных активов фондов (акционерных, паевых, пенсионных) и кредитных потребительских кооперативов. Чтобы и в Беларуси проявились достоинства взаимного, перекрестного контроля тех, кто обеспечивает деятельность фонда. Чтобы реально заработала конкуренция за деньги инвесторов, как внутри каждой формы коллективного инвестирования, так и между формами, а также между ними и банками.

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в белорусскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в Беларуси цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Беларусь достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение Беларуси в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей выхода из современного общественно экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни белорусов. При этом необходимо иметь в виду, что интересы белорусского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов с другой, непосредственно не совпадают. Беларусь заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет внутреннего рынка Беларуси, квалифицированной и дешевой рабочей силы.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный  капитал, не лишая его собственных  стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют белорусские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

Нужно стремиться создать благоприятный  инвестиционный климат не только для  иностранных инвесторов, но и для  своих собственных. И речь не о  том, чтобы найти им средства на осуществление  инвестиций. Белорусскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.

Информация о работе Проблема накопления и инвестирования при переходе к рынку