Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 21:47, курсовая работа
Основная цель курсовой работы - теоретическое исследование феномена и роли институциональной структуры в рыночном хозяйстве, становления структуры рыночного хозяйства в России и её значения в российских экономических преобразованиях.
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................4
1. Институциональная структура...............................................................6
1.1 Понятие институциональной структуры ...............................................6
1.2 Иерархия правил и институтов.................................................................9
2.Институциональная среда и институциональная структура........................................................................................................14
2.1 Плотность институциональной среды и эффективность хозяйственных взаимодействий..............................................................................................14
2.2 Структура институциональной среды организации......................................................................................................16
3 Проблема формирования рыночной институциональной структуры в России................................................................................................ .............23
3.1 Концепция рыночного хозяйства и реальные экономики, роль государства...................................................................................................... 23
3.2 Формирование институциональных структур и принятие экономических решений ...........................................................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................................29
Противоречия в формальных нормах принимают особо обострённые формы. Провозглашаемые в Конституции свобода торговли, передвижения, право на жизнь, бесплатное здравоохранение в государственных учреждениях, бесплатное образование и т. п. на практике оказываются заблокированными федеральными и местными законами и подзаконными актами, либо неформальными правилами.
В первые годы российских
реформ было распространено
Последователи неоклассической школы
предполагали, что законы, характерные
для современной западной экономики,
будут автоматически и сходным
образом действовать и в
Результатом общего упадка
хозяйства стало то, что доля
людей с доходами ниже
Так, только в 1998 г., по сравнению с
1997 г., численность малоимущего
Во многом крупные
Таким образом, реформы осуществлялись в значительной мере вслепую или по интуиции. Практика подтвердила еще раз, что интуиция, не основанная на знаниях и опыте, плохой руководитель.
Сами реформаторы довольно странно
высказывались о своём главном
инструменте -приватизации. Так, Е. Гайдар
в статье «Логика реформ» позволил
себе довольно откровенное признание:
«... Очевидно, что не существует экономически
оптимальных моделей
Таким образом, оказывается, что экономическая политика на самом деле на экономические соображения не опиралась, а была лишь политическим доктринёрством.
3.2 Формирование институциональных структур и принятие экономических решений
В самом важном смысле институты -
это правила. Обычно эти правила
разделяют на формальные и неформальные.
К формальным относят правила, вытекающие
из законодательства, а к неформальным
- традиции поведения людей данного
круга или данной группы. У правил
есть своя иерархия, система взаимообусловленности.
В центре системы -базовые ценности,
на которых строится вся институциональная
структура. Ценности провозглашаются
в основном законе - «Конституции»,
которая, являясь договорённостью
общества о базовых ценностях, устанавливает
фундаментальные принципы и важнейшие
процедуры законотворчества, то есть
определяет правила установления правил,
которые регламентируют, кто и
каким образом может
Уровни правил жёстко детерминированы от центра к периферии, где каждая внутренняя сфера определяет окружающую её внешнюю и где каждая последующая внешняя сфера более мобильна, чем определяющая её внутренняя. Прикладные стандарты меняются чаще, чем правила игры; правила игры меняются чаще, чем правила установления правил и т. д. Изменение ценностей происходит в истории очень редко и изменяет всю систему правил.
Любопытно, что одни и те же или
схожие прикладные стандарты могут
использоваться для реализации совершенно
противоположных ценностей. Например,
в Советском Союзе, придерживавшемся
реализации социалистических ценностей,
и в Федеративной Республике Германии,
следовавшей принципам
В экономической литературе последних лет при анализе источников и направленности институциональной динамики институты рассматриваются, прежде всего, как правила. В центре анализа оказывается влияние правил на хозяйственную деятельность через детерминирование производственных (или, как их часто называют в литературе, «трансформационных») и трансакционных издержек экономических субъектов.
Возможность регулировать с помощью правил величину и распределение трансакционных издержек играет ключевую роль. Как подчеркивал Коуз, "без понятия трансакционных издержек, которое, в общем-то не привилось в современной экономической теории, невозможно понять работу экономической системы, нельзя с пользой проанализировать многие проблемы и нет основания для определения политики"45.
Действительно, экономическая литература до сих пор не выработала единого понимания феномена трансакционных издержек, и вряд ли возможно привести определение этого понятия, с которым согласилось бы большинство экономистов. Несмотря на его прочное вхождение в терминологический аппарат современных институциональных исследований, согласование чёткого определения ещё предстоит. В качестве синонимов в экономических работах на равных используются понятия «трансакционные издержки», «издержки использования рьшочного механизма», «издержки использования механизма цен», «издержки осуществления трансакций обмена на открытом рынке», «издержки совершения операций», «издержки в трансакциях обмена», «издержки процессов обмена», «рыночные издержки» и, наконец, «издержки обмена». Последний термин некоторые исследователи, о чём речь пойдёт ниже, используют для определения лишь одной из составляющих собственно «трансакционных издержек».
Заключение
Если в развитии законодательной базы рыночной экономики в России за последние годы достигнут несомненный прогресс, то в практическом применении законов, как известно, дело обстоит не лучшим образом. Законы далеко не всегда соблюдаются, это характерно как для вертикальных отношений (государство - предприниматель), так и особенно для горизонтальных (между самими предпринимателями, то есть отношений, которые в западной литературе называют "контрактами"). Низкая дисциплина "контрактов" порождает специфически посткоммунистический вид трансакционных издержек - дополнительные затраты и усилия экономических агентов, связанные с необходимостью самостоятельно, а не при помощи государства защищать свои права и интересы: требование полной предоплаты поставок, высокого вознаграждения за риск в средне - и долгосрочных проектах и т.д., вплоть до использования "услуг" криминальных организаций, обеспечивающих соблюдение партнерами условий хозяйственных договоров. Между тем в рыночной системе подобный вид трансакционных издержек занимает ограниченное место, а часто вообще отсутствует, потому что там защита "контрактов" - едва ли не основная функция государства в экономике, функция настолько абсолютная, что воспринимается участниками хозяйственных отношений как нечто само собой разумеющееся.
Явно неэффективное исполнение
этой функции государством в России
связано не только с недостатками
в использовании
Институциональный характер должен иметь,
на наш взгляд, и такой традиционный
инструмент развития экономики, как
промышленная политика. Официальная
долгосрочная концепция такой политики
в нашей стране отсутствует, поэтому
действия государства по решению
крупных производственных и структурных
проблем осуществляются в наиболее
примитивных формах субсидирования
кризисных отраслей и регионов. Чаще
же государственное участие
Прямое участие государства в производстве необходимо и неизбежно, особенно в тех сферах экономики, которые не могут быть подняты усилиями российского частного и квазичастного капитала. Речь идет об обновлении производственной инфраструктуры, неразвитость которой создает эффект "бутылочного горлышка", отдельных предприятиях легкой и пищевой промышленности, способных выпускать недорогую массовую продукцию, пользующуюся устойчивым спросом, о приборостроении и других производствах, определяющих научно-технический прогресс в машиностроении. Остро необходима реально действующая программа поддержки экспорта продукции обрабатывающей промышленности. Однако на практике, сталкиваясь с нехваткой средств, государство продолжает довольно бессистемно распылять ресурсы. В то же время гораздо более "дешевый" и действенный инструмент структурных преобразований - закрытие или перепрофилирование несостоятельных предприятий на основе процедуры банкротства - до сих пор не играет заметной роли. Более того, убыточные предприятия часто поддерживаются "на плаву" самим государством.
Вполне очевидно, что проблема банкротств
включает много сложных
Крупные институциональные изменения происходят медленно, так как институты являются результатом исторических перемен, формирующих индивидуальное поведение. Чем выше институциональная неуверенность, тем выше становятся затраты по операциям. Отсутствие возможности заключать контракты и вступать в другие обязывающие институциональные отношения является причиной экономической стагнации. Норт в своих работах выдвигает фундаментальные вопросы о связи экономических изменений, технического развития и институциональных условий.
Список литературы
1) Алексеев М. Коррупция не знает границ / М. Алексеев // Экономика и жизнь. - 2005. - №12 (9070).
2) Амосов А. Макроэкономическая политика и институциональные "ловушки" / А. Амосов // Экономист. - 2002.
3) Аузан, А.А., Крючкова П.В. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования. / А.А. Аузан., П.В. Крючкова
4) Балацкий Е. Функциональные свойства институциональных ловушек / Е. Балацкий // Экономика и математические методы. - 2007, том 38.
5) Блохин А.А. Институциональный
аспект анализа цены
Информация о работе Проблема формирования рыночной институциолнальной структуры в России