Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 18:50, курсовая работа
В современную эпоху занятость стала одной из острых социально-экономических проблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных людей. И с каждым новым десятилетием ее острота не только не ослабевает, но, наоборот, все более нарастает. Чем больше людей занято общественно полезной и эффективной работой, тем больше в стране валовой внутренний продукт (при прочих равных условиях). Наличие высокой и растущей безработицы не позволяет произвести потенциально-возможный ВВП (выпуск продукции при полной и эффективной занятости), что создает значительные трудности для государства в решении социальных проблем. В особенно тяжелом положении оказываются лица, длительное время не работающие и не имеющие источников существования, кроме пособий, выделяемых в соответствии с теми или иными государственными программами
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ………………………………………….……..…..5
РАСЧЕТНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………….………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………........ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…36
- меры по сохранению
рабочих мест. Правительство применяет
систему льготного
Одним из важных направлений регулирования рынка рабочей силы в США является приспособление предложения рабочей силы к существующему спросу. В рамках этого направления создана информационная служба по трудоустройству, осуществляется подготовка и переподготовка работников.
Таким образом, воздействие на занятость и безработицу является частью общеэкономической политики в США. Поэтому изменение форм, направлений, методов и задач общеэкономического регулирования предопределяет и соответствующую перестройку экономического и организационного механизма целей, задач государства в области занятости населения.
В последние годы формирование стратегии занятости в Евросоюзе происходит на основе учета важнейших факторов, оказывающих исключительное влияние на сферу занятости, - это глобализация, старение населения, присоединение новых государств.
Снижение рождаемости в большинстве европейских стран при росте продолжительности жизни приводит к старению их населения. С 1960-го по 2000г. продолжительность жизни в странах ЕС повысилась на восемь лет. В новых странах - членах Евросоюза этот показатель ниже: 65-72 года -мужчины, 75 - 78 лет - женщины. [4] Развитие этих процессов, по мнению экспертов, приведет в скором будущем к изменению структуры и качества трудовых ресурсов этих государств: высокая доля работников в старших возрастах, сокращение доли молодежи, выходящей на рынок труда, снижают трудовую и территориальную мобильность рабочей силы. Вместе с тем с присоединением десяти новых государств в 2004г. численность населения ЕС увеличилась почти на 20%, однако и в этих странах наблюдаются схожие демографические тенденции. Наблюдается растущая тенденция к усилению влияния этнических, культурных и религиозных различий в структуре рабочей силы, которая будет сохраняться, а возможно, и усиливаться из-за сочетания таких факторов, как старение коренного населения, нехватка рабочей силы в отдельных регионах и секторах, безработица среди некоренного населения, бедность.
Особого внимания заслуживает концепция, составляющая основу современной стратегии занятости в странах ЕС, определяемая термином "flexicurity", под которым следует понимать политику, направленную на усиление гибкости рынков труда, гибкости организации работы и трудовых отношений, с одной стороны, и гарантий занятости и доходов - с другой, а также гибкости рабочей силы. При разработке стратегии гибкости была взята за основу датская модель, введение которой в 1993 г. привело к снижению уровня безработицы в этой стране с 12 до 5%, при этом рост номинальной заработной платы составил от 3 до 5% в год.
Основными мерами гибкой политики занятости являются:
- мотивация профессиональной
подготовки работников в
- поддержка равных
возможностей для всех на
- гибкость условий занятости: организации работы и рабочего времени, механизмов формирования заработной платы, мобильности работников;
- изменение форм трудовых контрактов с учетом потребностей работодателей и работников;
- содействие использованию
современных информационных
- адаптация систем
социальной защиты для
Стратегии гибкости требуют широкой поддержки со стороны работников, работодателей и других субъектов рынка труда. При этом особое внимание уделяется формированию ответственности самих наемных работников за их трудовую жизнь.
Таким образом, в большинстве развитых стран Европы проводится активная политика занятости, существуют развитые институты рынка труда, а также системы профессиональной подготовки населения и социального страхования, ориентированные на рынок труда. Однако все эти меры в традиционном виде зачастую не приводят к нужным результатам, вызывая сопротивление как со стороны работодателей, стремящихся ограничить использование наемного труда, так и безработных, испытывающих трудности при трудоустройстве.
Научно-Техническая Революция в Японии предъявляет высокие требования в рабочей силе, её квалификации. В 1950 году 90% рабочей силы в Японии получали образование на уровне обязательной 9-летней средней школы.
Рабочая сила в Японии имеет высокий уровень образования в капиталистическом мире. Японский монополистический капитал умело использует современные формы организации труда и в то же время эксплуатирует национальные традиции и особенности рабочей силы. Уровень безработицы в Японии намного ниже, чем в других странах.
Государственная политика занятости в Японии имеет немало общего с аналогичной политикой западноевропейских стран и США. Однако есть и различия. Если на западе и в США государство принимает ответственность на себя по борьбе с безработицей, обучению и переобучению рабочей силы, то в Японии государству помогают крупные предприятия.
Большое влияние на государственную политику занятости в Японии оказывает и специфика японской системы взаимоотношений труда и капитала. В её основе лежат три момента:
- пожизненный наём
(гарантирует работнику
- особая форма заработной платы (заработная плата повышается в зависимости от возраста и от стажа);
- пофирменные профсоюзы
(рабочие объединены в
Важным направлением японской государственной политики регулирования занятости населения является меры по стабилизации положения работников пожилого возраста. Государство устраивает пожилых работников, учитывая их физические способности и возможности, возраст, принимает специальные решения, обязывающие предпринимателей повышать возраст пребывания на работе до 60-65 лет. Организовывается переподготовка, выплачиваются пособия, создаются организации, занимающиеся трудоустройством.
Всё вышеизложенное говорит о том, что острота проблем занятости в целом и обеспечение работой лиц среднего и пожилого возраста заставляет государство искать пути решения. Монополии оказывают противодействие государству, это свидетельствует о том, что роль государства в регулировании занятости ограничена рамками классовых интересов.
2. 2 Особенности
безработицы как
Китай - густонаселенная страна. Несмотря на развитую экономическую систему в КНР и обилие заводов, рынков и предпринимательских фирм существует большая нехватка рабочих мест. Высокая плотность населения Китая оказывает огромную роковую роль на уровень безработицы в стране.
В настоящее время в Китае много безработных и в сельской местности, и в городах. В результате роста продолжительности жизни населения и реализации жесткой государственной политики по ограничению рождаемости в Китае возросла доля пожилого населения (65 лет и старше): она превышает 7%. В среднем на одного человека трудоспособного возраста приходится один нетрудоспособный, т. е. моложе или старше трудоспособного возраста.
Учитывая, что главным ориентиром экономического развития для Китая является рост эффективности производства на основе внедрения современных техники и технологий, можно предположить, что безработица в стране будет нарастать, во-первых, из-за структурных преобразований, а во-вторых, из-за роста количества рабочих мест, требующих высокой квалификации.
Предоставление рабочих мест - важнейшая задача китайского правительства на ближайшее время. Несмотря на хорошие темпы экономического роста, обеспечить полную занятость населения не удается. Согласно прогнозам, численность рабочей силы к 2030 г. должна возрасти до 772, 8 млн. человек. Однако уже в 2005 г. число занятых превысило прогнозируемое и составило 778, 8 млн. человек, из них 45% в аграрном секторе, 24% в промышленности и строительстве, 31% в сфере услуг. Занятых горожан насчитывалось 273, 3 млн. человек.
Рост внутренней миграции привел к формированию стихийного рынка труда, где практически сразу определились следующие противоречия:
- избыток рабочей
силы из сельских районов при
нехватке рабочих мест в
- ориентация среди
безработных на
- низкая квалификация рабочей силы при значительном снижении доли ручного труда и внедрении высокоэффективных трудосберегающих технологий;
- количество новых рабочих мест не сопоставимо с темпами роста численности трудоспособного населения.
Специалисты считают, что для регулирования безработицы в Китае на данном этапе необходимо применения следующих мер: формирование институтов (системы социального страхования, страхования по безработице, трудового законодательства) и инфраструктуры рынка труда, адекватных рыночной экономике, контроль уровня безработицы на государственном уровне, введение сокращенных режимов работы и гибких форм занятости на предприятиях, обеспечение первоочередного трудоустройства квалифицированных работников в соответствий с их профессиональной подготовкой, организация общественных работ, содействие межрегиональной миграции рабочей силы.
ГЛАВА 3 .ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РФ
3.1 Современная ситуация на рынке труда РФ
Современная ситуация в России характеризуется существованием значительных диспропорций в структуре занятости, ставок заработной платы на рынке труда и деформацией мотивационного механизма трудовой деятельности. Минимальная заработная плата в России в несколько десятков раз ниже установленной в США, а средняя по своей покупательной способности превратилась в минимальную и позволяет воспроизводство лишь работников низкой квалификации. Практически не стимулируется высококвалифицированный труд. Все это сопровождается снижением производительности труда.
Можно выделить следующие особенности развития рынка труда в России:
- рост безработицы.
Следует учесть и тот факт,
что среди высвобождаемых
- изменение распределения
рабочей силы по секторам
- появление 2 млн. беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве;
- трудовой потенциал
общества используется все
- глубокая территориальная
дифференциация занятости - до 10 раз
различается уровень
- низкий уровень
пособий по безработице также
выступает отличительной
- размывание границ
между официальной и теневой
занятостью, расширение теневой
занятости. В России сформирован
и существует значительный
- существенные различия
между общей численностью и
официально регистрируемой
- финансово-банковская,
торгово-посредническая сфера, а
также сферы государственного
управления имеют уже
Официальная безработица в России в апреле 2013 года снизилась почти на 3% и составила 1, 055 миллиона человек, сообщила в понедельник пресс-служба министерства труда и социальной защиты РФ.
"С 27 марта по 24 апреля 2013 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, снизилась на 2, 9% или 30, 6 тысячи человек, и по состоянию на 24 апреля 2013 года составила 1, 055 миллиона человек", - говорится в сообщении.
По состоянию на 27 марта, регистрируемая безработица в России составляла 1, 086 миллиона человек.
По данным Минтруда, в апреле численность безработных граждан снизилась в 78 субъектах России. Наибольшее снижение отмечено в Астраханской, Тамбовской, Волгоградской и Магаданской областях, в Калмыкии, а также в Алтайском крае.
Информация о работе Проблемы безработицы в современной рыночной экономике и способы ее решения