Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 20:50, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить проблемы, связанные с безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов на современном этапе и обосновать направления государственной политики в области ресурсосбережения и рационального использования ресурсов.
Задачи работы:
изучить сущность, виды экономических потребностей;
рассмотреть виды ресурсов, их свойства и проблему ограниченность ресурсов;
изучить проблемы взаимодействия потребностей и ресурсов на современном этапе;
выявить основные направления государственной политики Республики Беларусь в области рационального потребления и сбережения ресурсов.
Введение…………………………………………………………………………..4
1 Экономические потребности: понятие, классификация и основные характеристики……………………………………………………………………6
1.1 Экономические потребности: понятие и классификация…………………..6
1.2 Основные характеристики экономических потребностей…………………8
2 Ресурсы и их ограниченность в обществе…………………………………...10
2.1 Ресурсы: понятие и их свойства……………………………………………10
Ограниченность ресурсов…………………………………………………....13
Проблемы взаимодействия потребностей и ресурсов на современном
этапе…………………………………………………………………………...18
3.1 Ресурсы и политика в условиях глобализации…………………………….18
3.2 Факторы, уменьшающие ресурсный дефицит……………………………..20
3.3 Основные направления политики ресурсосбережения в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников………………
Человечество устроено так, что его экономические потребности обычно превышают возможности производства благ. Здесь имеет место закон (принцип) возвышения потребностей.
Закон возвышения потребностей - это закон развития общества, выражающий рост и совершенствование его потребностей с развитием производительных сил и культуры.
В ходе развития общества растут и видоизменяются потребности его членов. Некоторые потребности исчезают, возникают новые, в результате чего круг потребностей расширяется. Одновременно происходят качественные изменения в самой структуре потребностей. Возрастает доля интеллектуальных и социальных потребностей, физические потребности всё более "облагораживаются" в том смысле, что в их возникновении и в определении способа их удовлетворения всё большую роль играют социально-культурные факторы. Закон возвышения потребностей действует и проявляется как объективный лишь по отношению к общественной системе потребностей, в том числе к совокупности личных потребностей всех членов общества, но не каждого отдельного его члена. Для того чтобы выявить существенные количественные и качественные сдвиги в соотношении различных потребностей, необходимо рассматривать периоды в несколько десятков, а то и сотен лет. В.И. Ленин, говоря о законе возвышения потребностей в условиях капитализма, оперировал периодами в 50 и 100 лет. Современная научно-техническая революция ускорила темпы экономического развития, в связи с чем процесс возвышения потребностей отчётливо прослеживается и при анализе данных за более короткие периоды.
В экономической литературе выделяются три этапа развития потребностей в мировой экономике:
1) I этап (20-50-е годы ХХ в) - приоритетное развитие материально-вещественных потребностей;
2) II этап (50-80-е годы ХХ в) - переход к "экономике потребления", где набирают силу услуги;
3) III этап (80-е годы ХХ в. по настоящий период) - ориентация на расширение гуманитарных потребностей, создающих возможности для творческого, духовного развития личности, что выражается в изменении характера труда и возрастании доли свободного времен.
В общем, можно сказать, что в каждый данный момент индивиды и институты, составляющие общество, испытывают множество неудовлетворенных материальных потребностей. Некоторые из этих потребностей - пища, одежда, жилье - имеют общее из биологических потребностей человека. Однако другие возникают под влиянием сложившихся в обществе обычаев и привычек: специфические виды пищи, одежды, жилья, которые мы стремимся приобрести, часто предопределяются общей социальной и культурной средой нашего обитания. Потребности растут в количественном, но еще в большей степени в качественном отношении. С течением времени потребности изменяются и умножаются в результате появления новых изделий и под воздействием широкой рекламы и энергичного стимулирования сбыта.
Наконец, необходимо подчеркнуть, что конечная цель или задача всей экономической деятельности заключается в стремлении удовлетворить эти многообразные материальные потребности.
2 Ресурсы и их ограниченность
в обществе
2.1 Ресурсы: понятие и их свойства
Под экономическими ресурсами понимают все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг [5, с. 39].
В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ [10, с. 41]. Поэтому нередко их называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. В свою очередь, все остальные блага, называют потребительскими благами.
В экономической литературе принято выделять следующие виды экономических ресурсов [10, с. 41]:
- природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные, биологические, климатические и рекреационные, минеральные ресурсы, солнечная энергия, энергия приливов и отливов, внутреннее тепло);
Природные ресурсы делятся на:
Исчерпаемые, в свою очередь делятся на:
- трудовые ресурсы (люди с их
способностью производить
- капитал (в форме денег и ценных бумаг, то есть финансовый капитал, или средств производства, то есть реальный капитал);
- предпринимательские
- знания, информация, необходимые для хозяйственной жизни (вырабатываются, прежде всего, наукой и распространяются, главным образом, через образование).
Еще Аристотель, а вслед и средневековые мыслители считали труд одним из основных экономических ресурсов. Подобный подход разделяла и первая экономическая школа в мире – меркантилизм. Школа физиократов особое значение предписывала земле как определенному экономическому ресурсу. Адам Смит рассматривал такие экономические ресурсы, как труд, земля и капитал. Однако, еще более четко теорию трех факторов производства сформулировал французский экономист Жан Бати Сэй. Английский экономист Альфред Маршалл предложил добавить четвертый фактор – предпринимательские способности (называя их термином «организация»). В современном мире в экономически развитых странах в качестве факторов экономического роста на первое место вышли предпринимательство и особенно знания.
Таким образом, можно сделать ряд следующих выводов.
Значимость отдельных видов ресурсов изменялась по мере перехода от доиндустриальной к индустриальной, а от нее к постиндустриальной технологии. В доиндустриальном обществе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальным – материальным, в постиндустриальном – информационным и интеллектуальным ресурсам. Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому типу производства, поэтому они получили название «базовых»; возникшие на «рыночной» ступени финансовые ресурсы стали называться «производными».
В жизни мы часто сталкиваемся с тем обстоятельством, что экономические ресурсы ограничены, также необходимо отметить и то обстоятельство, что экономические потребности безграничны.
Это сочетание двух типичных для хозяйственной жизни ситуаций – безграничность потребностей и ограниченность ресурсов образует основу или фундамент всей экономической теории. В сущность это наука «изучающая каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что, как, и для кого производить», или говоря по другому, она «исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека»[10, с. 42].
Однако свести только к этому положения экономической теории, на наш взгляд, нельзя. Тем не менее, данное противоречие, безграничность экономических потребностей и ограниченность экономических ресурсов образует ту ось, вокруг которой вращается хозяйственная жизнь, и стержень экономики как науки. Домохозяйству, фирме, всей национальной экономике приходиться постоянно делать выбор, на покупку или на производство каких благ следует потратить свои ресурсы, которые почти всегда ограничены.
Ресурсы взаимопереплетены [10, с. 42].
Например, такой экономический ресурс, как знания, используется, когда стремятся потребить природные ресурсы, как знания, используется, когда стремятся потребить природные ресурсы более рационально на основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементов такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит, прежде всего, от полученных ими в ходе образования знаний.
Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, то есть реального капитала. Наконец, они, особенно управленческие знания, позволяют предпринимателям организовать производство товаров и услуг наиболее рационально.
Экономические ресурсы мобильны, то есть подвижны, так как могут перемещаться в пространстве, как внутри страны, так и между странами, хотя степень их мобильности различна.
Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность многих из которых близка к нулю, например, землю труднее всего переместить из одного места в другое, хотя и возможно. Более подвижны трудовые ресурсы, что наглядно иллюстрируется наличие внутренней и внешней миграции рабочей силы в заметных размерах. Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или капиталом, так как это связано с тем, что носителями предпринимательских способностей являются или наемные управляющие, или владельцы капитала [10, с. 43]. Наиболее мобильны два последних ресурса – капитал, особенно денежный, и знания.
Переплетение ресурсов и их мобильность отчасти отражают их другое свойство – взаимозаменяемость или альтернативность. Если фермеру необходимо расширить производство зерна, то он может это сделать следующими способами, как расширить посевные площади (использовать дополнительные природные ресурсы), или нанять дополнительных работников (увеличить использование труда), или расширить свой парк техники и инвентаря (увеличить свой капитал), или улучшить организацию труда на ферме (шире использовать свои предпринимательские способности), или, наконец, использовать новые виды семян (применить новые знания). У фермера есть подобный выбор потому, что экономические ресурсы взаимозаменяемы или альтернативны.
Обычно эта взаимозаменяемость не бывает полной. Например, человеческие ресурсы не могут полностью заменить капитал, иначе работники останутся без оборудования и инвентаря. Экономические ресурсы заменяют друг друга вначале легко, а потом все труднее. Так, при неизменном числе тракторов можно увеличить число работников на ферме, обязав работать их в две смены. Однако нанять еще работников и организовать систематическую работу в три смены будет очень сложно, разве, что резко увеличив им заработную плату.
Предприниматель, или организатор производства постоянно встречает и использует указанные свойств экономических ресурсов. Ведь в условиях ограниченности этих ресурсов он вынужден отыскивать наиболее рациональную их комбинацию, используя взаимозаменяемость. Поиск этой комбинации называют размещением или аллокацией природных ресурсов.
Иллюстрацией к переплетению и альтернативности экономических ресурсов может быть простая, основанная только на двух производственных факторах модель Кобба–Дугласа, так как названа по имени двух американских экономистов. Она выглядит следующим образом:
Q =AKαLβ,
где Q – объем производства; К – размер капитала; L – затраты труда (в стоимостном выражении); α и β – показатели эластичности производства Q по отношению соответственно к капиталу и труду (они показывают, на сколько процентов должны увеличиться Q, если или К или L возрастает один процент); А – функция. Например, равенство Q=L0,73K0,27 означает, что доля труда в совокупном продукте составляет 73%, а доля капитала – 27%.
В рыночной экономике каждый из экономических ресурсов представляет собой большой ресурсный рынок – рынок труда, рынок капитала, состоящий, в свою очередь, из множества рынков конкретного ресурса.
Например, рынок труда состоит из рынков работников разных специальностей – инженеров, бухгалтеров, экономистов.
Таким образом, можно сделать ряд следующих выводов.
«Экономика» вырастает из «производства», которое образует материальную основу экономики. Источники любого производства – это ресурсы, которыми располагает общество.
Ресурсы производства – это совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей. Основными свойствами ресурсов производства является ограниченность ресурсов, переплетение, мобильность и взаимозаменяемость экономических ресурсов.
2.2 Ограниченность ресурсов
С экономической точки зрения, запасы ограниченность ресурсов распадаются на текущие резервы (запасы); потенциальные резервы (запасы); ресурсный дар (случайно выделенные запасы).
Текущие запасы определяются как известные ресурсы, которые могут добываться при текущих ценах. Их величина может выражаться конкретным числом.
Потенциальные запасы определяются скорее как функция, чем число. Наличные потенциальные ресурсы зависят от цены, которую люди готовы заплатить за них, - чем выше цена, тем больше потенциальных ресурсов.
Ресурсный дар – это случайные природные ресурсы, находящееся в земле. Денежной оценки этих ресурсов природы нет; это скорее геологическая, чем экономическая концепция.
Каждый вид ресурсов имеет определенную характеристику. Первой из таких характеристик является их ограниченность и возможность повторного использования. Интерес к природно-ресурсному дефициту не нов.
Ограниченные невозобновимые ресурсы – это ресурсы, темпы, восстановления которых так низки, что не представляют интереса в перспективе. Ограниченные энергоресурсы, такие, как уголь, нефть, газ, уран относятся к исчерпаемым, невосстанавливаемым энергетическим ресурсам: однажды сгорев, и превратившись в тепловую энергию, рассеянную в атмосфере, они становятся невосстановимыми. Энергия заслуживает особого внимания как один из важнейших ресурсов: без нее жизнь прекратится.
Информация о работе Проблемы взаимодействия потребностей и ресурсов на современном этапе