Проблемы внешней торговли Германии и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Германию по праву называют одним из "локомотивов" мировой экономики. По уровню экономического развития, величине экономического потенциала, доле в мировом производстве, степени вовлеченности в международное разделение труда и другим важнейшим критериям она относится к числу наиболее высокоразвитых государств мира, входит в так называемую Большую семерку. Внешняя торговля Германии оказывает огромное влияние на международную экономику, что доказывает актуальность выбранной темы.
Предметом исследования являются проблемы внешней торговли страны.
Объектом – внешняя торговля Германии.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 105.81 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2.3. Совокупный внешнеторговый оборот ФРГ, географическая структура Источник: Федеральное статистическое ведомство Германии и Германский федеральный банк.

Лидером во внешней торговле Германии является Европа: она занимает первые места по всем показателям, причем с большим отрывом (68,7% оборота, 68,0% экспорта, 69,5% импорта, 57,1% совокупного профицита в 2012 году). Главный европейский партнер – Евросоюз, а в рамках ЕС – еврозона (соответствующие наборы индикаторов выглядят следующим образом: для ЕС – 56,1%, 56,0%, 56,2%, 54,3% совокупного профицита, для еврозоны – 38,2%, 37,5%, 39,1%, 26,3% совокупного профицита).

Заметные роли в германской торговле играют также Азия и Америка. Их доли в 2012 году составили соответственно (по обороту и импорту приведены оценки в связи с отсутствием точных данных): в обороте – около 16% и 12%, в экспорте – 16,0% и 12,8%, в импорте – около 17% и 10%, в совокупном профиците – 8,5% и 30,1%. Главные партнеры на этих континентах – Китай в Азии, США в Америке. Соответствующие характеристики указанных стран в 2012 году таковы (по китайским индикаторам оборота и импорта даны оценки): около 6% и 7,9% по обороту; 5,7% и 8,7% по экспорту; около 7% и 7,0% по импорту; около 300% дефицита и 21,1% профицита.

В 2008-2012 годах торговля с Азией и Америкой росла темпами выше средних, а с Европой – темпами ниже средних. В отчетном 2012 году повышенные темпы роста оказались только у Америки. В результате за последние пять лет роли Америки и Азии усилились за счет ослабления роли Европы, причем значение Америки поднялось почти исключительно за счет скачка, совершенного в 2012 году, а значение Азии – напротив, вследствие ускоренного роста в 2008-

2011 годах.

Положительное внешнеторговое сальдо для Германии генерируется главным образом в Европе, на которую приходится около 72,2% совокупного профицита за последние пять лет, в т.ч. на Евросоюз – 70,1%, на еврозону – 41,8%. Другой его существенный источник – Америка (21,0%, в т.ч. США – 15,1%). Отрицательное сальдо для Германии формируется почти исключительно в Азии (87,1% совокупного дефицита за последние пять лет). Следует отметить, что профицит с США и дефицит с Китаем и Японией примерно уравновешивают друг друга (114,7 и 123,9 млрд. евро в 2008-2012 годах соответственно).

 Главные страны-партнеры ФРГ (товарооборот) представлены в приложении 3.

Согласно данным Федерального статистического ведомства, 2012 г. стал отличным годом для германского экспорта. Рекорд, который был установлен в ФРГ по итогам 2011г., когда впервые ее экспорт превысил 1 трлн. евро, германские компании смогли повторить уже в ноябре 2012 г. Теперь специалисты из Федерального объединения немецкой внешней и оптовой торговли (“BGA”) вновь ожидают исторического максимума. По их прогнозам, экспорт вырастет на 4 % и составит 1,1 трлн. евро.

При этом намечается падение этого показателя по итогам ноября 2013, когда из ФРГ было вывезено на 3,4% меньше товаров на фоне рецессии в еврозоне и слабой мировой конъюнкты. Наилучшие данные по сравнению с октябрем 2012 г. показал экспорт в страны, не входящие в ЕС (он вырос на 5,6%), а наихудшие – в государства Еврозоны (минус – 5,7%). Такое сокращение являлось рекордным за предыдущие 13 месяцев. “4 квартал 2012 г. был тяжелым как для Германии, так и для ее рынков сбыта”, - признал экономист гамбургского “Berenberg Bank” К. Шульц.

Общий объем экспорта ФРГ в ноябре оценивался в 94,1 млрд. евро. Объем импорта понизился в месячном исчислении на 3,7% - до 77,1 млрд. евро, а положительное сальдо торгового баланса, таким образом, составило 17 млрд. евро. Основные статьи германского экспорта – автомобили, станки, бытовая техника, продукция химической и легкой промышленности. В целом конъюнктурные ожидания в ФРГ на фоне других стран Еврозоны позитивные.10

2.2. Регулирование внешней торговли страны

Государственное регулирование внешнеторговых отношений, связано с реализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров). Тарифные методы направлены на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.

Таможенная пошлина - разновидность акцизного налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через государственную границу. Там пошлина выполняет три основные функции: фискальную - пополнение госбюджета;  протекционистскую - защита отечественных производителей; регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.

Таможенные пошлины базируются на таможенных тарифах, которые представляют собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф). Таможенный тариф РФ систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН -ВЭД), базирующейся на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), действующей на основе международной Конвенции с 1988 года.

Таможенный тариф - важный инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с внешним рынком.

В условиях либерализации европейского внутреннего рынка и его расширения внешнеторговый режим Германии направлен на обеспечение защиты отечественных товаропроизводителей и экспортеров, сохранение старых и освоение новых рынков за пределами ЕС, создание благоприятных условий деятельности на германском рынке хозяйствующих субъектов из стран-партнеров по ЕС.

Важную роль в функционировании германского внутреннего рынка играет созданный государствами-членами ЕС таможенный союз, который характеризует наличие общей таможенной территории, единого таможенного тарифа, унифицированных правил таможенного оформления и единого подхода к регулированию таможенных вопросов.

Единый таможенный тариф является одной из наиболее важных составляющих таможенного союза ЕС, доходы от единого таможенного тарифа поступают не государствам-членам, а напрямую Сообществу, являясь одним из важных источников бюджета ЕС. Он утверждается Европейской Комиссией и публикуется на её сайте. В течение 2012 года на единой таможенной территории Европейского Союза действовали таможенные ставки в соответствии с утвержденными 24 октября 2011 года предписаниями Европейской Комиссии.

Таможенное регулирование отдельных вопросов, непосредственно действующее в Германии не на основании постановлений стран ЕС (в первую очередь применительно к товарам, подпадающим под Договор об образовании Европейского объединения угля и стали), основано на национальном тарифном регулировании. Установленные в тарифе пошлины применяются только при импорте товаров из третьих стран. При перемещении товаров в свободном обращении из других стран Европейского Союза таможенные пошлины не взимаются.

Роль главного инструмента в таможенной политике Германии принадлежит Таможенному тарифу, который основывается на международном соглашении о Гармонизированной системе кодирования и описания товаров, содержащей товарные обозначения с кодами и таможенными ставками.

В соответствии с таможенной политикой Евросоюза, ФРГ и другие страны ЕС относится к числу стран, применяющих в основном (95% всех ставок Таможенного тарифа) адвалорные пошлины, начисляемые в процентах к таможенной стоимости, облагаемых товаров. Только в незначительном числе случаев применяются специфические виды ставок таможенных пошлин, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров (масса, объем).

Товары, которые ввозятся в Германию из-за пределов ЕС, должны проходить соответствующие таможенные процедуры. Импортные товары должны сопровождаться таможенной декларацией, представленной в письменном виде, а также счет-фактурой в двух экземплярах. Чтобы пройти таможенную очистку в Германии, все заявления должны быть поданы в электронном виде германским импортером и/или уполномоченным оператором с использованием системы таможенного администрирования «Атлас» (German Customs Administration's ATLAS System).

Концепция единого европейского рынка по существу означает, что товары, услуги, люди и капиталы могут свободно перемещаться внутри этого рынка. В результате, импортные товары, продаваемые в Германии, освобождаются от таможенных пошлин и процедур, если выполняются следующие условия:

  • товары произведены в государстве-члене Европейского Союза, или

  • товары были ранее импортированы в другую страну ЕС, прежде чем попасть в Германию.

И наоборот, товары, происходящие или ранее импортированные Германией, освобождаются от таможенных платежей во всех 27 государствах-членах ЕС, а также в рамках таможенного союза с ЕС (Андорра, Сан-Марино и Турция).11

Страны ЕС, в том числе Германия, имеют большое число соглашений о преференциальной торговле. В результате, импорт из таких стран пользуются преимуществами, связанными со снижением расходов на таможенные формальности при выходе на Европейский (германский) рынок.

К таким странам относятся:

  • страны ЕАСТ (Исландия, Норвегия, Лихтенштейн, Швейцария);

  • страны Таможенного союза с ЕС (Андорра, Сан-Марино, Турция);

  • страны ACP (48 африканских, 16 стран Карибского бассейна и 15 Тихоокеанского региона);

  • 20 стран и территорий, входящих в Overseas Countries and Territories (OCT);

  • страны панъевропейского Средиземноморья (ЕС, ЕАСТ, Турция, Фарерские острова и 9 стран Средиземноморья);

  • 27 наименее развитых стран в рамках Всеобщей системы преференций;

  • балканские страны (Албания, Босния и Герцеговина, Хорватия, Македония, Сербия и Черногория);

  • ЮАР, Мексика, Чили, Фарерские острова, Сеута и Мелилья.

Таможенными пошлинами не облагаются оружие и другое военное оборудование стран-членов НАТО, ввозимое на территорию Германии или следующее через её территорию в целях исполнения международных договоров, заключенных в рамках Альянса.

С 1 января 2011 года в полном объеме действуют требования европейского законодательства об обязательном предварительном предоставлении в электронном виде в таможенные органы стран, входящих в ЕС, предварительной информации (так называемые «данные безопасности») обо всех экспортно-импортных товарах, перемещаемых через границу Сообщества в рамках коммерческих поставок.12 

Нетарифные барьеры - ограничения внешней торговли, не связанные с применением таможенных пошлин. Существуют различные подходы к классификации нетарифных барьеров. Среди международных организаций выделяются классификации ЮНКТАД и ООН.

В наиболее общем виде среди нетарифных методов можно выделить следующие группы: меры прямого ограничения, связанные с количественным контролем, включающие следующие инструменты: квотирование, контингентирование, лицензирование, соглашения о добровольных ограничениях экспорта, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины и сборы; 
меры косвенного ограничения, носящие неколичественный характер, среди которых можно выделить два способа (направления) воздействия:совокупность мер не направленных непосредственно на какие-либо ограничения 
внешнеторговых отношений, но само их наличие и действие фактически приводит к этому: 

а) наличие определенных стандартов (технических, включая стандарты качества, санитарных и ветеринарных норм, требования к упаковке, маркировке, доставке); 
      б) введение дополнительных таможенных или иных административных формальностей; отсутствие возможностей применения национального режима к иностранным фирмам и предпринимателям (различные тарифы при оплате грузовых и пассажирских потоков, разрешение на перемещение грузов иностранцами только через определенные порты и железнодорожные станции и т.д.) совокупность финансовых мер, регулирующих импортно-экспортные потоки: 

а) специальные правила импортных платежей

б) множественные валютные курсы

в) ограничения на накопление иностранной валюты

г) импортные депозиты

д) отсрочки импортных платежей

е) субсидирование и кредитование экспорта.

Особое место в ряду нетарифных методов занимают паратарифные барьеры. Паратарифные барьеры - разновидность нетарифных барьеров, которые увеличивают стоимость импортируемого товара сверх таможенной пошлины (на определенный процент или на определенную величину на единицу товара) к данной категории торговых барьеров относятся: внутренние налоги и сборы, которыми облагаются импортируемые товары (в РФ налог на добавленную стоимость)различные таможенные сборы, не имеющие внутреннего аналога (в том числе сборы за таможенное оформление, хранение, таможенное сопровождение, а также регистрационный сбор на импортные транспортные средства и другие сборы), специальные налоги, добавочные пошлины, вводимые в целях улучшения финансового положения государства или защиты национального производства декретированная таможенная оценка - установление таможенной стоимости определенных товаров, применяемой для исчисления таможенных пошлин и сборов, в административном порядке.13

Всемирная торговая организация (ВТО) стремится максимально ограничить использование нетарифных барьеров в мировой торговле. В соответствии со ст.111 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) налогообложение импортных товаров должно осуществляться на условиях национального режима. Согласно ст. XIII ГАТТ, правила таможенного оформления не должны затруднять внешнюю торговлю. К 2000 г. страны-члены ВТО планируют отказаться от добровольных экспортных ограничений, к 2005 - прекратить квотирование торговли текстилем. Сохранившиеся количественные ограничения на торговлю (в первую очередь сельскохозяйственными товарами) подвергнуты тарификации, т.е. пересчету в тарифные эквивалент.

В развитых странах ряд видов квотируемой продукции облагается сравнительно низкими пошлинами, а к продукции, ввозимой сверх этих квот, применяются – консолидированные тарифы, представляющие собой ставку тарифа плюс тарифицированные нетарифные ограничения.

Информация о работе Проблемы внешней торговли Германии и пути их решения