Проблемы воспроизводства в сельском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 00:39, реферат

Краткое описание

Сельское хозяйство как отрасль материального производства имеет ряд особенностей природно-экономического, экономического и социально-экономического характера. В аграрном производстве экономический процесс воспроизводства независимо от его общественного характера всегда переплетается с естественным. Поэтому рациональное управление в этой отрасли требует знаний и умелого использования не только экономических законов, но и законов природы. Тесная взаимосвязь экономических процессов с естественными обусловливает значительное влияние последних на результаты хозяйственной деятельности, что влияет на темпы воспроизводства.

Содержание

1. Сельскохозяйственное производство как особая сфера приложения труда и капитала
2. Земельная рента
3. Агропромышленный комплекс
4. Особенности перехода к рыночным отношениям в аграрном секторе Украины
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы воспроизводства в сельском хозяйстве.docx

— 65.49 Кб (Скачать файл)

Исключением стали 920 хозяйств (307 в Ивано-Франковской и 613 во Львовской  областях), в которых приватизация имущества и земли проводилась  согласно региональным планам, не предусматривающим  передачу земель в коллективную собственность.

С целью обеспечения реализации государственной аграрной политики, ускорения реформирования и развития аграрного сектора экономики  Украины на основе частной собственности 3 декабря 1999 г. принят Указ Президента Украины "О неотложных мерах относительно ускорения реформирования аграрного  сектора экономики". В Указе  предусмотрено осуществить организационные  мероприятия, касающиеся реформирования коллективных сельскохозяйственных предприятий  на основе частной собственности  на землю и имущество путем  выхода всех членов коллективных сельскохозяйственных предприятий из них со своими земельными участками (паями) и имущественными паями и созданием на их основе частных (частно-арендных) предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных  обществ, сельскохозяйственных кооперативов, других субъектов хозяйствования, базирующихся на частной собственности.

Из 10 551 коллективных сельскохозяйственных предприятий, которые подлежали  реорганизации, по состоянию на апрель 2000 г. реформировано 10 521 КСП, на базе которых  создано 11 169 новых хозяйственных  формирований. В основном крестьяне  объединяются в хозяйственные общества — 5020 предприятий (45% от количества бывших КСП) и сельскохозяйственные кооперативы  — 2762 (25%), а также создают частные  предприятия — 2444 (22%), фермерские хозяйства  — 711 (6%).

В процессе реформирования существенно  распространились арендные отношения  на земельные паи. Из 6,2 млн владельцев земельных сертификатов около 4,1 млн. лиц, или 2/3 общего количества, отдали свои земельные сертификаты в аренду. Согласно действующему законодательству Украины они должны получать арендную плату, которая должна составлять не меньше 1% стоимости арендованной земли. В соответствии с методикой денежной оценки земель сельскохозяйственного  назначения цена 1 га составляет около 16 тыс. грн., а средняя арендная плата  по Украине составляет 80 грн. за 1 га.

Проводится разгосударствление совхозов, государственных перерабатывающих и сервисных предприятий, превращение  их в коллективные хозяйства. Это  привело к ускорению процесса преобразования производственных отношений  на предприятиях перерабатывающей промышленности, сервисных, торговых и других предприятиях агропромышленного комплекса.

Решение проблемы приватизации в агропромышленном производстве требует  сосредоточить внимание на направлениях развития послеприватизационных процессов, переходе к формированию современного собственника сельскохозяйственного  производства. Возникает также вопрос о создании мощной инфраструктуры поддержки  хозяйственных формирований рыночного  типа, прежде всего на фермерской и  кооперативной основе.

Особое значение в нынешней социально-экономической ситуации приобретает проблема обеспечения  паритетности цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию в процессе межотраслевого обмена. Механизм обеспечения  паритетности должен осуществляться, с точки зрения экономической  науки и хозяйственной практики, на основе нормы прибыли, т. е. отношения  полученной прибыли к стоимости  капитала, включая стоимость земли. Этот показатель должен быть основным экономическим регулятором рыночных отношений. Вследствие того что норма  прибыли не принимается во внимание, а стоимость земли в производстве сельскохозяйственной продукции не учитывается, село не получает огромные надлежащие ему средства. Если через  ценовой механизм не будут обеспечены равные условия для развития аграрного  производства с другими отраслями, то на село не пойдет капитал и Украина  не сможет реформировать свою экономику  и обеспечить ей социально ориентированный  характер. Кроме того, без привлечения  земли в кругооборот капитала как одной из важнейших его  составных частей невозможно обеспечить паритет при обмене сельскохозяйственной и промышленной продукции. Только с  учетом стоимости земли будет  создана возможность устанавливать  обоснованные цены на сельскохозяйственную продукцию.

Для осуществления земельной  реформы принят целый ряд законодательных  актов и указов Президента Украины. Вместе с тем для успешного  завершения аграрной реформы необходимо принять еще ряд законодательных  и нормативных актов, касающихся рыночных преобразований, в частности  по созданию и функционированию первичного и вторичного рынка земли, по ипотечному кредитованию, по деятельности аграрных бирж и формированию оптовых рынков, по ценовой политике в аграрном секторе, по созданию системы страхования  и гарантий и т. д.

Существуют специфические  негативные факторы, которые тормозят эффективное реформирование земельных  отношений. К этим факторам можно  отнести следующие: кризис правовой сознательности у определенной части  общества; широкое распространение  правового нигилизма", спонтанность проведения аграрной реформы; нестабильность законодательства, которая проявляется  в поспешности при создании правовых актов, частых изменениях их содержания. Так, в соответствии с изменениями  и дополнениями к Закону Украины "О плате за землю" средняя  ставка земельного налога увеличивалась  ежегодно: в 1993 г. — в 30 раз; в 1994 г. — в 5 раз; в 1995 г. — в 20 раз; в 1997 г. — еще в 1,8 раза. За годы земельной реформы формы собственности на землю менялись четыре раза.

В современных условиях коренной ломки сложившихся организационно-экономических  форм и собственности в сельском хозяйстве, а также в других отраслях, непосредственно с ним связанных, особую роль играет придерживание эволюционных средств и способов. Использование  командно-административных методов  как почти единственных ведет  к последующему социальному напряжению. Тем более, что для Украины, как  отмечено в ст. 14 Конституции, "земля  является национальным богатством, находящимся  под особой охраной государства". Насущным для народа Украины является сохранение собственности на сельскохозяйственные земли в руках производителей сельхозпродукции, тружеников полей, что  обеспечит обработку земель и  надлежащий уровень производства для  удовлетворения внутренних потребностей и экспорта.

Для успешного проведения земельной реформы важным является также использование мирового опыта. В странах с развитой социально  ориентированной экономикой каждый предприниматель выискивает свою нишу хозяйственной деятельности, которая  бы удачно вписывалась в общий  бизнес. В современных условиях формирования АПК альтернативными сегментами деятельности сельскохозяйственных коллективных предприятии могут быть такие, которые  дополняют основное производство, сложившееся  в них ранее: переработка сельскохозяйственной продукции, материально-техническое  снабжение, реализация продукции, производство строительных материалов и т. п. Подобная система организации основного  производства и вспомогательных  производств, в том числе через  специализацию и кооперирование в системе АПК, как коллективных, так и фермерских хозяйств, безусловно, устраняет многие противоречия, возникающие  между отдельными субъектами в аграрном секторе экономики. При этом рыночная экономика раскрывает широкие возможности  для развития предпринимательства. Однако было бы неправомерным сводить  его к малому и среднему бизнесу. Целесообразно использовать коллективные сельскохозяйственные предприятия, предоставив  им возможность реформироваться  в условиях демократической рыночной экономики, при широкой хозяйственной  автономии и надлежащих конкурентных механизмах между различными экономическими укладами.

Важное значение для предпринимателя  имеют возможность самостоятельно выбирать специализацию (с учетом условий  хозяйствования), определять перспективу  и эффективную структуру посевных площадей и производства в целом, включая развитие подсобных предприятий  и обслуживающих цехов, а также  право распоряжаться изготовленным  продуктом, свобода выбора партнера, договорных взаимоотношений с субъектами рынка, свободный выбор форм организации  и оплаты труда. Без этого ни частная, ни коллективная собственность не сделают  крестьянина полноценным хозяином. Практика развитых стран (Японии, США, Германии) свидетельствует, что успех  в хозяйственной деятельности обеспечивает не форма собственности, а предприниматель, которого побуждает к качественному  труду конкурент.

Хозяином фермера делает не собственность сама по себе, а  его экономическое положение  свободного товаропроизводителя, который  самостоятельно принимает управленческие решения и является полным собственником  продукции, следовательно, и дохода. Поэтому для формирования чувства  хозяина главное и определяющее значение имеет единство труда и  собственности на результаты труда.

Основной текущей задачей  аграрной политики ныне является остановка  негативных процессов в этом секторе  экономики и обеспечение условий  для наращивания производства сырья  и производственных ресурсов. В связи  с этим на современном этапе проведения аграрной реформы особенно необходимо ее научное, правовое, методическое, финансовое и материально-техническое обеспечение. В этом — залог успеха реформы, поскольку альтернативы ей нет, реформа  должна осуществляться в интересах  крестьян и самими крестьянами.

Что касается продажи земельных  участков в стране в целом, включая  города, поселки и т. п., то продажа  их осуществляется предпринимателями, которые занимаются несельскохозяйственной деятельностью (под строения, сферу  обслуживания и т. п.).

 

Список литературы 

 

1.         Беляєв О.О. Економічна політика: Навч. посіб. – К.: КНЕУ, 2006. – 288 с.

2.         Базилевич В.Д. Політекономія. – К.: Знання-Пресс, 2007. – 719 с.

3.         Степура О.С. Політична економія: Навч. посіб. К.: Кондор, 2006;

4.         Економічна теорія: Підручник / за ред.. В.Н.Тарасевича. – К.: Центр навчальної літератури, 2006.

5. Башнянин ГЛ., Лазур П.Ю., Медведєв B.C. Політична економія. - К.: Ніка-Центр: Ельга, 2002.

6. Політекономія. Навчальний  посібник / За ред. Ніколенко Ю.В. - К.: Знання,2003.

 

 

 

еспечение воспроизводства в сельском хозяйстве  за счёт развития сельской кредитной  кооперации

Воспроизводство в  сельском хозяйстве подчиняется  общим экономическим законам, но вместе с тем имеет ряд особенностей, связанных с влиянием природных  факторов. Специфика сельского хозяйства  влияет и на кругооборот средств  на сельскохозяйственных предприятиях.  

 

Поэтому в условиях перехода к рыночным отношениям следует  в максимальной степени учитывать  особенности кругооборота средств  сельского хозяйства, а именно:

  1. Замедленную оборачиваемость на производственной стадии;
  2. Большой удельный вес внутреннего оборота готовой продукции;
  3. Необходимость создания в крупных размерах сезонных производственных запасов, что требует расхода значительной суммы средств;
  4. Постепенное и неравномерное нарастание затрат, которое в конце производственного цикла завершается возвратом средств в форме единовременной реализации полученной продукции;
  5. Влияние природно-климатических факторов на урожайность сельскохозяйственной продукции, что требует создания страховых резервов на случай убытков.

Зависимость результатов  деятельности сельскохозяйственных предприятий  от погодных условий и относительно медленная оборачиваемость средств  требуют для поддержания нормального воспроизводства более высокой оснащенности производства фондами и образования значительных страховых и резервных запасов, обеспечивающих непрерывность процесса производства. Большую роль в обеспечении оборота средств сельскохозяйственных предприятий играют взаимоотношения сельских товаропроизводителей с кредитно-финансовой системой, поскольку кредитование сезонной потребности в рыночных условиях становится ключевым моментом в бесперебойном обеспечении воспроизводственного процесса.

Однако на сегодня  при кредитовании банки отдают приоритет  промышленным и торговым организациям. В Челябинской области отраслевая структура выданных в 2001 г. кредитов представлена следующим образом: кредиты  промышленности - 53,4%; кредиты торговле - 27,7%; строительству - 3,5%; транспорту и  связи - 2,4%; сельскому хозяйству - 2,4%.

Реальное экономическое  положение сельских товаропроизводителей не позволяет считать их кредитоспособными. Степень риска краткосрочных  и долгосрочных вложений в сельском хозяйстве очень высока. Все это делает аграрное производство закрытой сферой для внешних инвестиций и плохо проницаемой для отечественных банковских структур. Однако работа в рыночных условиях без привлечения средств для покрытия сезонной потребности в финансовых ресурсах немыслима и неэффективна. Сегодня при системном кризисе в аграрном секторе необходим комплексный подход к проблемам формирования кредитных ресурсов и совершенствования кредитного процесса как совокупности норм и правил предоставления кредита. В России отсутствуют как эффективное регулирование и поддержка сельских товаропроизводителей, так и соответствующая переходному периоду кредитная политика. Тем не менее, отношения аграрных производителей с кредитно-финансовой системой являются одними из ключевых в формирующихся рыночных условиях.

Совершенствование кредитно-финансовой системы на селе возможно за счет развития кооперативных кредитно-финансовых учреждений, а именно сельских кредитных кооперативов. Кооперативные кредитно-финансовые учреждения занимают определенную экономическую нишу, позволяя сгладить существующие проблемы в кредитно-финансовом обслуживании сельскохозяйственных товаропроизводителей. Положительный опыт функционирования кредитной кооперации в развитых странах свидетельствует о ее адекватности рыночным отношениям. В мире она повсеместно используется для развития аграрного сектора, специализируется на обслуживании мелких и средних субъектов хозяйствования, мобилизуя временно свободные денежные средства населения. Подобная кооперация способна успешно обеспечивать возврат кредита вследствие лучшего знания производственных возможностей своей клиентуры, выступать гарантом для сельскохозяйственных производителей и в конечном итоге повышать эффективность использования кредита, взаимную заинтересованность в работе.

Вопросами финансирования сельского хозяйства посредством  развития кредитных кооперативов в  начале ХХ в. занимались представители  организационно-производственной школы: А.В. Чаянов, Н.П. Маслов, А.Н. Челинцев и др.

Вопросы кредитной  кооперации освещены также в трудах других теоретиков крестьянской кооперации - С.Л.Маслова, М.Л.Хейсина, М.И.Туган-Барановского, В.Ф.Тотомианца.

Информация о работе Проблемы воспроизводства в сельском хозяйстве