Проблемы глобализации в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Процесс глобализации носит объективный характер, являясь неизбежным результатом развития мировой экономики, усиления мирохозяйственных связей. Однако возможны различные альтернативные модели глобализации. Последние в свою очередь тесно связаны с геополитической структурой мира. Переход к империалистической стадии развития капитализма в западных странах сопровождался все большим подчинением государства в первую очередь интересам монополистического капитала этих стран, в том числе поддержке экспансии последнего на мировом рынке.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность глобализации, ее влияние на мировое сообщество
5
1.1. Сущность, природа, критерии
1.2. Стимулы процессов глобализации 5
9
Глава 2. Глобальные проблемы человечества и пути их решения
2.1. Экономическая глобализация и кризис мирового хозяйственного порядка
2.2. Деятельность международных финансовых организаций по преодолению экономической отсталости в развивающихся странах
Глава 3. Новые тенденции в развитии мировой экономики 24
3.1. Место России в мировой экономики и ее участие в интеграционных процессах
24
Заключение 30
Список используемой литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы глобализации в мировой экономике.docx

— 89.37 Кб (Скачать файл)

Шанхайская Организация Сотрудничества, ШОС – субрегиональная международная организация, в которую входят 6 государств – Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Общая территория входящих в ШОС государств составляет 61% территории Евразии, ее совокупный демографический потенциал – четвертую часть населения земли, а экономический потенциал включает в себя самую мощную после США китайскую экономику. Официальные рабочие языки – русский и китайский. Штаб-квартира в Пекине.

Пессимистично настроенные эксперты отмечают в качестве двух наиболее очевидных проблем ШОС слишком большие расхождения интересов между ее членами и неопределенность в вопросе о ее статусе из-за дублирования многих функций ШОС Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят четыре из шести членов ШОС. К тому же Казахстан, Узбекистан и Киргизия пока не ратифицировали хартию ШОС, принятую в 2002. Это тормозит регистрацию ШОС в ООН и, как следствие, международное признание ее субъектности. Вместе с тем, такие страны как Иран, Монголия, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, США и региональные организации в лице АСЕАН и ЕС проявляют интерес к сотрудничеству.20

Вопрос о внешнеполитической ориентации стран-участниц остается одним из ключевых при оценке перспектив развития этой организации. Аналитики отмечают, что такие инициативы, как проект транспортного коридора от Шанхая до Санкт-Петербурга – прообраза возрожденного «Великого шелкового пути» – был принят ШОС как альтернативный после того, как ЕС и США поддержали проект транспортного коридора из Европы в Азию ТРАСЕКА (TRACECA, Transport Corridor Europe Caucasus Asia).

Дальнейшему усилению роли ШОС могут  способствовать следующие меры:

1. Вступление Индии. Подключение такого крупного и авторитетного государства превратило бы ШОС в одну из наиболее влиятельных международных организаций. Удалось бы значительно стимулировать экономическую кооперацию за счет индийского потенциала, а также расширить вовлеченность Дели в политическое сотрудничество на восточном и северном направлениях.

2. Принятие Монголии, наряду с закрытием территориальной «бреши» в ШОС и стимулированием экономического сотрудничества за счет потенциала (в первую очередь ресурсного) этой страны, имело бы большой демонстрационный эффект, поскольку в настоящее время основным торговым партнером Монголии является США, что вполне характерно для посткоммунистической экономики азиатского государства.

3. Афганистан можно вовлечь в работу Шанхайской организации сотрудничества, предоставив ему статус наблюдателя и активизировав роль ШОС в борьбе с наркоторговлей и в усилиях по стабилизации положения в этой стране.

4. Значительная активизация экономического сотрудничества в рамках ШОС за счет государственного финансирования многосторонних проектов. Наилучшим вариантом было бы создание программы или фонда развития ШОС, которые бы финансировались из госбюджетов стран-членов.

5. Направление экономической активности Китая в рамках ШОС в более конструктивное русло, разъясняя преимущества широкого и комплексного подхода к экономическому сотрудничеству, который в большей степени отвечал бы общим интересам.

6. Учреждение на базе экспертного Форума Шанхайской организации сотрудничества, Международного института, призванного исследовать политическое и экономическое развитие региона охвата ШОС.21

Осуществление вышеуказанных мер  способствовало бы выходу Шанхайской организации сотрудничества на новый этап развития, поставило бы ее в ряд наиболее влиятельных международных институтов и способствовало бы продвижению российских интересов в Азии. Ассоциация Стран Юго-Восточной Азии, АСЕАН (Association of South East Nations, ASEAN) – региональная организация стран Юго-Восточной Азии. Образована в 1967. Включает 10 стран (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней (1984), Вьетнам (1995), Лаос (1997), Мьянма (1997), Камбоджа (1999)).

Основные цели АСЕАН:

– ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса стран Юго-Восточной Азии (ЮВА);

– укрепление мира и региональной стабильности;

– расширение активного сотрудничества и взаимопомощи в области экономики, культуры, науки, техники и подготовки кадров;

– развитие более эффективного сотрудничества в сфере промышленности и сельского  хозяйства;

– расширение взаимной торговли и  повышение жизненного уровня граждан стран-участниц;

– установление прочного и взаимовыгодного  сотрудничества с другими международными и региональными организациями.

В странах Ассоциации считают, что  Россия является, и будет оставаться великой евроазиатской державой, что региональная безопасность выиграет от вовлечения ее в важнейшие политические и мирохозяйственные процессы, идущие в АТР и ЮВА. По инициативе РФ в  документах Форума нашла место идея постепенного продвижения от налаживания  мер доверия через этап превентивной дипломатии к созданию системы региональной безопасности, охватывающей тихоокеанскую Азию.

С середины 1997 года начал действовать Совместный комитет сотрудничества АСЕАН – Россия, заседания которого периодически проходят в Москве или в одной из асеановской столиц. Создан и действует предусмотренный диалоговыми отношениями Фонд Россия – АСЕАН, занимающийся проблемами двустороннего экономического, торгового и научно-технического взаимодействия. В его деятельности участвуют представители как официальных, так деловых и академических кругов.

Успешно развиваются торговые связи  России со странами АСЕАН, лидирующих в системе двусторонних экономических отношении.

Заметное место в отношениях с такими странами АСЕАН, как Вьетнам, Индонезия, Малайзия занимает военно-техническое  сотрудничество. За счет военной техники  российского производства полностью  осуществляется модернизация стратегических ракетных войск, малайзийские ВВС оснащены самолетами российского производства.

Вполне благополучно складывается положение с финансовыми интересами России в странах АСЕАН. Индонезия досрочно рассчиталась по своему крупному долгу, восходившему к 1960-м годам. В 2000 подписано соглашение об урегулировании крупной задолженности Вьетнама. Реализуется аналогичная договоренность с Лаосом. Единственная проблема – задолженность Камбоджи, размеры которой, однако, относительно невелики.22

С учетом того, что государства  Юго-Восточной Азии в последнее  время все более наращивают торговые связи с Россией, причем особое внимание уделяется в первую очередь не сырьевой стороне экономики, а ВПК, можно предположить, что в ближайшем будущем Россия вступит в АСЕАН. Такое решение могло бы поспособствовать ещё более тесным контактам между государствами-членами АСЕАН и Россией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении хотелось бы отметить: не стоит рассматривать процесс  глобализации однобоко, говорить о  нем, только как об источнике многих бед и конфликтов внутри государств, но также, нельзя и восхвалять, подчеркивая  значимость его, как важного источника  новых возможностей. Глобализация требует  объединения усилий всех государств в решении назревших (рассмотренных в работе) проблем. В такой ситуации возрастает роль ООН и других международных организаций в разработке программ развития мира, но возможно и возникновение принципиально новых международных структур, способных решить эти проблемы. Глобализация нивелирует различия между внутренней и внешней политикой государства, заставляя политическую элиту более тщательно просчитывать выгоды и недостатки участия страны в глобальной политической и экономических системах. Глобализация предъявляет повышенные требования и к управленческим кадрам: знание языков, овладение компьютерными технологиями, информацией о быстро меняющейся ситуации на мировых рынках, готовностью к новациям и рискам.

К настоящему времени аналитическое  изучение процессов глобализации позволяет  выделить несколько принципиальных форм их проявления, на которые чаще всего обращают внимание исследователи и изучение которых дает возможность лучше понять суть феномена. Взаимосвязанность хозяйственной деятельности в настоящее время не только проявляется намного сильнее, чем раньше, но и охватывает практически все страны мира, становясь глобальной. Разумеется, в первую очередь речь идет о переплетении экономик промышленно развитых стран, но и остальной мир с разной скоростью и интенсивностью втягивается в общемировые процессы. Итак, роль ТНК в глобализационных процессах отнюдь не столь однозначна, ибо они обостряют противоречия между национальной и глобальной экономикой. Да к тому же нельзя упускать из виду и наличие взаимозависимости глобализации и ТНК.  Сегодня российские вложения в долларовую пирамиду втрое превышают объем денег, эмитированных Банком России для обслуживания потребностей народного хозяйства. Имея таким образом трехкратный запас прочности, рубль оказывается в этом смысле едва ли не самой устойчивой, хотя и остающейся неконвертируемой, валютой. Как уже отмечалось, Банк России, привязав эмиссию рублей к приобретению в свои международные валютные резервы долларов и отказавшись тем самым от проведения самостоятельной денежной политики, низвел нашу национальную валюту до разновидности долларового суррогата. Парадокс, однако, в том, что эта порочная монетарная политика дала некий «побочный» позитивный результат, как раз и состоящий в том, что рубль объективно превратился в валюту, наиболее обеспеченную резервами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества: Пер. с англ. – М.: Весь Мир, 2004. - 552 с.

2. Бельчук А.И. Будущее глобализации и межцивилизационные отношения.//Внешнеэкономический бюллетень. - 2010. - №7. 

3. Богомолов Б.А. Глобализация: некоторые подходы к осмыслению феномена.//Вестник Московского университета; серия 12: политические науки.  2010. - №3.

4. Зуев А.Г., Мясникова Л.А. Глобализация: аспекты, о которых мало говорят. //Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - №8.

5. Иванов Н. Глобализация и общество: проблемы управления//МЭ и МО. 2008. - №12.

9. Ковалев Е. Глобальная продовольственная проблема//МЭ и МО. - 2009. - №10.

10. Кузнецов В. Экологическая безопасность человека// Основы безопасности жизни. - 2011. - №1.

11. Либман А. Конкуренция юрисдикций и преодоление неэффективного равновесия в условиях глобализации. // Общество и экономика.  - 2010.  - №5-6.

12. Максимов Н. Прогноз роста населения Земли.//Знание-сила. - № 9-10. - 2009.

13. Медведев В.А. Глобализация экономики: тенденции и противоречия. // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - №2. 

14. Мовсеян  А., Огнивцев С. Транснациональный капитал и национальные государства.//МЭ и МО. - 2009. - №6.

15. Назаренко Н., Шмелев Г. Государственная политика в аграрной сфере//Вопросы экономики. - 2009. - №9.

16. Нухович Э.С., Смитиенко Б. М., Эскиндаров М. А. Мировая экономика на рубеже XX –XXI веков. – М.: Приоритет, 2005. - 522 с.

17. Обоснованный прогноз мирового развития//МЭ и МО. - 2007. - №11.

18. Семёнов К. А. Принципы развития международного разделения труда. – М.: Гуманитарное знание, 2007. - 380 с.

19. Соколинский В.М. Феномен глобализации: надежда и сомнения.//Финансовый бизнес. - 2010. -  №3.

20. Фаминский И.П. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России. – М.: Республика, 2006. - 484 с.

21. Эльянов А. Развивающиеся страны ассиметрия глобализации//Восток. - 2010. - №6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Иванов Н. Глобализация и общество: проблемы управления//МЭ и МО. 2008.  №12 С. 11 - 14.

2 Мовсеян А, Огнивцев С. Транснациональный капитал и национальные государства.//МЭ и МО. 2010. №6. С. 56-57.

3 Зуев А.Г., Мясникова Л.А. Глобализация: аспекты, о которых мало говорят. // Мировая экономика и международные отношения. 2009.  №8. С. 58-66.

4 Медведев В.А. Глобализация экономики: тенденции и противоречия. // Мировая экономика и международные отношения.  2010.  №2. С. 8-21.

5 Фаминский И.П. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России. – М.: Республика,  2004. С. 124.

6 Бельчук А.И. Будущее глобализации и межцивилизационные отношения. // Внешнеэкономический бюллетень. 2010. №7.  С. 16-29.

7 Максимов Н. Прогноз роста населения Земли.//Знание-сила.. 2009. № 9-10. С. 34-35.

8 Богомолов Б.А. Глобализация: некоторые подходы к осмыслению феномена. //  Вестник Московского университета; серия 12: политические науки.  2010.  №3. С. 109-111.

9 Либман А. Конкуренция юрисдикций и преодоление неэффективного равновесия в условиях глобализации. // Общество и экономика.  2010.   №5-6.  С. 265-270.

10 Назаренко Н., Шмелев Г. Государственная политика в аграрной сфере//Вопросы экономики. 2009. №9.

С. 77-82.

11 Зуев А.Г., Мясникова Л.А. Глобализация: аспекты, о которых мало говорят. // Мировая экономика и международные отношения.  2010.  №8. С. 58-71.

12 Кузнецов В. Экологическая безопасность человека// Основы безопасности жизни. 2011. №1. С. 41-43.

13  Соколинский В.М. Феномен глобализации: надежда и сомнения. // Финансовый бизнес. 2010. №3. С. 57-70.

14  Ковалев Е. Глобальная продовольственная проблема//МЭ и МО.  2009.   №10. С.26-34.

15  Эльянов А.Развивающиеся страны ассиметрия глобализации//Восток.  2010. №6. С.64-82.

16  Семёнов К. А. Принципы развития международного разделения труда. – М.: Гуманитарное знание, 2007. С. 339.

17  Обоснованный прогноз мирового развития//МЭ и МО. 2009. №11.  С. 107-110.

18   Нухович Э.С., Смитиенко Б. М., Эскиндаров М. А. Мировая экономика на рубеже XX –XXI веков. – М.: Приоритет, 2005. С. 402.

19  Фаминский И.П. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России. – М.: Республика,  2006. С. 124.

20  Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества: Пер. с англ. – М.: Весь Мир, 2004. С. 301.

21  Нухович Э.С., Смитиенко Б. М., Эскиндаров М. А. Мировая экономика на рубеже XX –XXI веков. – М.: Приоритет, 2005. С. 66.

22  Иванов Н. Глобализация и общество: проблемы управления//МЭ и МО. 2008.  №12. С.19-20.

 


Информация о работе Проблемы глобализации в мировой экономике