Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 16:26, реферат
Реформирования российского законодательства в сфере интеллектуальной собственности оказалось недостаточно для эффективного использования и производственного вовлечения результатов интеллектуальной деятельности, формирования качественного лицензионного рынка интеллектуальной собственности. Практика применения субъектами инновационной деятельности законодательных норм в области интеллектуальной собственности выявила ряд проблем и показала необходимость совершенствования не только патентно-лицензионного законодательства, но и механизмов государственного регулирования охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
Таким образом, как показывает опыт развитых стран, меры государственного регулирования должны быть направлены на поддержку и стимулирование экспорта высокотехнологичной продукции, с грамотным, но не чрезмерным контролем экспорта продукции двойного назначения и в сфере национальной безопасности и обороны.
Как отмечается специалистами, налоговая и таможенная политика в 2011-2013 годах будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, сокращение сроков амортизации нематериальных активов21, создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста на основе стимулирования инновационной активности с учетом поддержания сбалансированности бюджетной системы, развитию экспорта и импорта высокотехнологичной продукции, международному обмену коммерческими или научными образцами не только крупных промышленных предприятий, но и малых и средних предприятий, путем компенсации дорогостоящих затрат на охрану технологий, выхода и продвижения на международные рынки.
Экономический эффект от практического применения результатов интеллектуальной деятельности во многом зависит от качества и предусмотрительности стратегии охраны интеллектуальной собственности и стимулирования творческой деятельности изобретателей, инноваторов. Поэтому государство должно сосредоточиться на установлении законодательства по охране интеллектуальной собственности, учитывающего интересы как работодателя при одновременном недопущении монополии на рынке, так и изобретателя, в виде высокой компенсации за творческую и исследовательскую деятельность. На сегодняшний день работодатели часто избегают выплат авторам инноваций, обосновывая выплатами заработной платы, или предоставляют авторам незначительные единовременные выплаты при принятии решения о практическом внедрении результата интеллектуальной деятельности. Даже при получении коммерчески перспективных результатов интеллектуальной деятельности в рамках государственного контракта на выполнении НИОКР, работодатель часто не заинтересован патентовать их на имя предприятия, т.к. в таком случае предприятие должно оплачивать процедуру патентования, выплачивать авторские вознаграждения, а значит нести существенные дополнительные расходы. Получается, что чаще всего складывается ситуация, когда результат интеллектуальной деятельности не получает своевременную охрану и не коммерциализируется, ввиду незаинтересованности государственного заказчика и работодателя, а авторы не получают соответствующего вознаграждения, а значит теряют мотивацию к изобретательской деятельности. Даже в случае внедрения в производство некоего результата интеллектуальной деятельности после единовременной выплаты авторы отстраняются от процесса коммерциализации их технологии. Однако практическое внедрение и коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности нуждается в активном реагировании на требования и изменения рынка, корректировках и усовершенствованиях внедряемых технологий, поэтому очень важно обеспечить материальную и нематериальную заинтересованность авторов, как людей досконально знающих и понимающих все тонкости технологии, в их непрерывном сопровождении в процессе коммерциализации. Ресурсами обеспечения инновационного развития, прежде всего, являются высококвалифированные научно-технические кадры, поэтому в эпоху глобальной экономики и опасности тотальной «утечки мозгов» важно предоставить им достойный уровень жизни и работы в России и обеспечить наращивание научно-кадрового потенциала страны.
Таким образом, рассматривая проблемы в области охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, важно понимать, что для качественного преобразования российской экономики в инновационную экономику, главной целью для государства является создать условия и стимулы для более активного участия субъектов малого и среднего предпринимательства в создании и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. На региональном уровне, часто имеющем отраслевую специфику, главной целью должно стать технологичная модернизация существующих предприятий или создание высокотехнологичных производственных предприятий, основанная на балансе импортозамещения и покупкой действительно передовых зарубежных технологий. И на микроуровне – уровне предприятий – результатом решения проблем охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности должно стать увеличение прибыли за счет повышения производительности и увеличения объемов коммерческого оборота интеллектуальной собственности. При этом для достижения данных целей эффективнее было бы также разграничить задачи на три уровня:
Для оценки эффективности реализации мер по выполнению вышеуказанных задач на государственном, региональном и корпоративном уровнях должны быть выработаны соответствующие показатели эффективности. При этом обеспечение государственных и региональных мер необходимое, но недостаточное условие решения проблем охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Они действуют косвенно и направлены лишь на обеспечение эффективности деятельности субъектов хозяйствования на микроуровне. Следует отметить, что для компаний в сфере охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности показателями эффективности должны выступать не только количество поданных заявок и полученных патентов, так как объемы патентования объектов интеллектуальной собственности во многом характеризуют изобретательскую активность, а не инновационную в целом, т.к. не оказывают прямого влияния на объемы коммерческого оборота инноваций. В условиях жесточайшей конкуренции на мировых рынках не каждое изобретение, на которое выдан патент, становится объектом продаж и иных коммерческих операций. Востребованный спрос появляется только на самые эффективные технологические решения, имеющие патентную защиту (кроме ноу-хау), в конкретных странах и регионах. Абсолютные и относительные расходы на НИОКР также напрямую не могут характеризовать успешность исследований. Поэтому при оценке дополнительно к общепринятым показателям инновационного развития как расходы на НИОКР, поданных заявок и полученных патентов, количество зарегистрированных лицензионных соглашений, кросс-лицензионных соглашений или договоров уступки прав на интеллектуальную собственность нужно учитывать такие показатели как:
Таким образом, экономический эффект от внедрения объектов интеллектуальной собственности на деятельность предприятий выражается в конечном итоге в увеличении прибыли предприятия за счет повышения конкурентоспособности и увеличения коммерческого оборота интеллектуальной собственности, доли компании на рынке и/или увеличения производительности предприятия. Среди ожидаемых эффектов от успешной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности предприятий на отраслевом и национальном уровнях должны стать повышение международной конкурентоспособности российских предприятий, общей национальной производительности факторов производства, распространение и увеличение объема новых знаний от инновационных фирм для общества в целом.
Список литературы
Гражданский кодекс Российской Федерации, "Российская газета", N 289, 22.12.2006.
Проект федерального закона «О внесении
изменения в статью 258 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации»,
официальный сайт Государственной Думы
РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа:
свободный http://asozd2.duma.gov.ru/
Распоряжение от 2 июня 2010 г. №905-р,
официальный сайт Правительства
РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа:
свободный http://www.government.ru/gov/
Стратегия инновационного развития Российской
Федерации на период до 2020 года,
утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 8 декабря 2011
г. NQ 2227-р, "Российская газета"
[Электронный ресурс], 07.09.2011 г. – Режим
доступа: свободный http://www.rg.ru/2011/09/07/
Отчет о деятельности Роспатента за 2010 год, ежегодное официальное издание Роспатент РФ. - Москва: «Алвиан», 2011.
Герасименко В.В. Российско-немецкое предпринимательство: посткризисные тренды и возможности инновационного развития. Инициативы XXI века. 2010. № 1. С. 55-58.
Григорьев Ю. В. Управление изобретательской деятельностью: типичные ошибки управления, ИнВестРегион № 3 Управление интеллектуальной собственностью, 2009.
Дайджест сообщений СМИ на тему «Инновации и венчурное инвестирование» РВК, выпуск №81 (30.10.2011-06.11.2011).
Ежегодная научно-практическая межвузовская
по проблемам
Калинина Л.Л, Кишиневская О.С. Взаимосвязь венчурного инвестирования и инновационного развития. Научная библиотека [Электронный ресурс], Режим доступа: требуется регистрация, www.elibrary.ru
Кириллов В.Н. Роль инноваций в
повышении
Коммерциализация результатов
научно-технической
Королёв О.Г., Шамгунов Р.Н. О критериях и показателях инновационного развития российской экономики. Инициативы XXI века. 2010. № 4-5. С. 63-67.
Лоскутова Е.С. Политика обеспечения экономического роста: стратегия инновационного развития страны. Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 4.
Маева А.С., Зонова О.В. Проблемы коммерциализации инноваций на пути построения инновационной модели экономики, Научная библиотека [Электронный ресурс], Режим доступа: требуется регистрация, www.elibrary.ru
Национальные инновационные
«Проблемы правового
Резолюция Международного форума «Интеллектуальная собственность – XXI век» г. Москва, Конгресс-центр ТПП РФ, 21 апреля 2011 г.
Руководство Осло, Рекомендации по сбору и и анализу данных по инновациям, Третье издание, Совместная публикация ОЭСР и Евростата, Москва , 2006.
Тормышева Т.А., Заместитель генерального директора РАИР, Международный форум «Интеллектуальная собственность – XXI век» г. Москва, Конгресс-центр ТПП РФ, 21 апреля 2011 г.
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: свободный www.gks.ru
Официальный сайт Комиссии Таможенного
союза, Перечень
международных договоров Таможенного
союза [Электронный ресурс] – Режим доступа:
свободный, http://www.tsouz.ru/Docs/
Официальный сайт Минпромторга РФ, Мартинкевич Г.Г.,
зам. директора Сводного департамента
анализа и регулирования внешнеэкономической
деятельности Минэкономразвития РФ, Круглый
стол «Административные барьеры при экспорте
высокотехнологичной продукции» в Общественной
Палате РФ, октябрь 2010 г. [Электронный ресурс]
– Режим доступа: свободный http://www.minpromtorg.gov.ru/
Официальный сайт Государственной Думы РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: свободный www.duma.gov.ru
Официальный сайт Правительства РФ РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: свободный www.government.ru
Официальный сайт Совета Федерации
РФ, Доклад о состоянии законодательства
в РФ, [Электронный ресурс], 07.09.2011 г. – Режим
доступа: свободный http://www.council.gov.ru/inf_
1 Национальные инновационные системы России и ЕС, под ред. В.В. Иванова (Россия), Н.И. Ивановой (Россия), Й. Розебума (Нидерланды), Х. Хайсберса (Нидерланды), М.: ЦИПРАН РАН, 2006. – 7 с.
2 Дайджест сообщений СМИ на тему «Инновации и венчурное инвестирование» РВК, выпуск №81 (30.10.2011-06.11.2011).
3 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. NQ 2227-р,
4
"Российская газета" [Электронный
ресурс], 07.09.2011 г. – Режим доступа: свободный http://www.rg.ru/2011/09/07/
5 Тормышева Т.А., Заместитель генерального директора РАИР, Международный форум «Интеллектуальная собственность – XXI век» г. Москва, Конгресс-центр ТПП РФ, 21 апреля 2011 г.
6 «Проблемы правового регулирования отношений в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета», материалы парламентских слушаний Комитета Совета Федерации по образованию и науке, Москва. 22.11.2011 г.
7 Отчет о деятельности Роспатента за 2010 год, ежегодное официальное издание Роспатент РФ. - Москва: «Алвиан», 2011.
8 Резолюция Международного форума «Интеллектуальная собственность – XXI век» г. Москва, Конгресс-центр ТПП РФ, 21 апреля 2011 г.