Проблемы занятости в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 05:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить литературу, посвященную проблемам занятости.
Задачи: 1) изучить проблемы занятости населения;
2) изучить сущность и формы безработицы;
3) изучить безработицы в России и ее особенности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2
Глава 1. Проблемы занятости населения
1.1 Понятие трудовой занятости……………………………………………..2
1.2. Виды занятости…………………………………………………………….6
1.3 Политика государства на рынке труда…………………………………9
Глава 2. Сущность и формы безработицы
2.1 Понятие и уровень безработицы…………………………………………..12
2.2 Неоклассическая и кейнсианская концепции занятости……………...17
Глава 3. Безработица в России и ее особенности
3.1 Основные черты безработицы в России………………………………….21
3.2 Занятость и безработица в РФ к сентябрю 2012 года………………..24
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

EKONOMIKA_kursovaya.docx

— 87.19 Кб (Скачать файл)

Полный, или естественный, уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, то есть когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы представляет собой в какой-то степени положительное явление. Ведь "фрикционным" безработным нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места. "Структурным" безработным тоже нужно время, чтобы приобрести квалификацию или переехать в другое место, когда это необходимо для получения работы. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, значит, рынки рабочей силы не сбалансированы; при этом наблюдается дефицит совокупного спроса и циклическая безработица. C другой стороны, при избыточном совокупном спросе ощущается "нехватка" рабочей силы, то есть количество свободных рабочих мест превышает количество рабочих, ищущих работу. B такой ситуации фактический уровень безработицы ниже естественного уровня. Необычайно "напряженная" ситуация на рынках рабочей силы связана c инфляцией.

Понятие "естественный уровень безработицы" требует уточнения в двух аспектах.

Во-первых, этот термин не означает, что экономика всегда функционирует при естественном уровне безработицы и тем самым реализует свой производственный потенциал. Уровень безработицы часто превышает естественный уровень. C другой стороны, в редких случаях в экономике может возникнуть такой уровень безработицы, который будет ниже естественного уровня. Например, во время второй мировой войны, когда естественный уровень был порядка 3 – 4 %, потребности военного производства привели к почти неограниченному спросу на рабочую силу. Обычным явлением стала сверхурочная работа, a также совместительство. Более того, правительство не разрешало увольняться работникам "важнейших" отраслей промышленности, искусственно сокращая фрикционную безработицу. Фактический уровень безработицы в течение всего периода c 1943 по 1945г. составил менее 2 %, а в 1944 r. упал до 1,2 %. Экономика превышала свои производственные возможности, но оказывала существенное инфляционное давление на производство.

Во-вторых, естественный уровень безработицы сам по себе не обязательно является постоянным, он подвергается пересмотру вследствие институциональных изменений (изменений в законах и обычаях общества). Например, в 60-х годах многие считали, что этот неизбежный минимум фрикционной и структурной безработицы составляет 4 % рабочей силы. Другими словами, признавалось, что полная занятость достигнута в том случае, когда занято 96 % рабочей силы. A в настоящее время экономисты считают, что естественный уровень безработицы равен примерно 5 – 6 %.

Сегодня естественный уровень безработицы выше, чем в 60-e годы. Во-первых, изменился демографический состав рабочей силы. B частности, женщины и молодые рабочие, доля безработных среди которых традиционно довольно высока, стали относительно более важным компонентом рабочей силы. Во-вторых, произошли институциональные изменения. Например, программа компенсаций по безработице была расширена как в отношении количества охватываемых ею работников, так и размеров пособий. Это важно потому, что компенсации по безработице, ослабляя ее влияние на экономику, позволяют безработным более спокойно искать работу и тем самым увеличивают фрикционную безработицу и общий уровень безработицы.

Продуктивная занятость характеризует уровень занятости профессиональным трудом и выражается отношением числа занятых профессиональным трудом в материальном производстве к общему числу трудовых ресурсов (в процентах). Данную пропорцию можно считать оптимальной, если она отвечает определенным требованиям: интересам повышения экономической эффективности производства; результатам интенсификации производства; результатам внедрения НТП; росту производительности труда; созданию благоприятных условий для воспроизводства здорового поколения, высококвалифицированных, хорошо обученных и мобильных работников.

Рациональная занятость определяется по формуле:

где Зпр – продуктивная занятость, Зп – полная занятость.

Эффективная занятость характеризуется использованием рабочей силы без потерь, при котором получается наибольший материальный результат, и указывает, при каком уровне производительности труда удовлетворяется потребность населения в работе и какими путями достигается полная занятость.

Социально полезная занятость определяется числом трудоспособных людей, занятых как в общественном производстве, на военной службе, в органах МВД, так и обучающихся очно, ведущих домашнее хозяйство (ухаживающих за детьми, престарелыми, больными родственниками). 5

1.3 Политика государства на рынке труда

В Российской Федерации создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции РФ, в Трудовом кодексе РФ и в Законе РФ «О занятости населения в РФ». В статье 37 Конституции РФ установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную,  продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 Закона о занятости среди которых, частности, следующие:

- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;

- обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

- поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

- осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

- объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

- координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

Приведенные выше направления государственной политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных правовых актах (прежде всего - федеральных и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов государства. В зависимости от содержания основных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два ее вида:

- активную государственную политику в сфере занятости;

- пассивную государственную политику в сфере занятости.6

Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу.

Пассивной политике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы. Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания в спросе на труд и его предложении вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда. Комплекс государственных мероприятий по реализации активной политики на рынке труда:

- содействие трудоустройству через государственные и коммерческие службы занятости;

- развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки как упредительной и профилактической меры содействия занятости: через государственные программы обучения; путём стимулирования участия работодателей в программах профессиональной подготовки и переподготовки;

- организация общественных работ (строительство и благоустройство городов, защита земли, уход за больными, престарелыми и т.д.);

- содействие самозанятости и предпринимательству (через предоставление кредитов и субсидий, налоговых льгот, консультационная помощь, обучение предпринимателей);

- содействие занятости социально слабозащищённых групп населения (женщины, молодёжь, инвалиды, пожилые, длительно безработные).7

Политика на рынке труда будет направлена на обеспечение институциональных и экономических условий, способствующих созданию новых и высокопроизводительных рабочих мест и поддержанию эффективной занятости населения.

Первое - обеспечение баланса спроса и предложения на рынке труда. Будут созданы дополнительные стимулы для привлечения в экономику молодежи, работников старшего возраста, а также для расширения участия женщин в трудовой деятельности с учетом поддержки рождаемости. Будут снижены административные барьеры, препятствующие высвобождению избыточной рабочей силы на низкоэффективных предприятиях. В рамках реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, предстоит реализовать комплекс дополнительных мероприятий, направленных на стимулирование возвращения в Россию квалифицированных российских специалистов, выехавших из страны в связи с поиском работы. Предстоит усовершенствовать механизм формирования перечня профессий (специальностей, должностей) по видам экономической деятельности, на которые не распространяются квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации. В странах - основных миграционных донорах будут создаваться центры содействия иммиграции в Россию, способствующие изучению русского языка и культуры, российского законодательства.

Второе - совершенствование институтов рынка труда. Будет модернизировано трудовое законодательство в целях повышения эффективности механизма разрешения трудовых споров, развития норм регулирования трудовых отношений при применении дистанционной занятости и других новых и развивающихся форм занятости. Проведение активной государственной политики на рынке труда не только способствует активизации незанятого населения на поиск работы, но и способствует снижению материальных и нервно-психологических затрат, связанных с поиском работы.

Следовательно, активная государственная политика на рынке труда способствует росту эффективности общественного труда и снижению социальной напряжённости. В соответствии с новой концепцией трудовых отношений приходится менять и представление о полной занятости, бытовавшей в течение многих лет в советской экономической науке и практике. Концепция максимального вовлечения всего трудоспособного населения в зону общественного труда уступает место принципу рациональной занятости.

Глава 2. Сущность и формы безработицы

2.1 Понятие и уровень безработицы

Чаще всего рыночную экономику увязывают с безработицей. Действительно, исторический опыт учит, что в странах с рыночной экономикой практически всегда существует некоторое количество безработных. Принято считать уровень безработицы от 1 до 3% вполне допустимым, с безработицей в 5% экономика вполне способна существовать, но уже 7% - это социально опасный уровень, которого следует избегать.8

Понятие «безработица» трактуется экономистами неоднозначно. Международная практика исходит из положения, согласно которому безработным считается тот, кто может и хочет работать, самостоятельно, активно занимается поиском работы, но не смог трудоустроиться прежде всего из-за отсутствия свободных рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовки. Важным условием при этом считается регистрация безработного в органах службы занятости.

К категории безработных можно отнести следующих лиц:

1) уволенных работников;

2) добровольно оставивших работу в поисках новой;

3) пришедших на рынок труда после перерыва;

4) впервые пришедших на рынок труда (с 16 лет).

На уровень безработицы оказывают влияние множество факторов. Именно это объясняет значительные расхождения уровня безработицы во временном и пространственном контекстах.

Анализ масштабов безработицы подводит нас к понятию «естественный уровень безработицы». Особенности развития человеческого общества таковы, что добиться всеобщей и полной занятости обществу нелегко. Всегда имеются определённые группы населения, которые в каждый данный момент времени будут пребывать вне трудового процесса. В развитых странах данный «естественный уровень» составляет 5-7%. Задача государства - следить за тем, чтобы фактический уровень безработицы не превышал естественного.

Безработица проявляется в нескольких форма:

Фрикционная безработица порождена постоянным движением населения из одного региона страны в другой, сменой профессии, также этапов в жизни людей (учёба, работа, рождение детей, уход за ребёнком для женщин, уход на пенсию). Она связана с определёнными затратами времени: для работников, чтобы найти устраивающие их рабочие места, а для работодателей - найти рабочую силу определённой квалификации. Время поиска работы и образует основу для фрикционной безработицы. Она обусловлена тем, что между работниками и свободными рабочими местами всегда существует определённое несоответствие, когда отсутствует полная информация об имеющихся вакансиях или эта информация стоит слишком дорого. Её продолжительность определяется общими затратами времени на поиски новой работы и длится от 1 до 3 месяцев.

Информация о работе Проблемы занятости в России