Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 05:59, курсовая работа
Цель: изучить литературу, посвященную проблемам занятости.
Задачи: 1) изучить проблемы занятости населения;
2) изучить сущность и формы безработицы;
3) изучить безработицы в России и ее особенности.
Введение……………………………………………………………………………...2
Глава 1. Проблемы занятости населения
1.1 Понятие трудовой занятости……………………………………………..2
1.2. Виды занятости…………………………………………………………….6
1.3 Политика государства на рынке труда…………………………………9
Глава 2. Сущность и формы безработицы
2.1 Понятие и уровень безработицы…………………………………………..12
2.2 Неоклассическая и кейнсианская концепции занятости……………...17
Глава 3. Безработица в России и ее особенности
3.1 Основные черты безработицы в России………………………………….21
3.2 Занятость и безработица в РФ к сентябрю 2012 года………………..24
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………………..31
Полный, или естественный, уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, то есть когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы представляет собой в какой-то степени положительное явление. Ведь "фрикционным" безработным нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места. "Структурным" безработным тоже нужно время, чтобы приобрести квалификацию или переехать в другое место, когда это необходимо для получения работы. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, значит, рынки рабочей силы не сбалансированы; при этом наблюдается дефицит совокупного спроса и циклическая безработица. C другой стороны, при избыточном совокупном спросе ощущается "нехватка" рабочей силы, то есть количество свободных рабочих мест превышает количество рабочих, ищущих работу. B такой ситуации фактический уровень безработицы ниже естественного уровня. Необычайно "напряженная" ситуация на рынках рабочей силы связана c инфляцией.
Понятие "естественный уровень безработицы" требует уточнения в двух аспектах.
Во-первых, этот термин не означает, что экономика всегда функционирует при естественном уровне безработицы и тем самым реализует свой производственный потенциал. Уровень безработицы часто превышает естественный уровень. C другой стороны, в редких случаях в экономике может возникнуть такой уровень безработицы, который будет ниже естественного уровня. Например, во время второй мировой войны, когда естественный уровень был порядка 3 – 4 %, потребности военного производства привели к почти неограниченному спросу на рабочую силу. Обычным явлением стала сверхурочная работа, a также совместительство. Более того, правительство не разрешало увольняться работникам "важнейших" отраслей промышленности, искусственно сокращая фрикционную безработицу. Фактический уровень безработицы в течение всего периода c 1943 по 1945г. составил менее 2 %, а в 1944 r. упал до 1,2 %. Экономика превышала свои производственные возможности, но оказывала существенное инфляционное давление на производство.
Во-вторых, естественный уровень безработицы сам по себе не обязательно является постоянным, он подвергается пересмотру вследствие институциональных изменений (изменений в законах и обычаях общества). Например, в 60-х годах многие считали, что этот неизбежный минимум фрикционной и структурной безработицы составляет 4 % рабочей силы. Другими словами, признавалось, что полная занятость достигнута в том случае, когда занято 96 % рабочей силы. A в настоящее время экономисты считают, что естественный уровень безработицы равен примерно 5 – 6 %.
Сегодня естественный уровень безработицы выше, чем в 60-e годы. Во-первых, изменился демографический состав рабочей силы. B частности, женщины и молодые рабочие, доля безработных среди которых традиционно довольно высока, стали относительно более важным компонентом рабочей силы. Во-вторых, произошли институциональные изменения. Например, программа компенсаций по безработице была расширена как в отношении количества охватываемых ею работников, так и размеров пособий. Это важно потому, что компенсации по безработице, ослабляя ее влияние на экономику, позволяют безработным более спокойно искать работу и тем самым увеличивают фрикционную безработицу и общий уровень безработицы.
Продуктивная занятость характеризует уровень занятости профессиональным трудом и выражается отношением числа занятых профессиональным трудом в материальном производстве к общему числу трудовых ресурсов (в процентах). Данную пропорцию можно считать оптимальной, если она отвечает определенным требованиям: интересам повышения экономической эффективности производства; результатам интенсификации производства; результатам внедрения НТП; росту производительности труда; созданию благоприятных условий для воспроизводства здорового поколения, высококвалифицированных, хорошо обученных и мобильных работников.
Рациональная занятость определяется по формуле:
где Зпр – продуктивная занятость, Зп – полная занятость.
Эффективная занятость характеризуется использованием рабочей силы без потерь, при котором получается наибольший материальный результат, и указывает, при каком уровне производительности труда удовлетворяется потребность населения в работе и какими путями достигается полная занятость.
Социально полезная занятость определяется числом трудоспособных людей, занятых как в общественном производстве, на военной службе, в органах МВД, так и обучающихся очно, ведущих домашнее хозяйство (ухаживающих за детьми, престарелыми, больными родственниками). 5
1.3 Политика государства на рынке труда
В Российской Федерации создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции РФ, в Трудовом кодексе РФ и в Законе РФ «О занятости населения в РФ». В статье 37 Конституции РФ установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 Закона о занятости среди которых, частности, следующие:
- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;
- обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
- поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
- осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
- координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.
Приведенные выше направления государственной политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных правовых актах (прежде всего - федеральных и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов государства. В зависимости от содержания основных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два ее вида:
- активную государственную политику в сфере занятости;
- пассивную государственную политику в сфере занятости.6
Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу.
Пассивной политике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы. Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания в спросе на труд и его предложении вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда. Комплекс государственных мероприятий по реализации активной политики на рынке труда:
- содействие трудоустройству через государственные и коммерческие службы занятости;
- развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки как упредительной и профилактической меры содействия занятости: через государственные программы обучения; путём стимулирования участия работодателей в программах профессиональной подготовки и переподготовки;
- организация общественных работ (строительство и благоустройство городов, защита земли, уход за больными, престарелыми и т.д.);
- содействие самозанятости и предпринимательству (через предоставление кредитов и субсидий, налоговых льгот, консультационная помощь, обучение предпринимателей);
- содействие занятости социально слабозащищённых групп населения (женщины, молодёжь, инвалиды, пожилые, длительно безработные).7
Политика на рынке труда будет направлена на обеспечение институциональных и экономических условий, способствующих созданию новых и высокопроизводительных рабочих мест и поддержанию эффективной занятости населения.
Первое - обеспечение баланса спроса и предложения на рынке труда. Будут созданы дополнительные стимулы для привлечения в экономику молодежи, работников старшего возраста, а также для расширения участия женщин в трудовой деятельности с учетом поддержки рождаемости. Будут снижены административные барьеры, препятствующие высвобождению избыточной рабочей силы на низкоэффективных предприятиях. В рамках реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, предстоит реализовать комплекс дополнительных мероприятий, направленных на стимулирование возвращения в Россию квалифицированных российских специалистов, выехавших из страны в связи с поиском работы. Предстоит усовершенствовать механизм формирования перечня профессий (специальностей, должностей) по видам экономической деятельности, на которые не распространяются квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации. В странах - основных миграционных донорах будут создаваться центры содействия иммиграции в Россию, способствующие изучению русского языка и культуры, российского законодательства.
Второе - совершенствование институтов рынка труда. Будет модернизировано трудовое законодательство в целях повышения эффективности механизма разрешения трудовых споров, развития норм регулирования трудовых отношений при применении дистанционной занятости и других новых и развивающихся форм занятости. Проведение активной государственной политики на рынке труда не только способствует активизации незанятого населения на поиск работы, но и способствует снижению материальных и нервно-психологических затрат, связанных с поиском работы.
Следовательно, активная государственная политика на рынке труда способствует росту эффективности общественного труда и снижению социальной напряжённости. В соответствии с новой концепцией трудовых отношений приходится менять и представление о полной занятости, бытовавшей в течение многих лет в советской экономической науке и практике. Концепция максимального вовлечения всего трудоспособного населения в зону общественного труда уступает место принципу рациональной занятости.
Глава 2. Сущность и формы безработицы
2.1 Понятие и уровень безработицы
Чаще всего рыночную экономику увязывают с безработицей. Действительно, исторический опыт учит, что в странах с рыночной экономикой практически всегда существует некоторое количество безработных. Принято считать уровень безработицы от 1 до 3% вполне допустимым, с безработицей в 5% экономика вполне способна существовать, но уже 7% - это социально опасный уровень, которого следует избегать.8
Понятие «безработица» трактуется экономистами неоднозначно. Международная практика исходит из положения, согласно которому безработным считается тот, кто может и хочет работать, самостоятельно, активно занимается поиском работы, но не смог трудоустроиться прежде всего из-за отсутствия свободных рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовки. Важным условием при этом считается регистрация безработного в органах службы занятости.
К категории безработных можно отнести следующих лиц:
1) уволенных работников;
2) добровольно оставивших работу в поисках новой;
3) пришедших на рынок труда после перерыва;
4) впервые пришедших на рынок труда (с 16 лет).
На уровень безработицы оказывают влияние множество факторов. Именно это объясняет значительные расхождения уровня безработицы во временном и пространственном контекстах.
Анализ масштабов безработицы подводит нас к понятию «естественный уровень безработицы». Особенности развития человеческого общества таковы, что добиться всеобщей и полной занятости обществу нелегко. Всегда имеются определённые группы населения, которые в каждый данный момент времени будут пребывать вне трудового процесса. В развитых странах данный «естественный уровень» составляет 5-7%. Задача государства - следить за тем, чтобы фактический уровень безработицы не превышал естественного.
Безработица проявляется в нескольких форма:
Фрикционная безработица порождена постоянным движением населения из одного региона страны в другой, сменой профессии, также этапов в жизни людей (учёба, работа, рождение детей, уход за ребёнком для женщин, уход на пенсию). Она связана с определёнными затратами времени: для работников, чтобы найти устраивающие их рабочие места, а для работодателей - найти рабочую силу определённой квалификации. Время поиска работы и образует основу для фрикционной безработицы. Она обусловлена тем, что между работниками и свободными рабочими местами всегда существует определённое несоответствие, когда отсутствует полная информация об имеющихся вакансиях или эта информация стоит слишком дорого. Её продолжительность определяется общими затратами времени на поиски новой работы и длится от 1 до 3 месяцев.