Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь и особенности их регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей занятости и безработицы в Республике Беларусь.
Основными задачами, которые предстоит решить, выступают
раскрыть сущность понятий занятость и безработица;
оценить социально-экономические последствия безработицы;
выяснить суть и основные направления государственного регулирования занятости;
проанализировать рынок труда Республики Беларусь;
на основе изученных данных исследований и материалов статей, нормативных правовых актов обозначить основные направления современной политики занятости в республике Беларусь.

Содержание

Введение 4
1 Занятость и безработица как экономические явления 7
1.1 Занятость: сущность, виды, теории занятости 7 1.2 Безработица, ее типы, формы 9
2 Необходимость государственной политики занятости и ее инструменты 14
2.1 Социально-экономические последствия безработицы 14
2.2 Сущность и основные направления государственной политики в области занятости 17
3 Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь и особенности их регулирования 22
3.1 Рынок труда Республики Беларусь 22
3.2 Государственная политика занятости в Республике Беларусь 26
Заключение 30
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Занятость и безработица в Республике Беларусь.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

Наряду с экономическими эффектами безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, выделяют социальные эффекты безработицы.

При оценке социальных последствий  необходимо иметь в виду тот факт, что работа для большинства людей  рассматривается не только как источник дохода, но, в свою очередь, обеспечивает человеку соответствующий социальный статус, чувство профессиональной пригодности, общественной значимости и собственного достоинства, создает определенный режим жизни.

Таким образом, лишение  человека возможности трудиться  снижает его доход и, как следствие, усиливает дифференциацию населения.

Факт безработицы подавляет  нравственные начала поведения человека, что приводит к его бездеятельности  и деградации – пьянству, наркомании, совершению аморальных противоправных поступков. Происходит маргинализация населения, ухудшается социально-психологический климат в обществе. Численность осужденных трудоспособного возраста, не работавших и не учившихся, систематически растет.

Также надо признать тот  факт, что отсутствие занятости существенно  ухудшает здоровье человека. Он становиться более подверженным различным заболеваниям и прежде всего психическим расстройствам.

Расчеты американских ученых показывают, что повышение уровня безработицы на 1 процентный пункт  вызывает рост явлений “социальной патологии” в обществе, а именно:

  • общей смертности – на 2%;
  • числа самоубийств –  4,1%;
  • убийств – 5,7%;
  • заключенных в тюрьмах – 4%;
  • психически больных – 4% [11. c. 341].

Последствием безработицы  может быть социальное возмущение  и даже социальный взрыв. Это возможно, когда ее размеры превысят допустимый уровень. В зарубежной литературе такой критической величиной считается уровень безработицы в 10-12 % [22, c. 248].

 К положительным  социальным последствиям относят:

  • повышение социальной ценности рабочего места;
  • увеличение личного свободного времени;
  • возрастание свободы выбора места работы;
  • увеличение социальной значимости и ценности труда.

Ранее была описана общая  специфика последствий безработицы  для всего трудоспособного населения. Однако в реальности издержки безработицы  неодинаково распределяются между наемными рабочими:

    • уровень безработицы среди “белых воротничков” ниже, чем у “синих воротничков”, т. е. фирмы менее склонны увольнять квалифицированные “белые воротнички”, в обучение которых вложены значительные средства;
    • уровень безработицы среди молодежи выше, чем среди взрослых, - это объясняется тем, что молодые люди, имея низкую квалификацию, чаще увольняются нанимателем;
    • уровень безработицы среди переселенцев – как взрослых, так и молодежи – выше, чем среди местного населения – это можно объяснить рядом факторов: концентрацией работников в тех профессиях, которые не требуют высокой квалификации (“синие воротнички”), географической изоляцией населения в крупных городах, где возможность получить работу тем, кто впервые приходит на рынок рабочей силы сведена к минимуму;
    • вполне правомерно сравнивать уровень безработицы среди мужчин и женщин. Например, в таких остро реагирующих на циклы отраслях промышленности, которые производят инвестиционные товары (автомобильная, сталелитейная и строительная), преобладают мужчины [12, c. 146]. 

 

2.2 Сущность  и основные направления государственной  политики в области занятости

 

Составной частью экономической  политики государства выступает  государственная политика занятости, означающая систему принципов и мер, направленных на содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения и предотвращение безработицы.

Иначе говоря, государственное регулирование  занятости представляет собой целенаправленное воздействие государства на процессы формирования, распределения и использования рабочей силы посредством нормативно-правовых, экономических и административных методов и инструментов, направленных на повышение эффективности функционирования рынка труда и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня [10, c. 452].

В связи с этим развитые страны мира разрабатывают программы содействия занятости, основанные на принципах  МОТ:

  1. добровольность занятости;
  2. равные возможности занятости для всех граждан страны;
  3. содействие трудовой мобильности;
  4. обеспечение социальной защиты в сфере безработицы.[3, c.261]

Как правило, они принимаются  на основе социального партнерства  государства, предпринимателей и профсоюзов. Основными способами финансового  стимулирования работодателей к  участию в увеличении занятости служат:

  • возврат части налогов
  • установление льгот по налогам на прибыль
  • предоставление льготных кредитов и т. п.

Так, в Великобритании для стимулирования перераспределения  работников из сферы услуг в обрабатывающую промышленность был введен “селективный налог на занятость”: в обрабатывающей промышленности при увеличении там занятых часть суммы налога на занятость возвращалась. В США начиная с 1978 г. По решению Конгресса тем предпринимателям, которые нанимали людей, длительно не работавших, делалась налоговая скидка в размере 4,5 тыс. дол. в год за каждого принятого на работу на срок не менее двух лет. В Японии действуют свыше 10 видов государственных субсидий. Они выделяются обычно на два года. Так, региональные субсидии предназначены для тех регионов, где уровень безработицы на  1/2 выше, чем в целом по стране. Отраслевые субсидии предназначены для поддержки неблагополучных по складывающейся конъюнктуре отраслей данного региона [5, c. 145-146].   

Принимаемые государством меры по регулированию достаточно разнообразны. Они могут быть направлены не только непосредственно на совершенствование рынка труда, но также включать комплекс действий по оздоровлению экономической ситуации в стране, формированию нормальной институциональной среды, усилению конкурентных начал, преодолению монополизма, созданию благоприятного инвестиционного климата.

Меры,  таким образом, можно разделить на макро- и микроэкономические.

Макроэкономические  меры позволяют снизить безработицу, вызванную дефицитом совокупного спроса (кейнсианскую безработицу). Так, целенаправленная фискальная политика может увеличить совокупный спрос в экономике посредством увеличения государственных расходов и снижения ставок налогов. В результате вырастет спрос на труд и занятость. С помощью монетарной политики, увеличив предложение денег в экономике, можно снизить банковский процент, что позволит оживить деловую и инвестиционную активность, в результате чего увеличится совокупный спрос и занятость [19, c. 169].

Однако эффективность  воздействия на занятость только макроэкономическими инструментами весьма ограничена. Дело в том, что благодаря созданию новых рабочих мест увеличится отток из безработицы, но происходить он будет, скорее всего, за счет тех, кто не имел работы недолго и не потерял конкурентоспособности на рынке труда. Длительно безработных общее оживление в экономике может и не затронуть или затронуть в меньшей степени. Следовательно, особое внимание государство должно уделять мерам микроэкономического характера.

Микроэкономические меры – это те государственные мероприятия, которые касаются непосредственно рынка труда. С их помощью можно снизить уровень структурной и фрикционной безработицы.

В рамках этого комплекса мер  выделяют меры активной политики занятости, нацеленные на снижение уровня безработицы, и меры пассивной политики, ориентированные на смягчение ее негативных последствий (рисунок 5).

Активный тип политики занятости предполагает два основных метода воздействия:

  1. повышение спроса на рабочую силу
  2. сокращение предложения рабочей силы

            Рисунок 5 – Меры по регулированию рынка труда

          Примечание – Источник: собственная разработка

 

Первый метод осуществляется как общеэкономическими способами, так и инструментами по созданию нетрадиционной занятости.

Общеэкономическими способами  повышения спроса рабочей силы выступают:

  • установление большей свободы и самостоятельности работодателей в решении вопросов занятости (условия приема – увольнения, графики работ и т. п.);
  • льготное налогообложение там, где необходимо увеличение спроса рабочей силы;
  • кредитные льготы для тех предприятий, которые повышают спрос на рабочую силу;
  • государственные выплаты предприятию за новые рабочие места;
  • дотации при обеспечении занятости групп с низкой конкурентоспособностью (молодежь, инвалиды);
  • обучение и переобучение.

Меры по созданию нетрадиционной занятости включают общественные и  надомные работы, разделение рабочего места, занятость по вызову и др.

Общественные работы представляют собой общедоступные виды временного трудоустройства, не требующие специальной профессиональной подготовки. Занятые на общественных работах получают заработную плату, как правило, не меньшую, чем 1/3 средней по стране.

Система “разделения рабочих мест” предполагает, что одно рабочее место предоставляется двоим работникам за меньшую заработную плату (они работают, сменяя друг друга) [4, c.533].

Второй метод применяется по следующим направлениям:

  1. Расширение программ по подготовке кадров, включая общеобразовательную и профессиональную подготовку.
  2. Повышение пособий и сроков отпуска по уходу за детьми, что должно способствовать некоторому оттоку рабочей силы с рынка труда.
  3. Введение учебных и творческих отпусков.
  4. Увеличение пенсий. Повышение материального благосостояния людей пенсионного возраста оттягивает с рынка труда определенную долю рабочей силы старшего возраста.
  5. Введение частичных и досрочных пенсий при сокращенном режиме работы или при досрочном оставлении ее.

Ко второй группе микроэкономических мер регулирования занятости  причисляют пассивные меры, в основе которых лежит система социального страхования безработных. Она предусматривает пособия по безработице, выплачиваемые, как правило, с учетом прежнего заработка и существующего минимума заработной платы. 

Развитию системы страхования  безработных содействует централизация фонда занятости; повышение доли отчислений в фонд занятости; использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник.

Безработный теряет право  на пособие (или его выплата приостанавливается) в случаях, если он:

  • отказался от двух предложений р<span clas

Информация о работе Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь и особенности их регулирования