Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 11:58, курсовая работа
Таким образом, целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей занятости и безработицы в Республике Беларусь.
Основными задачами, которые предстоит решить, выступают
раскрыть сущность понятий занятость и безработица;
оценить социально-экономические последствия безработицы;
выяснить суть и основные направления государственного регулирования занятости;
проанализировать рынок труда Республики Беларусь;
на основе изученных данных исследований и материалов статей, нормативных правовых актов обозначить основные направления современной политики занятости в республике Беларусь.
Введение 4
1 Занятость и безработица как экономические явления 7
1.1 Занятость: сущность, виды, теории занятости 7 1.2 Безработица, ее типы, формы 9
2 Необходимость государственной политики занятости и ее инструменты 14
2.1 Социально-экономические последствия безработицы 14
2.2 Сущность и основные направления государственной политики в области занятости 17
3 Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь и особенности их регулирования 22
3.1 Рынок труда Республики Беларусь 22
3.2 Государственная политика занятости в Республике Беларусь 26
Заключение 30
Список использованных источников
Наряду с экономическими эффектами безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, выделяют социальные эффекты безработицы.
При оценке социальных последствий необходимо иметь в виду тот факт, что работа для большинства людей рассматривается не только как источник дохода, но, в свою очередь, обеспечивает человеку соответствующий социальный статус, чувство профессиональной пригодности, общественной значимости и собственного достоинства, создает определенный режим жизни.
Таким образом, лишение человека возможности трудиться снижает его доход и, как следствие, усиливает дифференциацию населения.
Факт безработицы подавляет нравственные начала поведения человека, что приводит к его бездеятельности и деградации – пьянству, наркомании, совершению аморальных противоправных поступков. Происходит маргинализация населения, ухудшается социально-психологический климат в обществе. Численность осужденных трудоспособного возраста, не работавших и не учившихся, систематически растет.
Также надо признать тот факт, что отсутствие занятости существенно ухудшает здоровье человека. Он становиться более подверженным различным заболеваниям и прежде всего психическим расстройствам.
Расчеты американских ученых показывают, что повышение уровня безработицы на 1 процентный пункт вызывает рост явлений “социальной патологии” в обществе, а именно:
Последствием безработицы может быть социальное возмущение и даже социальный взрыв. Это возможно, когда ее размеры превысят допустимый уровень. В зарубежной литературе такой критической величиной считается уровень безработицы в 10-12 % [22, c. 248].
К положительным
социальным последствиям
Ранее была описана общая
специфика последствий
2.2 Сущность
и основные направления
Составной частью экономической политики государства выступает государственная политика занятости, означающая систему принципов и мер, направленных на содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения и предотвращение безработицы.
Иначе говоря, государственное регулирование занятости представляет собой целенаправленное воздействие государства на процессы формирования, распределения и использования рабочей силы посредством нормативно-правовых, экономических и административных методов и инструментов, направленных на повышение эффективности функционирования рынка труда и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня [10, c. 452].
В связи с этим развитые страны
мира разрабатывают программы
Как правило, они принимаются
на основе социального партнерства
государства, предпринимателей и профсоюзов.
Основными способами
Так, в Великобритании для стимулирования перераспределения работников из сферы услуг в обрабатывающую промышленность был введен “селективный налог на занятость”: в обрабатывающей промышленности при увеличении там занятых часть суммы налога на занятость возвращалась. В США начиная с 1978 г. По решению Конгресса тем предпринимателям, которые нанимали людей, длительно не работавших, делалась налоговая скидка в размере 4,5 тыс. дол. в год за каждого принятого на работу на срок не менее двух лет. В Японии действуют свыше 10 видов государственных субсидий. Они выделяются обычно на два года. Так, региональные субсидии предназначены для тех регионов, где уровень безработицы на 1/2 выше, чем в целом по стране. Отраслевые субсидии предназначены для поддержки неблагополучных по складывающейся конъюнктуре отраслей данного региона [5, c. 145-146].
Принимаемые государством меры по регулированию достаточно разнообразны. Они могут быть направлены не только непосредственно на совершенствование рынка труда, но также включать комплекс действий по оздоровлению экономической ситуации в стране, формированию нормальной институциональной среды, усилению конкурентных начал, преодолению монополизма, созданию благоприятного инвестиционного климата.
Меры, таким образом, можно разделить на макро- и микроэкономические.
Макроэкономические меры позволяют снизить безработицу, вызванную дефицитом совокупного спроса (кейнсианскую безработицу). Так, целенаправленная фискальная политика может увеличить совокупный спрос в экономике посредством увеличения государственных расходов и снижения ставок налогов. В результате вырастет спрос на труд и занятость. С помощью монетарной политики, увеличив предложение денег в экономике, можно снизить банковский процент, что позволит оживить деловую и инвестиционную активность, в результате чего увеличится совокупный спрос и занятость [19, c. 169].
Однако эффективность воздействия на занятость только макроэкономическими инструментами весьма ограничена. Дело в том, что благодаря созданию новых рабочих мест увеличится отток из безработицы, но происходить он будет, скорее всего, за счет тех, кто не имел работы недолго и не потерял конкурентоспособности на рынке труда. Длительно безработных общее оживление в экономике может и не затронуть или затронуть в меньшей степени. Следовательно, особое внимание государство должно уделять мерам микроэкономического характера.
Микроэкономические меры – это те государственные мероприятия, которые касаются непосредственно рынка труда. С их помощью можно снизить уровень структурной и фрикционной безработицы.
В рамках этого комплекса мер выделяют меры активной политики занятости, нацеленные на снижение уровня безработицы, и меры пассивной политики, ориентированные на смягчение ее негативных последствий (рисунок 5).
Активный тип политики занятости предполагает два основных метода воздействия:
Рисунок 5 – Меры по регулированию рынка труда
Примечание – Источник: собственная разработка
Первый метод осуществляется как общеэкономическими способами, так и инструментами по созданию нетрадиционной занятости.
Общеэкономическими способами повышения спроса рабочей силы выступают:
Меры по созданию нетрадиционной занятости включают общественные и надомные работы, разделение рабочего места, занятость по вызову и др.
Общественные работы представляют собой общедоступные виды временного трудоустройства, не требующие специальной профессиональной подготовки. Занятые на общественных работах получают заработную плату, как правило, не меньшую, чем 1/3 средней по стране.
Система “разделения рабочих мест” предполагает, что одно рабочее место предоставляется двоим работникам за меньшую заработную плату (они работают, сменяя друг друга) [4, c.533].
Второй метод применяется по следующим направлениям:
Ко второй группе микроэкономических мер регулирования занятости причисляют пассивные меры, в основе которых лежит система социального страхования безработных. Она предусматривает пособия по безработице, выплачиваемые, как правило, с учетом прежнего заработка и существующего минимума заработной платы.
Развитию системы страхования безработных содействует централизация фонда занятости; повышение доли отчислений в фонд занятости; использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник.
Безработный теряет право на пособие (или его выплата приостанавливается) в случаях, если он: