Проблемы и перспективы внедрения формулярной системы в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:17, реферат

Краткое описание

В условиях реформирования здравоохранения в Украине повышение качества и эффективности медикаментозной терапии остаётся актуальной проблемой. Особого внимания требует лекарственная обеспеченность, что связано с её высокой экономической составляющей в расходах здравоохранения. В большинстве стран расходы на лекарственные средства составляют 20–40% бюджета здравоохранения. Менеджмент и использование лекарственных средств в медицинской практике часто неэффективны и нерациональны. По определению ВОЗ, использование лекарственных средств рационально тогда, когда пациенты получают их соответственно клиническим потребностям в дозах, соответствующих их индивидуальным потребностям (правильная доза, правильные интервалы и правильная длительность).

Содержание

Введение
Цели, принципы и функции формулярной системы
Внедрение формулярной системы
Формулярная система в Украине
Выводы
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

формулярная система.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Впервые фармакоэкономический анализ был применён на практике в  провинции Онтарио, чтобы отобрать препараты, оплачиваемые медицинской  страховкой (соотношение цена/эффективность).

В Австралии  также разработана государственная  система медицинского страхования, при этом используется фармакоэкономический анализ для подбора препаратов. В  начале 90-х годов федеральным  парламентом была создана комиссия по изучению эффективности функционирования системы медицинского обслуживания. Наблюдается сильное сопротивление фармацевтической индустрии (резкие выпады против федеральной комиссии). Однако комиссия доказала свою правоту, подтвердила независимость, опираясь на государственную поддержку. Рекомендации по компенсации стоимости базируются на расчёте годовой стоимости жизненно необходимых лекарств [13].

Таким образом, главными критериями, которые положены в основу ФС любой страны, являются подтверждённые согласно требованиям  доказательной медицины качество, безопасность и эффективность лекарственных средств, соответствующие фармакоэкономические расчёты и договорённости со страховыми компаниями.

Наибольший  опыт по внедрению ФС среди близких  соседей из стран СНГ имеет  Российская Федерация. Здесь подготовлено и издано «Федеральное руководство по использованию лекарственных средств (формулярная система)», 11-е изд. [14, 15].

 

Формулярная система в Украине

 

Опыт Украины  на пути внедрения ФС незначительный. Впервые в Украине региональный лекарственный формуляр был издан в Житомирской обл. в 1999 г. [16].

Отсутствие  национальной ФС в системе здравоохранения  в нашей стране порождает большое  количество проблем, что термозит эффективное  и рациональное развитие отрасли. В  настоящее время разработан и введён в действие ряд нормативных документов, регламентирующих внедрение и функционирование ФС. Нормативно-правовой статус ФС в стране берёт начало от Постановления Кабинета Министров от 25.07.2003 г. № 1162 «Об утверждении Государственной программы обеспечения населения лекарственными средствами на 2004–2010 годы» [17, 18].

Во исполнение программы был разработан ряд  мероприятий, среди которых «внедрение Государственного формуляра лекарственных  средств по принципам рационального  использования лекарственных средств на основе результатов фармакоэкономического анализа и обеспечения его регулярного обновления» [17, 18].

Центральным формулярным  комитетом при участии ГП «Государственный фармакологический центр» в 2009 г. был  разработан и издан первый Государственный формуляр лекарственных средств в виде бумажного документа и на электронных носителях, с последующим его обновлением (1 раз в год). В настоящее время действующим является 4-й выпуск Государственного формуляра, утвержденный в 2012 г., и готовится 5-й выпуск. Использование и распространение Национального формулярного руководства обеспечивается путём взаимодействия государственного (центральный формулярный комитет), регионального (региональный формулярный комитет) и локального (фармакотерапевтическая комиссия учреждения здравоохранения) уровней.

Центральный формулярный  комитет обеспечивает разработку и  обновление Государственного формуляра, его распространение в лечебных учреждениях для использования  в процессе обучения, последипломного  образования и организацию оценки действенности ФС в стране. Региональный формулярный комитет, объединяющий вещущих медицинских и фармацевтических специалистов областных и районных управлений здравоохранения, на основе Государственного формуляра разрабатывает региональный формуляр, постоянно его обновляет, контролирует обоснованность и соблюдение формуляров лечебными учреждениями, проводит мониторинг и оценку действенности ФС на уровне региона. Фармакотерапевтическая комиссия учреждения здравоохранения играет ключевую роль в обеспечении доступности лекарственных средств и оптимизации лекарственного обеспечения на местном уровне. Согласно статистике заболеваний населения в регионе, профилю организации, утверждённым стандартам и протоколам лечения комиссия на основе регионального формуляра составляет локальный список-формуляр, проводит мероприятия по соблюдению рациональной фармакотерапии, формирует первичную информацию о действенности ФС [18, 19].

 

Выводы:

 

Таким образом, создание и внедрение формулярной  системы гарантирует обеспечение больных качественными и эффективными лекарственными средствами, способствует разработке и внедрению новых методик фармакотерапии, а также позволит усовершенствовать методики отбора эффективных, безопасных и целесообразных в фармакоэкономическом отношении препаратов, будет способствовать распространению новой объективной научно обоснованной информации среди медицинского персонала и пациентов[20].

 

Список  литературы

1. The patient in focus –  in strategy for pharmaceutical sector reform in newly independent states. Copenhagen // WHO EURO, 1998. – 145 p.

2. Prescription medication costs: a study of physician familiarity / M. E. Ernst, M. W. Kelly, J. D. Hoehns [et al.] // Arch. Fam. Med. – 2000. – Vol. 9. – P. 1002–1007.

3. Johnson J. Drugrelated morbidity and mortality / J. Johnson, J. Boatman // Arch. Intern. Med. – 1995. – Vol. 155 (9). – P. 1949–1956.

4. Немченко А.  С. Фармакоэкономика как важнейший  инструмент формирования национальной лекарственной политики / А. С. Немченко, А. Л. Панфилова // Провизор. – 2003. – № 22. – С. 3–5.

5. Железняк Е.С. Экономические предпосылки к внедрению формулярной системы качества структуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения / Е. С. Железняк, О. Н. Булавин, К. П. Жидков [и др.] // Менеджер здравоохранения. – 2007. – № 10. – С. 27–31.

6. Цой А. Н.  Применение системы доказательной  медицины в лечении бронхиальной  астмы / А. Н. Цой, В. В. Архипов // Рус. мед. журн. – 2001. – № 1. – С. 4–8.

7. Чучалин А.  Г. Формулярная система: ключевые  понятия / А. Г. Чучалин, Ю. Б. Белоусов, В. С. Шухов // Рус. мед. журн. – 1999. – Т. 7, № 15. – С. 13–18.

8. How to develop and implement a national drug policy. 2 ed. – Geneva : WHO, 2001. –  83 p.

9. Ван дер  Хейде Б. Экспорт медикаментов  в развивающиеся страны: проблемы остаются нерешенными / Ван дер Хейде Б. // Монитор основных лекарств. – 1995. – № 4. – С. 6.

10. Мальцев В. І. Формулярна система: основні поняття та терміни / В. І. Мальцев, А. М. Морозов, В. Д. Парій [та ін.] // Вісник фармакології та фармації. – 2007. – № 12. – С. 57–61.

11. Ушкалова  Е. А. Роль формулярной системы  в решении проблем рационального использования лекарств / Е. А. Ушкалова // Клин. фармакология и терапия. – 1998. – № 4. – С. 80–81.

12. Egger М. Metaanalisis: principles and procedures / М. Egger, G. Smith Davey // BMJ. – 1997. – № 315. – P. 1371–1374.

13. Аппэкс Оливье. Опыт функционирования формулярной системы в странах Евросоюза, Северной Америки и Австралии и перспективы внедрения в Украине / Оливье Аппэкс // Провизор. – 2005. – № 13. – С. 35–36.

14. Чучалин А.  Введение формулярной системы  в России: пользы больше, чем риска / А. Чучалин, В. Шухов, Д. Харпер // Ремедиум. – 1999. – № 10. – С. 34–38.

15. Сулейманов C. Ш. Создание лекарственного формуляра  – первый этап по рациональному использованию лекарственных средств / C. Ш. Сулейманов, С. В. Дьяченко, Т. Н. Шишкина // Матер. Рос. науч.-практ. конф. “Рациональное использование лекарств”. – Пермь, 2000. – С. 11–12.

16. Парій В.  Д. Досвід впровадження лікарського  формуляра в лікувальних закладах Житомирської області / В. Д. Парій, С. М. Грищук, О. К. Толстанов [та ін.] // Матер. II науч.-практ. конф. «Фармакоэкономика в Украине: состояние и перспективы развития», г. Харьков, 21–22 мая 2009 г. – Харьков, 2009. – С. 137–139.

17. Сятиня М.  Л. Національна формулярна система як етап медичної стандартизації в період реформування системи охорони здоров’я України / М. Л. Сятиня, А. Б. Зіменковський, В. Я. Сятиня // Ліки України. – 2003. – № 11. – С. 83–85.

18. Пономаренко  В. М. Формулярна система України: концептуальні підходи розробки та впровадження: метод. рекомендації / В. М. Пономаренко, А. Б. Зіменковський, О. Ю. Грем. – К.,2005. – 31 с.

 

19. Думенко Т.  М. Державний формуляр лікарських  засобів – новий етап раціонального  застосування ліків в Україні / Т. М. Думенко, А. М. Морозов, В. Д. Парій [та ін.] // Охорона здоров’я України. – 2009. – № 1 (33). – С. 184–185.

20. Звягинцева  Т. В. Формулярна система лекарственного  обеспечения: мировой опыт и  развитие в Украине / Т.В. Звягинцева, С.И. Миронченко // Експериментальна і клінічна медицина. – 2011. - №2(51) – С. 61-66

 


Информация о работе Проблемы и перспективы внедрения формулярной системы в Украине