Проблемы и перспективы развития России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 22:29, доклад

Краткое описание

Россия, обладая крупнейшим в мире запасами железорудного сырья, солидной промышленной базой по его переработке и транспортировке, имеет реальные возможности занять одно из ведущих мест в мире среди экспортеров ЖРС. Однако до настоящего времени основные рынки сбыта российской продукции расположены в соседних странах (Украина, страны Восточной Европы), что связано с неразвитой транспортной инфраструктурой в России, а также традиционными кооперативными связями.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 21.56 Кб (Скачать файл)

2.Проблемы и  перспективы развития России.

 

   2.1.Экономическая оценка рынка сырья.

 

.Россия, обладая крупнейшим  в мире запасами железорудного сырья, солидной промышленной базой по его переработке и транспортировке, имеет реальные возможности занять одно из ведущих мест в мире среди экспортеров ЖРС. Однако до настоящего времени основные рынки сбыта российской продукции расположены в соседних странах (Украина, страны Восточной Европы), что связано с неразвитой транспортной инфраструктурой в России, а также традиционными кооперативными связями. Как показывает практика, формирование железорудного направления внешнеэкономической политики России сталкивается с рядом трудностей. Следует отметить отсутствие целостной концепции внешнеэкономической политики страны на этом направлении с учетом российских экономических и геополитических интересов. Кроме того, очевидно несовершенство внешнеэкономической деятельности ведущих российских компаний, что в немалой степени связано с отсутствием у них стратегии или хотя бы концепции такой стратегии.

В ходе анализа трудностей развития железорудного комплекса  России были выделены и проанализированы проблемы качества ЖРС, проблемы с ценами, проблемы развития транспортной инфраструктуры, проблемы реформирования и реструктуризации железорудной промышленности, социально-политические и геополитические проблемы. Перечисленные выше проблемы представляют реальную угрозу для экономической безопасности страны и существенно сдерживают использование экспортного потенциала железорудного комплекса страны. Их причины порождены совокупным воздействием целого ряда следующих факторов: отсутствие долговременной ценовой и тарифной политики как основы регулирования отношений между основными субъектами железорудного комплекса (горнодобывающие компании, железные дороги, потребители ЖРС), а также с государством; высокие транспортные расходы потребителей российского ЖРС, в том числе зарубежных, как следствие удаленного размещения основных добывающих регионов по отношению к зарубежным рынкам; негативные социальные и экологические последствия снижения производства и закрытия низкорентабельных шахт и карьеров в регионах страны, где горные предприятия являются, как правило, градообразующими; отсутствие единой информационно-аналитической системы сбора и обработки информации о состоянии предприятий отрасли и рынков ЖРС.

Рекомендации

Основной целью данного  исследования является разработка структуры  и ключевых элементов концепции  внешнеэкономической политики России в сфере экспорта ЖРС. По мнению автора в общую структуру такой концепции целесообразно включить следующие элементы: национальные интересы в сфере экспорта ЖРС; цели и задачи внешнеэкономической политики; направления и приоритеты такой политики с учетом особенностей мирового рынка ЖРС; инструменты и механизмы реализации. Такая концепция должна иметь два уровня: государственный и корпоративный.

1. Касаясь определения  национальных интересов на мировых  рынках ЖРС, следовало бы найти  разумное сочетание между интересами  государства и интересами российских  компаний, осуществляющих добычу, переработку, транспортировку и экспорт ЖРС. Как представляется, интересы государства - это, прежде всего дальнейшее устойчивое развитие всего железорудного промышленного комплекса страны с учетом общенациональных и региональных социально-экономических и экологических условий развития страны. По мере становления, укрепления и корпоративного развития российских компаний железорудного комплекса происходит постепенное формирование их внешней стратегии и международных интересов. В частности, очевидно, что внешнеэкономические интересы этих компаний связаны, в первую очередь, с обеспечением надежного доступа на рынки; со своевременной оплатой за проданную продукцию, а также с приобретением объектов инфраструктуры в зарубежных странах. В связи с этим возникает необходимость определения их общих и индивидуальных внешнеэкономических интересов в целях более четкой постановки конкретных задач для экономической дипломатии.

2. Автор считает, что  основными целями внешнеэкономической  политики России на железорудном  направлении является укрепление  позиций России и российских  компаний на мировых рынках  ЖРС, защита интересов отечественных производителей и экспортеров ЖРС, а также оказание содействия внешнеполитическими средствами включению страны в равноправное международное сотрудничество в железорудной отрасли.

3. Среди задач следует выделить формулирование принципов таможенной политики в сфере торговли ЖРС, создание необходимых экономических условий для повышения конкурентоспособности российской продукции ЖРС на внешних рынках, разработка удовлетворяющей современные условия эффективной тарифной политики государства, обеспечивающей рациональное взаимодействие предприятий железнодорожного транспорта, ГОКов и энергогенерирующих предприятий, введение конкурентоспособных транспортных тарифов при поставках ЖРС на экспорт, разработка приемлемых для предприятий железорудной отрасли условий реструктуризации и погашения их долгов, образовавшихся на первых этапах реформирования отрасли, осуществление комплекса мер по снижению издержек производства в железорудной отрасли, разработка и внедрение в горнорудных компаниях систем менеджмента качества с последующей сертификацией на соответствие их международным стандартам, создание необходимых условий длянаращивания экспорта ЖРС в долгосрочной перспективе, включая участие в проектах создания новых специализированных терминалов по перевалке ЖРС в морских портах России, в которых намечено сооружение угольных и сухогрузных терминалов.

 

 

 
Наличие природных ресурсов, их количество, качество и сочетание определяют природно-ресурсный потенциал территории и являются главным условием размещения производительных сил на данной территории. При освоении крупных источников природных ресурсов возникают крупные  промышленные центры, формируются хозяйственные  комплексы и экономические районы. Природно-ресурсный потенциал района оказывает влияние на его рыночную специализацию и место в территориальном  разделении труда. Размещение, условия  добычи и характер использования  природных ресурсов влияют на содержание и темпы регионального развития.

В условиях развития рыночной экономики, которая предполагает существование  различных видов собственности, в том числе и частной, на природные  ресурсы, распределение ресурсов между  пользователями и потребителями  во многом зависит от спроса и предложения  на ресурсных рынках.

Россия имеет мощный и разнообразный  природно-ресурсный потенциал, способный  обеспечить необходимые объемы собственного потребления и экспорта. В стране открыто и разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. Она находится на первом месте  в мире по запасам большинства  природных ресурсов, в том числе  по запасам природного газа, каменного  угля, железных руд, ряда цветных и  редких металлов, торфа, а также занимает ведущее место по запасам земельных, водных и лесных ресурсов.

Россия играет важную роль в мировом  минерально-сырьевом комплексе. Из общего объема полезных ископаемых добываемых в мире, на ее долю приходится 28% природного газа, апатитов - 55%, алмазов -26, никеля - 22, каменных солей - 16, железной руды - 14, цветных и редких металлов - 13, нефти - 12, каменного угля - 12%. Дефицитными видами минерального сырья в нашей стране являются марганцевые руды, хромовые, урановые, титановые руды, а также цирконий, бокситы, некоторые виды нерудного минерального сырья. Их дефицит обусловлен отсутствием на территории России крупных месторождений.

Залежи полезных ископаемых имеют  различную степень изученности  и различную степень точности оценки. В зависимости от степени  разведанности запасы в России подразделяются на четыре категории: А, В, С1, С2. А - это запасы, изученные и разведанные с наибольшей детальностью; В и С- запасы, разведанные с относительно меньшей детальностью; С- запасы, оцененные предварительно. Кроме запасов этих категорий, которые подсчитываются обычно по отдельным месторождениям, выделяются прогнозные запасы (т. е. предполагаемые, неизученные) для оценки потенциальных возможностей новых рудных зон или районов, бассейнов и перспективных территорий. Суммарные запасы полезных ископаемых района, бассейна, республики или страны целом (т. е. все запасы, изученные или разведанные, а также прогнозные) объединяются в общие геологические запасы.

По своему хозяйственному значению запасы полезных ископаемых делятся  на две группы.

1. Балансовые (кондиционные) - это те  запасы, использование которых экономически  целесообразно в настоящее время  и которые удовлетворяют промышленным  требованиям как по качеству сырья, так и товарно-техническим условиям эксплуатации.

2. Забалансовые (некондиционные) - это те запасы, использование которых в настоящее время экономически нецелесообразно вследствие малой мощности залежей, низкого содержания ценного компонента, особой сложности условий эксплуатации, необходимости применения очень сложных процессов переработки, но которые в дальнейшем могут быть объектом промышленного освоения.

Согласно экономической классификации  природные ресурсы делятся на: 1) ресурсы материального производства, в том числе промышленности (топливо, металлы, воды, древесина, рыба) и сельского  хозяйства (почва, воды для орошения, кормовые растения, промысловые животные); 2) ресурсы непроизводственной сферы, в том числе прямого потребления (питьевая вода, дикорастущие растения и промысловые животные) и косвенного (например, использование для отдыха зеленых насаждений и водоемов).

Природные ресурсы классифицируются также по принципу исчерпаемости: исчерпаемые, в том числе возобновимые (растительность, почвы, вода, животный мир) и невозобновимые (минеральные ресурсы); неисчерпаемые (энергия солнца, ветра, текучих вод и т. д.).

По происхождению и природным  свойствам выделяют: 1) минеральные  ресурсы (полезные ископаемые), 2) земельные, 3) водные, 4) биологические, 5) климатические (солнечное тепло и свет, осадки), 6) ресурсы энергии природных процессов (солнечного излучения, внутреннего  тепла земли, ветра и т. п.).

Особо важное значение имеют минеральные ресурсы. По характеру использования минеральные ресурсы делятся на три группы: топливно-энергетические (нефть, природный газ, уголь, торф, горючие сланцы); металдорудные - руды черных, цветных, редких и благородных металлов; неметаллические (нерудные), в их числе апатиты, фосфориты, различные соли, слюда, графит, асбест, строительное сырье).

Экономическая оценка природных ресурсов включает учет множества факторов (экономических, социальных, технических, эколого-географических), которые обусловливают пространственные различия и значимость природных  ресурсов для жизни и деятельности человека. При их экономической оценке используются следующие параметры: масштаб месторождения, определяемый его суммарными запасами; качество полезного ископаемого, его состав и свойства, условия эксплуатации; мощность пластов и условия залегания; хозяйственное значение; годовой  объем добычи.

Среди природных ресурсов большое  значение для обеспечения развития производства, жизни и деятельности общества имеют топливно-энергетические ресурсы. Главной особенностью размещения топливно-энергетических ресурсов является неравномерность их размещения по территории страны. Более 90% всех топливно-энергетических ресурсов расположено в восточных  районах страны, а на европейскую  часть, включая Урал, приходится менее 10%. В то же время 3/4 всего потребления топлива энергии приходится именно на европейскую часть и Урал. 

 

 


Информация о работе Проблемы и перспективы развития России