Проблемы и перспективы управления внешним долгом в условиях глобальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 02:57, доклад

Краткое описание

Международная задолженность является острой проблемой мировой экономики. Экономическое положение страны в результате глобализации финансовых рынков все больше зависит от внешних источников, необходимых для покрытия дефицита государственного бюджета, внутреннего инвестирования, социально-экономических реформ. Мобильность и масштабы потоков капитала, зависят от уровня развития стран. Финансовые ресурсы, получаемые страной на коммерческих условиях в виде финансовой помощи, приводят к возникновению внешнего долга, поскольку требуют соответствующей оплаты. Таким образом, внешний долг — это сумма финансовых обязательств страны перед иностранными кредиторами по непогашенным внешним ссудам и невыплаченным по ним процентам. 1

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы и перспективы управления внешним долгом в условиях глобальной экономики.docx

— 28.91 Кб (Скачать файл)

 «Проблемы и перспективы управления внешним долгом в условиях глобальной экономики»

 

Международная задолженность  является острой проблемой мировой  экономики. Экономическое положение  страны в результате глобализации финансовых рынков все больше зависит от внешних  источников, необходимых для покрытия дефицита государственного бюджета, внутреннего  инвестирования, социально-экономических реформ. Мобильность и масштабы потоков капитала, зависят от уровня развития стран. Финансовые ресурсы, получаемые страной на коммерческих условиях в виде финансовой помощи, приводят к возникновению внешнего долга, поскольку требуют соответствующей оплаты. Таким образом, внешний долг — это сумма финансовых обязательств страны перед иностранными кредиторами по непогашенным внешним ссудам и невыплаченным по ним процентам. 1

В последние десятилетия  проблема государственного внешнего долга  стала одной из актуальных проблем, стоящих перед мировым экономическим сообществом, поскольку при чрезмерном развитии рынка государственного долга правительство вынуждено ограничивать инвестиционные капиталовложения в национальное хозяйство; увлечение государства внешними заимствованиями приводит к чрезмерной зависимости отечественных финансов от финансов международных и к потере своей политической независимости.2 Но несмотря на реализацию ряда мер и инициатив, направленных на сдерживание роста государственного внешнего долга, размеры мирового внешнего долга продолжают расти. При этом увеличение объемов внешнего долга наблюдается не только в развивающихся странах, испытывающих недостаток собственных ресурсов, но и в ряде развитых стран, имеющих значительные внутренние сбережения.

Так, по данным Международной организации кредиторов (WOC)  в 2012 году внешний долг 50 крупнейших государств мира достиг $65 трлн. И это не предел: по информации Еврокомиссии, внешний долг подавляющего большинства государств в еврозоне только нарастает. В частности, увеличение долга относительно ВВП в 2012-2013 гг. ожидалось в Испании, Франции, Греции, Португалии и Ирландии.3 Этот рост обусловлен государственными вливаниями, в том числе за счет заимствований у нерезидентов. Согласно опубликованной Банком России статистике, внешний долг РФ за 2012 год вырос на 83,408 млрд долларов. Так, по данным ЦБ на 1 января 2013 года, показатель составил 623,963 млрд долларов по сравнению с 540,555 млрд долларов на 1 января 2012 года.4

При оценке необходимости  и целесообразности внешних заимствований и их влияния на экономический рост не стоит забывать и о том, что долговые обязательства перед иностранными кредиторами, формирующиеся при получении банковских кредитов, займов у иностранных и международных кредитных учреждений, эмиссии долговых ценных бумаг на иностранных и международных рынках, требуют своевременного возврата средств и процентов вне зависимости от экономической ситуации в стране-заемщике, что зачастую оказывается весьма проблематичным. Именно поэтому проблеме активного управления государственным долгом, цель которого состоит в создании условий использования имеющихся возможностей внешнего финансирования, не порождая будущих проблем с платежным балансом или государственным бюджетом, а также проблеме построения эффективной системы взаимосвязей между выработкой стратегических ориентиров в фискальной, денежно-кредитной и долговой сферах посвящено значительное количество теоретических и практических разработок последних десятилетий.5

Эффективное управление внешним  долгом включает три специфических  взаимосвязанных процесса:

  1. выбор подходящего вида финансирования;
  2. решение о размере заимствования;
  3. создание системы статистики внешнего долга (ведение полной и своевременной отчетности о существующем долге страны).6

Современные методы управления внешним долгом, применяемые странами и международными финансовыми организациями в мировой практике, подразделяются на следующие виды:

    • конверсия долга;
    • секьюритизация долга;
    • выкуп долга;
    • списания части или всей суммы долга;
    • реструктуризация долга.7

Анализ зарубежного опыта  управления внешним долгом показывает, что в большинстве развитых стран  и ряде развивающихся стран, достигших  наибольшего прогресса в облегчении бремени внешнего долга, используется тактика активного управления долгом, которая предполагает непрерывное  приспособление параметров долга к  складывающейся конъюнктуре на рынке. Это достигается посредством  постоянного мониторинга колебаний  процентных ставок и курсов валют, а  также выбора между различными сегментами рынка, посредством сопоставления  с определенными бенчмарками.

В то же время, в нашей  стране до сих пор используется тактика  управления внешним долгом, не предполагающая оперативного приспособления основных параметров заимствований к изменяющимся условиям на мировом кредитном рынке. В настоящий момент нашей страной  практически не используются современные  инструменты мирового финансового  рынка для эффективного управления внешним долгом.

Одной из важнейших задач, стоящих перед управлением внешним  долгом, является определение его  оптимальной структуры. Опыт внешних заимствований ряда зарубежных стран демонстрирует, что неэффективность

структуры долга в части  сроков погашения, валюты займа или  процентных ставок, а также значительные по размерам и не обеспеченные резервами  условные обязательства, являлись основными  факторами зарождения и распространения  долговых и финансовых кризисов.

Эффективное управление долгом невозможно без расчета максимальных размеров внешнего долга, которые может  иметь страна без каких-либо серьезных  негативных последствий для своей  экономики. Всемирный Банк для определения  максимально допустимого уровня внешнего долга конкретной страны предлагает использовать модель предельно допустимого  уровня долга.

Также важной составляющей управления внешним долгом является планирование условий привлечения внешних заимствований. При планировании новых займов большое значение играет выбор условий заимствований в зависимости от структуры доходов страны-заемщика, которые могут, как усилить, так и ослабить бремя внешнего долга.

Участниками международных  финансовых отношений для сокращения финансовых рисков в последние годы активно использовались различные  способы хеджирования. Эти способы  варьируются в зависимости от страны, где они применяются. Так, в Италии для минимизации рисков в основном используются свопы процентных ставок, в Аргентине и Испании  валютные свопы, а в Ирландии оба  этих инструмента. Однако применение хеджинговых инструментов может привести к некоторому удорожанию обслуживания долга, вследствие чего их использование должно быть обосновано.8

Уроки, которые можно извлечь  из позитивного зарубежного опыта  по эффективному управлению внешним долгом, таковы:

  1. страна, сталкивающаяся с трудностями при погашении внешнего долга, должна определить риски, возникающие при внешних заимствованиях и подлежащие уменьшению за счет разумного планирования и выбора правильной долговой  стратегии. В этом направлении необходимо вести постоянный анализ основных факторов, влияющих на стоимость обслуживания внешнего долга, находить степень корреляции между ними, а также способы нейтрализации их негативных проявлений;
  2. страна-должник должна находиться в тесном сотрудничестве с кредиторами;
  3. необходимо понимать, что не существует универсального средства для решения проблем внешнего долга. Исходя из этого, система управления внешним долгом должна учитывать ряд особенностей каждой страны.

На сегодняшний день в  России актуальной также остаются разработка и внедрение компьютеризированной национальной системы управления внешним  долгом. К сожалению, в настоящее  время можно говорить о фрагментарной  компьютеризации системы управления долгом отдельных ведомств: Минфина, Внешэкономбанка, Центробанка.9

В целом, анализируя изменения, произошедшие в сфере управления внешним долгом за последние десятилетия, можно отметить значимость осуществленных реформ и внедренных новаций. Современный  набор финансовых инструментов и  накопленный на национальном и международном уровне опыт позволяют странам эффективно управлять портфелем внешних заимствований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Что такое официальный внешний долг? URL: http://www.theomniguild.com/chto-takoe-oficzialnyj-vneshnij-dolg.html

2 Государственный внешний долг и макроэкономическая динамика. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3913

3 Рейтинг стран по объему внешнего долга. URL: http://dokumentika.org/ekonomicheskoe-oruzhie/spisok-stran-mira-po-vneshnemu-dolgu

4 Обязывающая задолженность: URL: http://expert.ru/2013/01/14/obyazyivayuschaya-zadolzhennost/

5 Внешние заимствования государств: теоретический, практический и региональный аспекты. URL: http://www.cbr.ru/publ/MoneyAndCredit/Dmitriev.pdf

6 Управление внешним долгом. URL: http://polbu.ru/zhuk_finance/ch27_all.html

7 Реструктуризация внешнего долга в системе методов управления внешним долгом. URL: http://uchebnikionline.ru/finansu/mizhnarodni_finansi_-_dyakonova_ii/restrukturizatsiya_zovnishnogo_borgu_sistemi_metodiv_upravlinnya_zovnishnim_borgom.htm

8 Зарубежный опыт управления внешним долгом и возможности его использования в России. URL: http://www.vavt.ru/journal/id/4A14DE/$File/32-38.pdf

9 Поиск эффективных путей управления и дополнительных источников финансирования внешнего долга России. URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2010/pdf/13/44a.pdf

 


Информация о работе Проблемы и перспективы управления внешним долгом в условиях глобальной экономики