Проблемы и перспективы функционирования МВС в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 01:09, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время практически все страны используют преимущества международного разделения труда, специализации и кооперации. Возрастающая интернационализация производства заставляет предприятия, банки правительства и физические лица выходить на мировой рынок.
Принципы работы экономического субъекта на внешнем рынке во многом отличаются от принципов его работы на внутреннем рынке. Именно поэтому при выходе на международный рынок необходимо учитывать огромное количество экономических и политических обстоятельств.

Содержание

Введение 3
1. Сущность, структура и функции Мировой валютной системы 5
2. Особенности становления и этапы развития Мировой валютной системы. 8
2.1. От золотомонетного к золотодевизному стандарту. 8
2.2. Бреттон-вудская валютная система. 11
2.3. Ямайская валютная система. 15
2.4. Европейская региональная валютная система. 19
3. Проблемы и перспективы функционирования МВС в современных условиях. 26
Заключение 33
Список использованных источников и литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ДКБ оконч..doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Кризис Бреттон-вудской системы достиг кульминации весной и летом 1971 года, когда в его эпицентре оказалась главная резервная валюта. Кризис доллара совпал с длительной депрессией в США после экономического кризиса 1969-1970 гг. Кризис американской валютной системы выразился в массовой продаже ее за золото и за устойчивые валюты, а так же в падении курса доллара. Самой стабильной оказалась валютная зона французского франка, которая существует и по настоящее время, объединяя ряд стран Центральной Африки.

    Поиски выхода из кризиса завершились компромиссным Вашингтонским соглашением “группы десяти” 18 декабря 1971 года. Была достигнута договоренность по следующим пунктам:

  1. Девальвация доллара на 7,89% и повышение официальной цены доллара на 8,57% до 38 дол. за унцию.
  2. Ревальвация ряда валют.
  3. Расширение пределов колебания валютных курсов с +/- 1% до +/- 2,25% от их паритетов и установление центральных курсов вместо валютных паритетов.
  4. Отмена 10%-й таможенной пошлины США.

Вашингтонское соглашение временно сгладило противоречия, но не уничтожило их. В феврале-марте 1973 года валютный кризис вновь обрушился на доллар, и цена за унцию упала до 42,22%.

Можно сделать вывод, что развалом второй мировой валютной системы послужил недостаток резервных средств (долларов, фунтов стерлингов, золота), который вел к торможению мировой торговли, в то же время избыток привел к дестабилизации системы фиксированных валютных курсов.

 

2.3. Ямайская валютная система.

 

Кризис Бреттон-вудской валютной системы породил обилие проектов валютной реформы. Соглашение стран – членов МВФ в Кингстоне (январь 1976 г.) было названо – Ямайское соглашение. Это соглашение, известное под образным названием “коктейль из ямайского рома”, определило контуры новой международной валютной системы.

Основой этой системы являются плавающие обменные курсы и многовалютный стандарт. Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей:

  1. выравнивание темпов инфляции в различных странах;
  2. уравновешивание платежных балансов;
  3. расширение возможностей для проведения независимой внутренней

денежной политики отдельными центральными банками.

Новизна и особенность Ямайской валютной системы состояли в следующем: введен стандарт СДР, или специальные права заимствования (“special drawing rights”), то есть “это международный резервный актив, эмиссия которого осуществляется МВФ и распределяется между странами-членами пропорционально их квотам в МВФ. СДР не имеют материально-вещественной формы существования и фигурируют лишь в виде бухгалтерской записи на счетах центральных банков, а также на специальном счете МВФ”. СДР был введен вместо золотодевизного стандарта. Отменена официальная валютная цена золота, а также заявлено о недопустимости установления государственного или межгосударственного контроля над мировыми рынками золота с целью искусственного замораживания его цены[6, гл.3.3].

Одновременно были приняты и решения, касающиеся использования золота, которое находилось в распоряжении МВФ. Одну шестую часть золотого запаса (а это составляло 25 млн. тройский унций, или 777,6 т.) МВФ возвратил старым членам в обмен на их национальные валюты по существовавшей до Ямайского соглашения официальной цене (35 ед. СДР за одну унцию) пропорционально их квотам в капитале Фонда. 
 Таким образом, центральные банки получили возможность свободно покупать золото на частном рынке по складывающимся там ценам и совершать сделки в золоте между собой на базе его рыночной стоимости. Так же было упразднено существовавшее до того времени обязательство стран-участниц МВФ делать взнос в капитал Фонда в золоте. Было ликвидировано право МВФ требовать от стран-участниц золото в счет их взносов в капитал Фонда или при осуществлении каких-либо операций с этими странами.

Одним из основных принципов Ямайской валютной системы была юридически завершенная демонетизация золота. Была отменена официальная цена на золото, были отменены золотые паритеты, прекращен размен долларов на золото.

Ямайское соглашение окончательно упразднило золотые паритеты национальных валют, равно как и единицы СДР. Поэтому оно рассматривалось на Западе как официальная демонетизация золота, лишение его всяких денежных функций в сфере международного оборота. Было положено начало фактического вытеснению желтого металла из системы международных валютных отношений[6, гл.3.3].

Интернационализация системы международных ликвидных активов, формирование коллективной валютной единицы призваны оказывать стабилизирующее воздействие на мировую экономику, смягчать последствия нарушений равновесия платежных балансов, служить своего рода заслоном на пути перенесения возмущений, вызываемых такого рода нарушениями, на внутреннюю экономику страны.

В соответствии с этим положением устава МВФ, относящиеся к механизму СДР, были внесены определенные изменения:

  1. Привязка стоимости СДР к золоту прекращает свое существование.
  2. Странам-участницам предоставляется возможность вступать по взаимному согласию в сделки друг с другом с использованием СДР без предварительного принятия Фондом какого-либо общего или специального решения по данному вопросу.
  3. МВФ может разрешать странам-участницам производить между собой операции по использованию СДР. В мае 1979 года директорат МВФ принял резолюцию, предоставившую странам-участницам право осуществлять различные операции, такие как, погашение любого договорного обязательства без перевода валюты, в которой произведена сделка, предоставление кредитом в СДР, использование их в качестве залога при получении займов и т.п.
  4. СДР заменяют золото и национальные валюты при осуществлении платежей странами-членами Фонду и Фондом странам-членам, и их возможное использование в операциях сделках, производимых в рамках общего департамента МВФ, должно быть расширено.

Но, итоги функционирования СДР свидетельствуют о том, что они оказались далеки от мировых денег. Более того, возникли проблемы эмиссии и распределения, обеспечения, метода определения курса и сферы использования СДР. Вопреки замыслу СДР не стали эталоном стоимости, главным международным резервным и платежным средством.

Введение плавающих вместо фиксированных валютных курсов в большинстве стран в марте 1973 года не обеспечило их стабильности, несмотря на огромные затраты на валютную интервенцию. Этот режим оказался неспособным обеспечить выравнивание платежных балансов, покончить с внезапными перемещениями “горячих денег”, с валютной спекуляцией.

Ямайская валютная реформа не обеспечила валютной стабилизации. Кредитные возможности МВФ, несмотря на увеличение кредитов, остались скромными по сравнению с огромными международно-финансовыми потоками и дефицитом платежных балансов.

На фоне многочисленных проблем, связанных с колебанием валютных курсов, особый интерес в мире вызывает опыт функционирования зоны стабильных валютных курсов в Европе, который позволяет входящим в эту валютную группировку странам устойчиво развиваться, невзирая на проблемы, возникающие в мировой валютной системе.

 

2.4. Европейская региональная валютная система.

 

По причине нестабильности Ямайской валютной системы Западноевропейские страны - члены ЕС - не могли позволить себе проведение автономной валютной политики без риска поставить под угрозу торговлю и вообще всю систему экономического сотрудничества внутри сообщества. В начале 70-х годов они ввели режим, получивший название "валютная змея". На практике это означало установление жестких пределов взаимных колебаний курсов валют стран-участниц по отношению друг к другу и их "совместное плавание" по отношению к доллару. Вскоре они создали собственную международную, а точнее региональную валютную систему в целях стимулирования процесса экономической интеграции.

Непосредственный толчок планам создания ЕВС (Европейской валютной системы) дали Ямайские соглашения о реформе МВС (1976-1978 годов), основные принципы которой не отвечали интересам Западноевропейских стран, а именно: страны ЕЭС (Европейского экономического сообщества) не были удовлетворены функционированием системы СДР и ее тесной связью с американским долларом, кроме того они были недовольны введением плавающих курсов, отрицательно сказывающихся на их внешней торговле и функционировании уже созданных интеграционных процессов ЕЭС.

В конце 70-х годов активизировались поиски путей создания эффективного экономического и валютного союза. В итоге затяжных и трудных переговоров 13 марта 1979 в составе 8 стран “общего рынка” (Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Ирландия, Дания) года была создана Европейская валютная система[6, гл.3.4].

Целями новой валютной системы были следующие:

1. Обеспечить достижение экономической  интеграции.

2. Создать зону европейской стабильности  с собственной валютой в противовес  Ямайской валютной системе, основанной  на долларовом стандарте.

3. Оградить «общий рынок» от  экспансии доллара.

Европейская валютная система - это совокупность экономических отношений, связанная с функционированием валюты в рамках экономической интеграции; государственно-правовая форма организации валютных отношений стран «общего рынка» с целью стабилизации валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов[6, гл.3.4].

ЕВС - подсистема Мировой валютной системы (Ямайской). Особенности западноевропейского интеграционного комплекса определяют структурные принципы Европейской валютной системы, отличающиеся от Ямайской валютной системы:

1. ЕВС базировалась на ЭКЮ - европейской  валютной единице. Условная стоимость  ЭКЮ определялась по методу  валютной «корзины», включающей  валюты 12 стран Европейского союза. Доля валют в корзине ЭКЮ зависела от удельного веса стран в совокупном ВВП государств- членов ЕС, их взаимном товарообороте и участия в краткосрочных кредитах поддержки. Поэтому самым весомым компонентом ЭКЮ -примерно 1/3- явилась марка ФРГ. В сентябре 1993 года в соответствии с Маастрихтским договором «абсолютный» вес валют в ЭКЮ был заморожен, однако «относительный» вес колебался в зависимости от рыночного курса валют. Так, в октябре 1993 года доля марки ФРГ равнялась 32,6%, французского франка-19,9%, фунта стерлингов- 11,5%, итальянской лиры-8,1% и датской кроны-2,7% .

Ежедневно определяется расхождение между рыночным и центральным курсами каждой валюты в ЭКЮ. Рыночный курс валюты может достигнуть предела отклонений по отношению к ЭКЮ, не выйдя за пределы его допустимых колебаний по отношению к национальным валютам стран-участниц ЕВС. Этот механизм призван заранее предупреждать страны о приближающемся нарушении двусторонних соотношений валютных курсов.

В решении о создании ЕВС предусматривалось, что ЭКЮ станет:

- Основой для расчетов в рамках  механизма, определяющего валютные курсы.

-Средством осуществления валютных  интервенций, заключения сделок  и предоставления кредитов.

- Средством расчетов между центральными  банками стран-членов, а также  между валютными органами ЕЭС.

- Реальным резервным активом.

2. В отличие от Ямайской валютной  системы, юридически закрепившей  демонетизацию золота, ЕВС использовала  его в качестве реальных резервных  активов. Во-первых, эмиссия ЭКЮ была  частично обеспечена золотом. Во-вторых, с этой целью создан совместный  золотой фонд за счет объединения 20% официальных золотых резервов стран ЕВС.

3. Режим валютных курсов основан  на совместном плавании валют  в форме «европейской валютной  змеи»- кривой, описывающей совместные  колебания курсов валют стран  Европейского сообщества относительно курсов других валют, которые не входят в данную валютную группировку- в установленных пределах взаимных колебаний (+/- 2,25% от центрального курса, для некоторых стран, в частности Италии, +/-6% до конца 1989 года, затем Испании с учетом нестабильности их валютно-экономического положения. С августа 1993 года в результате обострения валютных проблем Европейского союза, рамки колебаний расширены до 15%.

Создание ЕВС - явление закономерное. Эта валютная система возникла на базе западноевропейской интеграции с целью создания собственного валютного центра. Однако, будучи подсистемой мировой валютной системы, ЕВС испытывает отрицательные последствия нестабильности последней и влияния доллара США[6, гл.3.4].

Несмотря на это, ЕВС успешно занимает важное место в системе международных валютно-финансовых отношений. Наиболее реальными достижениями ЕВС являются:

- успешное развитие ЭКЮ, которая  приобрела ряд черт мировой  валюты, хотя ещё не стала ею  в полном смысле;

- относительная стабилизация валют, хотя периодически рассматриваются их курсовые соотношения;

- объединение 20% официальных золотодолларовых  резервов;

- развитие кредитно-финансового  механизма поддержки стран-членов;

Переломным этапом в развитии западноевропейской интеграции стала программа создания политического, экономического и валютного союза, разработанная комитетом Ж. Делора в апреле 1989 года.

План «Делора» предусматривал создание общего рынка, поощрение конкуренции в ЕС, координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания инфляции, стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенствования методов покрытия.

На основе плана «Делора» к декабрю 1991 года был выработан Маастрихтский договор о Европейском союзе, предусматривающий поэтапное формирование валютно-экономического союза.

Продвижение к союзу было запланировано в виде трех последовательных этапов. Первый этап проистекал с 1 июля 1990 года до 31 декабря 1993 года. В ходе него был положен конец финансированию дефицитов госбюджетов стран-членов путем увеличения денежной массы и устранены препятствия на пути движения капиталов между странами Европейского союза и третьими странами.

Второй этап – с 1 января 1994 года до 31 декабря 1998 года – учреждение ЕВИ (Европейского валютного института), разработка юридической базы и процедур будущей ЕСЦБ (Европейской системы центральных банков) во главе с ЕЦБ (Европейским центральным банком), подготовка к введению единой валюты евро, тесная координация экономической политики стран-членов.

Информация о работе Проблемы и перспективы функционирования МВС в современных условиях