Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:22, курсовая работа
Цель работы – исследовать опыт трансформации экономических систем в постсоциалистических странах.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность переходной экономики;
- определить роль государства в переходной экономике;
- рассмотреть варианты перехода к рыночной экономики в разных странах;
Таким образом, успех польских реформ («шоковой терапии») был результатом радикального подхода со стороны правительства к минимизации социальных издержек, возникающих во время перехода к рыночной экономике, и широкой политической (и социальной) поддержки со стороны Европейского сообщества.
Независимо от политических
событий и частых смен
Вывод: Анализ различных моделей перехода от одной экономической системы к другой показал, что каждая из них может быть успешна, как «градуализм» в Китае, так, например «шоковая терапия» в Польше. Все зависит оттого в каких условиях проводится реформа и насколько последовательно правительство в реализации принятых мер. «Последовательная экономическая политика, сочетающая либерализацию рынков, внешней торговли и процесса создания новых предприятий с разумной стабильностью цен, может достичь очень многого даже в тех странах, где отсутствуют четко определенные права собственности и сильные рыночные институты»[22. c.32].
При этом нельзя не отметить, что значительно успеха достигли те страны, которые до начала реформ имели более низкий уровень экономического развития, со слаборазвитой промышленностью, чем, те где была высокая степень индустриализации. Можно поэтому, предположить, что относительно бедные сельскохозяйственные страны, имели преимущества в сравнении с более развитыми, поскольку их примитивный основной капитал был менее подвержен деформациям и, даже если и был деформирован и подлежал замене, составлял по стоимости меньшую часть ВВП и инвестиций.
Таким образом, из опыта всех стран с переходной экономикой можно сделать, по крайней мере, один общий вывод в отношении процесса реформ во всех странах: если реформы вызывают необходимость структурной перестройки (перераспределения ресурсов), то их темп должен быть таким, чтобы масштаб реструктурирования не превышал инвестиционный потенциал экономики. Это главное обоснование необходимости постепенной, а не одномоментной ликвидации тарифных и нетарифных барьеров, субсидий и иных форм государственной поддержки определенных секторов. Иначе говоря, большее падение производства в странах бывшего СССР объясняется большими диспропорциями в структуре экономики и во внешней торговле, оставшимися в наследие от плановой системы.
3 ПУТИ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЛОРУССКОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3.1 Направления и этапы
реформирования экономики
В Беларуси социальные и экономические реформы начались после распада Советского Союза. Необходимо было создать собственную государственность, национальную банковскую систему и ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально сочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования, адаптировать предприятия к условиям конкуренции на мировых рынках.
В отличие от большинства республик СССР, выбравших «шоковый» вариант реформы, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Наличие небольшого количества рыночных элементов и отсутствие по этой причине в экономике страны элементов саморегуляции системы имеет своим следствием сохранение широкой сферы административного контроля.
Необходимо выделить следующие направления экономических реформ:
1) Создание социально-
После того как Республика Беларусь получила независимость, возникла необходимость утвердить собственную стратегию экономического развития и перспективный план экономического развития. Руководство страны считало, что необходимо, с одной стороны, сформировать рыночные отношения, создать экономику, обладающую жизненными силами; с другой стороны, учитывать реальную обстановку, возникающую из рыночных отношений, и тенденции к региональному разделению и интернационализации в экономической жизни.
Правительство Беларуси с самого начала отдавало преимущества рыночной экономики и избрало эту модель в качестве цели экономических реформ.
Были утверждены первоочередные задачи при достижении данной цели:
- реструктуризация народного хозяйства;
- поиск законных оснований и форм рыночной экономики;
- создание условий и
механизмов для органического
сочетания различных форм
- введение активной политики социального благосостояния;
- коренное изменение политики вмешательства государства в экономику [26. с.39].
Необходимо отметить, что вышеперечисленные задачи правительства в процессе осуществления сильно менялись, выполнялись не полностью, а некоторые вовсе не были выполнены. Однако целью реформы неизменно оставалась рыночная экономика.
2) В ходе экономических
реформ был осуществлен
В Беларуси на начальном этапе реформ также выдвигался проект «шоковой терапии», были также попытки провести его в жизнь. Но из-за множества реальных ограничений, радикальный ход реформ очень скоро был изменен. Белорусское правительство избрало новый курс, объективно проанализировало структуру производства в стране, уровень развития экономики, состав населения, особенности национального менталитета народа, осуществило переход к постепенной форме проведения реформ, не проводило масштабной приватизации, избежало социальных волнений и углубления экономического кризиса. В период реформ государство проводило активное вмешательство во все сферы экономической жизни. Удалось также избежать такого резкого снижения уровня жизни народа, как в России. Обеспечив социальную стабильность, правительство Беларуси начало активно распространять стратегию перехода на рыночные рельсы, в некоторых отраслях экономики провело приватизацию, утвердило цели и конкретные политические установки по проведению различных этапов реформ. Например, в конце первого этапа были выдвинуты следующие задачи: создание условий для введения политики приватизации; стабилизация финансовой системы; снижение инфляции и т. д. На втором этапе реформы решались следующие проблемы: перенос центра тяжести реформ на пересмотр структуры производства; прекращение хода "малой" приватизации и начало "крупной" приватизации, а также формирование на данной основе рациональной структуры производства, подобной имеющимся в развитых странах; слияние с международной экономикой; сохранение равновесия между доходами и расходами и т. д. Значительные изменения методов данной реформы обеспечили постепенное продвижение других реформ в условиях социальной стабильности. Разумеется, с точки зрения экономических результатов реформ, скорость и масштабы реформ были недостаточно велики, что не позволило достичь планируемых результатов.
3) Центральным звеном
белорусских экономических
Беларусь - индустриальная страна, население, занимающееся сельским хозяйством, составляет менее 15%, однако средняя площадь пахотных земель на человека здесь велика, земля плодородная, количество осадков достаточное, существуют богатые ресурсы и благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Однако количество рабочей силы в сельском хозяйстве мало, большинство рабочей силы сосредоточено в городах, таким образом, городская экономика играет в Беларуси определяющую роль. Размещение производительных сил, сформировавшееся в условиях традиционной плановой экономики, было нерациональным, в структуре производства также было множество недостатков. Особенно важно, что экономика Беларуси ориентирована на внешний мир, более 50 % производимой продукции идет на экспорт (разумеется, в основном на рынки СНГ). Поэтому с точки зрения содержания организации реформы и некоторых конкретных политических установок, связанных с реформами, данная реформа главным образом касалась городской экономики и почти не затрагивала проблемы сельской и аграрной реформы. Можно сказать, что аграрная реформа стояла на месте, и никак не могла сочетаться с реформой городской экономики. То есть на самом деле не использовался один из чрезвычайно важных ресурсов страны, поэтому невозможно было сформировать законченную систему, которая могла бы эффективно распределять ресурсы, невозможно также было обеспечить гармоничные условия для развития всего народного хозяйства.
Таким образом, реформы экономики Беларуси не могли развертываться в достаточно обширных областях, общие результаты экономических реформ также неизбежно оказались ограниченными, было сложно добиться ожидаемых целей.
4) Белорусская экономическая
реформа заключалась в
В ходе реформ в социалистических странах одной из важных проблем было определение отношений между рынком и государством. А переход от плановой экономики к рыночной экономике, обновление системы означает необходимость преодоления традиционного ошибочного мнения о противостоянии государства и рынка. Практика реформ доказывает, что в странах с переходной экономикой на любом этапе экономических реформ самым главным является государство. Поэтому пренебрежение активной экономической ролью государства и смешение его с "обычными" рыночными агентами будет серьезно препятствовать формированию новой концепции рынка. Однако в условиях плановой экономики проблема вмешательства государства в экономику - одна из главных проблем, которые в первую очередь необходимо решать в ходе экономических реформ.
На первом этапе белорусских реформ среди стратегических целей было четко указано на необходимость коренного изменения политики государственного вмешательства в экономику. Однако из-за множества реальных экономических проблем, возникших в ходе реформ, эта задача во многом не была осуществлена. Судя по ходу белорусских реформ в последние пятнадцать лет, государство играет ведущую роль при переходе к рынку, от утверждения всей стратегии экономических реформ до выдвижения задач каждого этапа реформ и введения реформенных мер во всех отраслях и звеньях экономики, ход реформы полностью подталкивался действиями правительства, такими как определение валютно-финансовой политики; способов реформы крупных предприятий и приватизации средних предприятий и малых предприятий; внешнеторговая политика и конкретные меры по ее проведению в жизнь; политика общего благосостояния; ценовая политика и система распределения и т. д. Таким образом, государство не только утвердило конкретные меры, но также определило сроки выполнения задач. В целом, политика инициативная, меры – административные.
5) Приватизация и привлечение
иностранных инвестиций не
Такому фактору развития и роста экономики как малый и средний бизнес, в официальных программах развития не уделяется должного внимания. Хотя в Программе социально-экономического развития на 2006-2010 гг. развитию предпринимательства посвящен один из подразделов, представленные в нем меры по развитию малого и среднего бизнеса, скорее усиливают контроль над данным сектором, чем стимулируют его развитие. О декларативном характере заявлений правительства о поддержке предпринимательства, свидетельствует как постоянное невыполнение плана по расходом бюджета на поддержку предпринимательства, так и последнее место Беларуси по легкости ведения бизнеса среди стран с переходной экономикой [ 20. c. 75].
Оценивая стратегию экономических реформ и весь пройденный республикой путь реформирования с момента принятия суверенитета и до настоящего времени, можно разделить на следующие этапы:
1991-1995 гг. - период глубокого затяжного экономического кризиса;
1996-2000 гг. - этап выхода
экономики из кризисного
2001-2008 гг. – стабилизация
экономики и переход к
с 2009 г. – по настоящий момент – экономический кризис.
Этап перехода к рыночной экономике (1991-1995 гг.).
В полосу глубокого затяжного экономического кризиса Республика Беларусь вступила в 1991 г. Его результаты проявлялись как в материальном производстве, так и в социальной сфере. Постоянно снижались объемы производства, падал уровень жизни населения, усиливалась дифференциация по размерам доходов, появилась и росла безработица. Это лишь небольшая часть тех негативных процессов, которые были присущи вначале 1990-х гг. экономике Беларуси и определяли тенденции ее развития на ближайшую перспективу, формировали требования к выработке механизма выхода из кризиса.
Динамика основных экономических показателей страны за годы экономического кризиса приведена в приложении Г.
Кульминационной точкой падения производства и уровня жизни населения стал 1995 г. По сравнению с 1990 г. (самым лучшим в дореформенный период) объем производства ВВП в 1995 г. составил 65,3 % , продукции промышленности — 61,4, сельского хозяйства — 73,6, инвестиций в основной капитал — 38,5 % . Галопирующая инфляция за пятилетие возросла в 43,9 тыс. раз, а уровень жизни упал почти в 2 раза [16].
Необходимо отметить, что спад производства и гиперинфляция, характерные для стран СНГ, не наблюдались как два взаимоувязанных процесса в странах с рыночной экономикой, где также осуществлялось реформирование. Это подтверждает вывод о том, что причины экономического кризиса не являются результатом «нормального трансформационного спада», а имеют более глубокие корни. Они заключаются в распаде единого государства, системы государственного планирования и регулирования экономики, в разрыве складывавшихся в течение десятилетий производственно-экономических связей в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР. Это привело к образованию новых независимых государств, не обладающих самостоятельной жизнестойкой экономикой. Необходимо было принять крупномасштабные меры по ее реструктуризации и адаптации к новым рыночным условиям хозяйствования.
Однако первые попытки осуществить макроэкономическую стабилизацию лишь на основе монетарных методов - либерализации хозяйственной жизни, приватизации, жесткой денежно-кредитной политики - не привели к ожидаемому результату. Структурная природа экономического кризиса требовала и соответствующих методов выхода из него. Это смена приоритетов экономической политики в направлении достижения самодостаточности хозяйственной системы, при которой обеспечиваются хотя бы на минимальном уровне основные потребности населения и государства; приоритетное развитие современных технологий, присущих постиндустриальному обществу; расширение эффективных международных экономических связей; создание макроэкономических условий для структурной перестройки - перелива капиталов, материальных и трудовых ресурсов из неэффективных, не востребованных рынком отраслей и производств, в эффективные.[15. c.14]