Проблемы привлечения ПИИ в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:43, доклад

Краткое описание

В настоящее время инвестиции являются неотъемлемой частью современного общества. Ни одна экономика не может не то, чтобы развиваться, а существовать без инвестиций. Инвестиции – это вложения капитала с целью дальнейшего извлечения прибыли, причем вложения эти, как правило, связаны с некоторой степенью риска.
Простое воспроизводство требует вложения инвестиций в сумме 20– 22% от ВВП, расширенное воспроизводство – 24% и выше.

Вложенные файлы: 1 файл

инвеси.docx

— 21.63 Кб (Скачать файл)

В настоящее время инвестиции являются неотъемлемой частью современного общества. Ни одна экономика не может не то, чтобы развиваться, а существовать без инвестиций. Инвестиции – это вложения капитала с целью дальнейшего извлечения прибыли, причем вложения эти, как правило, связаны с некоторой степенью риска.

Простое воспроизводство требует  вложения инвестиций в сумме 20– 22% от ВВП, расширенное воспроизводство  – 24% и выше.

Предприятия с иностранными инвестициями способствуют поступлению в страну новых технологий, современных методов  менеджмента, «мягкой» конкуренции  и сохранению квалифицированных  местных кадров. Каждый вложенный  доллар ПИИ даёт примерно такой же прирост величины ВВП. Каждое рабочее  место, созданное за счёт ПИИ, способствует появлению нескольких рабочих мест в сопутствующих сферах экономики, что повышает занятость населения. Быстрее происходит «встраивание»  экономики в мировые хозяйственные  связи.

Вместе с тем возможны и отрицательные  последствия прихода иностранных  инвестиций. Встречаются случаи, когда  иностранный инвестор скупает местное  предприятие с целью его ликвидации или резко сокращает количество работников, создавая социальное напряжение. Т.е., страна-получатель иностранных  инвестиций должна, с одной стороны, стремиться к их привлечению, а с  другой – не оставлять этот процесс  без разумного контроля.

Сегодня практически все страны, включая наиболее экономически развитые, конкурируют друг с другом в деле привлечения ПИИ. Наша страна также  заинтересована в привлечении иностранных  инвестиций.

В последнее время отмечается рост поступлений иностранных инвестиций.

Прямые иностранные  инвестиции (ПИИ) на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за 2011 год составили порядка 4 млрд. дол. США (3,97 млрд. дол. США), из них 2,5 млрд. дол. США – за счет продажи пакетов акций "Белтрансгаза", принадлежащих государству (объектов, в которых государству принадлежит более 10% в уставном фонде). Рост ПИИ составил 332% по отношению к уровню 2010 года, однако этот рост был достигнут лишь за счет продажи акций "Белтрансгаза".

Зарегистрирован рост валового объёма иностранных инвестиций, и что  более знаково, увеличение в них доли прямых иностранных инвестиций. Так, в сравнении, например, с 2006 г., когда эта цифра составляла 18,5%, в 2011 г. удельный вес ПИИ составил порядка 70%.

Топ-10 2011 года стран-доноров ПИИ  в Республику Беларусь: Россия 54%, Великобритания 30,4%, Украина 4,2%, Кипр 2,6% , Италия 1,5%, Германия 1,1%, США 0,8%, Литва 0,7%, Нидерланды 0,6%, Польша 0,6%.

Правительство и Нацбанк в 2012 году должны обеспечить привлечение в экономику Беларуси прямых иностранных инвестиций на чистой основе в объеме 3,7 млрд. долларов США [6].

Становится очевидно, что план по привлечению прямых иностранных инвестиций в государство не выполняется.

Недостаточный уровень притока  иностранных инвестиций связан со следующими проблемами:

1. Провалы законодательства.

Любая инвестиция – это чья-либо собственность, нуждающаяся в законодательной  защите государства. Нестабильность законодательства, наличие большого количества нормативных  актов по одному и тому же вопросу  настораживают иностранных инвесторов.

В нашей стране с 2001 года действует  Инвестиционный кодекс (ИК). Как отдельно взятый документ, он заслуживает высокой  оценки, но деятельность иностранных  инвесторов регулируется не только ИК. На инвесторов, кроме некоторых моментов, распространяется режим, общий для  всех инвесторов страны, и поэтому  решающее значение имеет общее состояние  законодательства.

2. Жесткая система налогообложения.

Нельзя уклониться и от налогового вопроса, ведь налоговый климат является одним из определяющих факторов привлекательности  страны. Налоговый климат непосредственно  влияет на рентабельность инвестиционного  проекта, срок его окупаемости. Чем  жестче налоговая система, тем хуже эти показатели, а вместе с тем, и низкая степень заинтересованности инвестора. Абсолютная величина налогов, сложность и запутанность налоговой  системы, таможенных процедур – проблемы, с которыми приходится сталкиваться инвесторам в нашей стране.

Требуется упрощение системы налогообложения, процедуры таможенного оформления товаров; приведение правил ведения  финансовой отчетности к международным  стандартам.

3. Пассивность приватизационных  процессов.

Медленное проведение программы приватизации порождает недостаточность объектов для инвестиций. В сфере приватизации остается острым вопрос о частных  правах на собственность.

4. Непрестижность страны на международной  арене. Недостаточная включенность Республики Беларусь в международные структуры, такие как ВТО, ЕС, негативный имидж за рубежом снижают возможность привлечения иностранного капитала.

Активизация деятельности национального  инвестиционного агентства; организация  работы по широкому информированию иностранных  инвесторов о разрабатываемых актах  законодательства и способах защиты своих интересов поспособствуют решению данной проблемы [7].

5. Чрезмерный контроль.

Излишнее количество контролирующих органов, а также число проверок, которые они осуществляют и величина штрафных санкций, назначаемых по итогам этих проверок, вызывают недовольство и незаинтересованность инвесторов.

Требуется сокращение числа органов, осуществляющих проверки и контроль; сокращение самого числа проверок с  закреплением их максимального числа  законодательно; совершенствование  системы применения санкций в  сфере хозяйственной деятельности; искоренение практики дублирования проверок из-за слабой координации  контролирующих органов и неопределенности границы их полномочий.

6. Сложность при оформлении документов.

При решении проблем, связанных  с оформлением документов, получением лицензий, разрешений на осуществление  хозяйственной деятельности, личная договоренность с конкретным чиновником, а также осуществление неофициальных  платежей играют первостепенную роль.

7. Недостаток квалифицированно составленных бизнес-планов инвестиционных проектов [7].

Данное обстоятельство «тормозит» процесс привлечения иностранных  инвесторов. С целью увеличения и  грамотного составления бизнес-планов необходимо привлекать квалифицированных  специалистов.

Несмотря на ряд существующим проблем, требующих скорейшего разрешения, нельзя не отметить тот факт, что Республика Беларусь уже сделала большой  шаг к улучшению инвестиционной привлекательности, став одним из наиболее перспективных рынков в Европе.

Можно сказать, что правительство  принимает меры по решению данных проблем.

Совет министров и Национальный банк Беларуси 18 января 2012 года утвердили  стратегию привлечения прямых иностранных  инвестиций до 2015 года. В качестве основы для привлечения иностранных инвестиций в страну предусматривается сокращение доли госсектора и активная приватизация госимущества (за счет приватизации должно быть привлечено в бюджет не

менее 2,5 млрд. долларов).

Согласно планам властей ежегодно в Беларусь на чистой основе должно привлекаться 7-7,5 млрд долларов прямых иностранных инвестиций. К 2015 году удельный вес иностранных источников в инвестициях в основной капитал должен превысить 21%, а на каждого занятого в экономике человека должно приходиться по 1,6 тыс. долларов прямых иностранных инвестиций. Доля наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем

Существенным препятствием для  привлечения иностранных портфельных  инвестиций является неразвитость Белорусского фондового рынка.

Фондовый рынок - это показатель по привлечению инвестиций в страну.

 Фондовая биржа Республики  Беларусь является достаточно  молодой и по своему развитию  относится к развивающимся фондовым биржам, поскольку её деятельность не всегда соответствует мировым стандартам. Кроме того, рынок находится под полным контролем государства, что в большинстве случаев тормозит его развитие. Это объясняется тем, что иностранные инвесторы не спешат участвовать в сделках на фондовой бирже, поскольку существует сомнение получения собственных средств обратно. Эти причины являются серьезным препятствием для привлечения национальных и иностранных инвесторов.

Минусом рынка является и высокая  процентная ставка налога на заключенную  сделку. Такой факт несомненно отпугивает участников от заключения большого количества сделок.

Из-за такого положения иностранные  инвесторы не торопятся вкладывать свои средства, поскольку есть вероятность, что свободного обращения средствами не будет. Основные ценные бумаги, которые  обращаются на фондовом рынке Беларуси являются государственными. И только малый процент приходится на акции предприятий. При этом в основном это государственные предприятия, которые имеют высокий уставный капитал. Однако как показывает практика, их участие в сделках биржи оказывается без прибыли, поскольку доход от основного капитала перечисляется в национальный фонд развития страны. Из-за небольшого обращения ценных бумаг сокращены и виды операций на фондовой бирже, что значительно снижает роль биржи не только в мировом плане, но и в пределах национальной экономики. Следует отметить, что зарубежные фондовые биржи на 50% состоят из иностранных ценных бумаг. Высокое обращение ценных бумаг говорит о высоком потенциале таких бирж. Также необходимо отметить, что фондовые биржи зарубежных стран являются определяющими в развитии экономики. Что касается фондовой биржи Республики Беларусь, то она не играет такой главенствующей и определяющей роли в экономике. В этом заключается основное различие между иностранными и белорусской биржами [5].

 

 


Информация о работе Проблемы привлечения ПИИ в РБ