Проблемы развития малого бизнеса в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы заключается в том, что осуществляемые, в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно – технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест.Решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА……………………………………………………..5
1.1 Предпринимательство – стратегический фактор экономического развития малого бизнеса……………………………………………………………………...5
1.2 Экономическая сущность предпринимательства…………………………….7
1.3 Предпринимательство как экономический процесс…………………………9
ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………11
2.1 Прибыльность предпринимательской деятельности………………………...11
2.2. Конкурентоспособность предприятия……………………………………….12
2.3 Предпринимательский риск…………………………………………………..14
ГЛАВА 3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ…………………………………………………………………….17
3.1 Особенности развития малого бизнеса в Республике Казахстан…………..17
3.2 Проблемы малого предпринимательства…………………………………….24
3.3 Принципы государственной поддержки малого предпринимательства…...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 182.20 Кб (Скачать файл)

В Центре Анализа общественных проблем считают, что события, произошедшие в последнем квартале 2007 г. будут оказывать влияние на ближайшие тенденции в экономике в 2008-2010 гг. Правительство столкнулось с серьезными вызовами: ростом инфляции, проблемами в банковском и строительном секторе.

Инфляция сохраняется на высоком уровне, деньги дорожают, процентные ставки растут, что сказывается на снижении деловой активности, потребительских расходах.

Меры, принимаемые Правительством для решения этих проблем неадекватны и могут привести к временной стагнации, а в дальнейшем - к рецессии. Имеется в виду решение за счет бюджета кредитовать на 4 млрд. долларов строительный сектор, банки, малый и средний бизнес.

При этом многие экономисты сходятся в одном, что в 2008 г. экономика еще может балансировать на грани экономического спада, а далее мы неизбежно придем к кризису, о котором так много говорят.

Если правительство, как и прежде, будет руководствоваться иллюзиями и вкладывать деньги в "прорывные" проекты "Казыны", СПК и другие амбициозные "проекты века", то долго это не продолжится и приведет к тому, что Казахстан станет одной из тех стран, которые называют "failurestate".

Отрадно и то, что экономисты считают - девальвация нам в ближайшее время не грозит. Так как в последние годы из-за значительного притока валюты из-за рубежа: от экспорта ресурсов, заимствования банков, компаний, - тенге укреплялся по отношению практически ко всем валютам стран-торговых партнеров - доллару, евро, рублю.

Например, самый дешевый тенге был в 2002 г.: среднегодовой обменный курс стоял на отметке 153,3 тенге за доллар, тогда как 2008 г. мы встретили с курсом 121 тенге за доллар.

Замедление темпов притока валюты из-за рубежа снизит давление на обменный курс тенге, к тому же рост инфляции тоже будет сказываться на его обесценивании. Учитывая, что предстоят значительные выплаты банковских долгов зарубежным кредиторам (а правительство пообещало поддержать их), нужно полагать, что сейчас невыгодно проводить девальвацию. Ведь внешний долг удобно выплачивать при дорогом тенге: когда банки скупают на валютном рынке доллары, им выгоднее отдавать за них меньшее количество тенге.

Остается добавить - да будет так. И, если будет, то может быть нашим малым и средним предприятиям удастся удержаться на плаву, а большинству из нас - на грани приличного уровня жизни.

 

 

3.3 Принципы государственной  поддержки малого предпринимательства

 

 

Государственная поддержка малого предпринимательства в Казахстане основывается на республиканском законодательстве. Регионам же предоставляются небольшие возможности в рамках своей компетенции конкретизировать общие установки, адаптировать их к региональным условиям функционирования малого предпринимательства. В настоящее время регионы вправе разрабатывать и принимать региональные программы развития малого бизнеса, создавать специальные фонды для его поддержки, определять и изыскивать для них дополнительные источники финансирования.

Региональные власти могут так же привлекать МП к участию в региональных госзаказах. Однако, указанных полномочий недостаточно, поэтому в дальнейшем региональным и местным властям должна быть предоставлена большая свобода для регулирования всех сторон деятельности МП. Так, необходимо разрешить регионам в дополнение к приоритетам, установленным на республиканском уровне, определять собственные отраслевые приоритеты в развитии малого предпринимательства. Особенно важно передать в руки регионов один из важнейших инструментов стимулирования предпринимательства в малом секторе - регулирование ставок некоторых налогов. В качестве примера можно привести опыт России, где в соответствии с федеральным законодательством регионы вправе устанавливать свои собственные ставки единого налога в части, зачисляемой в региональный и местный бюджеты, самостоятельно регулировать и размеры единого налога на вмененный доход, а также устанавливать льготы по налогообложению фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также других организаций, создаваемых в целях оказания услуг субъектам малого предпринимательства.

В связи с тем, что дальнейшее совершенствование системы государственного управления в РК связывается с передачей ряда функций центральных органов местным исполнительным органам, в том числе и по непосредственной поддержке малого предпринимательства.

В настоящее время законодательно-нормативная база, регулирующая развитие малого предпринимательства в Казахстане, включает более 100 документов, которые по своему содержанию и направленности могут быть отнесены к следующим пяти группам:

-документы декларативного характера (законы, указы, постановления, концепции, программы, соглашения и др.);

-документы по институциональному обеспечению развития малого предпринимательства - определяющие функции органов государственного управления в части регулирования названной сферы, а также по вопросам развития инфраструктуры;

- налоговое законодательство;

-документы по развитию малого предпринимательства в регионах, сферах деятельности и отраслях экономики;

- международные договоры  и соглашения.

Стержневым и консолидирующим общегосударственным актом в перечисленном списке документов является Закон РК «О государственной поддержке малого предпринимательства».

В отношении государственных программ поддержки малого предпринимательства, являющихся основным инструментом реализации государственной политики в этой сфере можно сказать следующее. Они формируются исходя из принципа преемственности по отношению к предыдущим государственным программам поддержки и развития предпринимательства. Всего за годы суверенитета Казахстана принято и реализовывалось 5 государственных программ - на 1992-1994, 1995-1996, 1999-2000, 2001-2002 и 2004-2006 годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Одной из трудностей при изучении предпринимательской деятельности является то, что она состоит из целого ряда разнообразных и разносторонних тем, которые взаимосвязаны между собой. Другая трудность состоит в том, что изучаемый предмет предпринимательство весьма динамичен. Для преодоления этих преград рекомендуется быть в курсе самых последних новостей в этой области путем интенсивного чтения дополнительной литературы.

Все предприятия, осуществляющие одну и туже предпринимательскую деятельность, находятся в неравных условиях, так как в процессе они используют ресурсы разного качества. И при одной и той же цене на произведенную продукцию, определенную рыночным отношениями, предприятия имеют различные финансовые результаты.

Перед предпринимательством в Казахстане стоит целый ряд проблем: недостаточная ресурсная база, несовершенство законодательной базы, отсутствие системы глубокого анализа деятельности предприятий, но, зная причины возникновения, все их можно решить.

 


Одним из решающих направлений развития экономики Казахстана является структурная перестройка, призванная обеспечить, в частности, развертывание сети малых предприятий. Роль этого сектора велика, поскольку он способствует рыночно ориентированному выпуску инвестиционных и потребительских товаров, а в конечном счете обеспечивает рост ВВП, доходов бюджетов и занятости, решение других социально – экономических проблем.

Малый бизнес, продолжая развиваться, сталкивается с многочисленными проблемами. Важнейшими задачами при этом остаются: реформирование налогообложения, совершенствования правовой базы, улучшение условий производства и сбыта продукции, защита субъектов малого бизнеса от преступных посягательств, всемирная финансовая поддержка малых предприятий.

Малым предприятиям трудно пробиться на рынок, занять там достойное место и выжить, но их главным преимуществом является гибкость и мобильность т. е. умение своевременно и легко адаптироваться к непредсказуемым рыночным процессам.

В отношении государственных программ поддержки малого предпринимательства, являющихся основным инструментом реализации государственной политики в этой сфере можно сказать следующее. Они формируются исходя из принципа преемственности по отношению к предыдущим государственным программам поддержки и развития предпринимательства. Всего за годы суверенитета Казахстана принято и реализовывалось 5 государственных программ - на 1992-1994, 1995-1996, 1999-2000, 2001-2002 и 2004-2006 годы.

Правительство должно продолжить последовательную работу по стимулированию конкурентоспособности малого и среднего бизнеса. Надо поддержать работу микрокредитных организаций, в том числе за счет средств государства. Они оказывают поддержку сотням тысяч наших граждан в создании своего дела. Надо продумать меры по повышению доступности микрокредитования и созданию новых рабочих мест для большего количества казахстанцев.

Развитый предпринимательский сектор – это основа экономики любой страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана. - Алматы: «Білім». – 1997.

  1. Послание Президента РК от 08.02.2008г.

  1. О защите частного предпринимательства. Закон Республики Казахстан от 4 июля 1992. // Сборник законодательно-правовых актов «Малый и средний бизнес: Законодательство Республики Казахстан. Алматы. 1999.

  1. О государственной поддержке малого предпринимательства. Закон Республики Казахстан от 19 июня 1997 г. № 131-1 // Сборник законодательно-правовых актов «Малый и средний бизнес: Законодательство Республики Казахстан. Алматы. 1999.

  1. О приоритетах и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Казахстан. Указ Президента Республики Казахстан от 7 июля 1997 г. №3589. // Сборник законодательно-правовых актов «Малый и средний бизнес: Законодательство Республики Казахстан. Алматы. 1999.

  1. Мамыров Н.К., Ихданов Ж. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана (теория, опыт, проблемы). Алматы: Экономика, 1998.

  1. Мамыров Н.К. Экономика Казахстана на пороге ХХ1 века. Алматы. Экономика. 1999.

  1. Кошанов А.К., Мухамеджанов Б.Г., Бектемисова С.Т. Формирование частного предпринимательства в условиях перехода к рынку (на примере Республики Казахстан). Алматы: Институт экономики ПАН РК, Конгресс предпринимателей Казахстана, - Алматы, 1995.

  1. Кенжегузин М.Б. Региональная политика Республики Казахстан: экономический механизм реализации. Алматы, 1998.

  1. Шувалова Г. « Основы предпринимательства». Учебное пособие. Караганда: КарГТУ, 2000 – 106 с.

  1. Тукаев А. « Анализ развития малого бизнеса в Казахстане». Журнал Аль-Пари с.69 №2 1998

  1. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. « Малое предпринимательство». – М.: ИНФРА - М, 1998-320 с.

  1. Окаев К. О., Смагулова Н. Т., Бикетова Е. Б., Абдулина З. Т. «Предпринимательство в Республике Казахстан». – Алматы: Экономика, 2000-102 с.

  1. Горфинкель В. Я., Поляк Г. Б., Швандар В. А. «Предпринимательство». Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998-475 с.

  1. Петров М. Н. « Основы экономики и предпринимательства». Учебник. Москва-Санкт-Петербург. Издательский дом Герда, 2002-322 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

                                                                                                        Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     Приложение 3


Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в РК