Проблемы развития особых экономических зон в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 17:07, контрольная работа

Краткое описание

Сущность Особых Экономических Зон.
Классификация ОЭЗ и особенности их функционирования.
Проблемы и перспективы развития ОЭЗ в РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 32.54 Кб (Скачать файл)
  1. Проблемы развития особых экономических зон в России.

 Сущность Особых Экономических Зон.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) во второй половине XX века становятся частью международных экономических отношений. Они представляют собой как фактор ускоренного экономического роста за счет международного товарооборота, инвестиций, интеграции экономических процессов. Таким образом, ОЭЗ - это некий рыночный способ, с помощью которого можно создать мощную экономику на территории той или иной страны.

Киотская конвенция 1973 года определяет особую экономическую зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары находятся за пределами таможенной территории. Постепенно ОЭЗ получают широкое распространение во многих странах [19].

Согласно Федеральному закону от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» под особой экономической зоной понимается определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно Ю.А. Сидоренко, доктору экономических наук, под ОЭЗ следует понимать часть национальной территории, имеющую расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей. На территории ОЭЗ, которую можно назвать в той или иной степени обособленной географической территорией, используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны.

Каждая страна имеет определенный уровень социально-экономического развития и стратегические народнохозяйственные планы, во многом именно от этого зависят цели и причины созданий ОЭЗ, которые в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга.

Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция ОЭЗ часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы.

В развивающихся странах ОЭЗ создавались с целью привлечения иностранного капитала, технологий, модернизации промышленности, повышения квалификации рабочей силы. Для достижения цели создания ОЭЗ существует ряд задач, которые заключаются в стимулировании промышленного экспорта и получении на этой основе валютных средств, росте занятости, превращении зон в полигоны по внедрению новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства. В РФ согласно ФЗ №116-ФЗ ОЭЗ создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.

ОЭЗ рассматриваются учредителями как возможность в реализации принципов открытой экономики, что связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика ОЭЗ открыта внешнему миру, а налоговый и таможенный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций.

В то же время образование ОЭЗ может означать то, что страна, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны. В последнее десятилетие в мировой экономике развернулась острая конкуренция между государствами в области налоговых и иных льгот, предоставляемых для привлечения капиталовложений из других стран. Волна разного рода налоговых льгот получила название «налоговой революции». ОЭЗ фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов [19].

 Классификация ОЭЗ и особенности их функционирования.

В целях повышения инновационной активности предприятий и создания более благоприятного климата на конкурсной основе определяется несколько территорий внутри страны, которым присваивается статус «особая экономическая зона». В настоящее время в литературе предлагаются различные классификации ОЭЗ, в основном по их функциональным признакам и хозяйственной специализации.

В мировой практике все типы ОЭЗ, а именно: таможенные зоны, свободные таможенные зоны, СЭЗ, зоны свободной торговли, внешнеторговые зоны, беспошлинные экспортно-производственные зоны, свободные экспортные зоны, свободные экспортно-производственные зоны, свободные производственные зоны, зоны экономического благоприятствования, промышленные экспортно-ориентированные зоны, свободные промышленные зоны, предпринимательские зоны, зоны совместного предпринимательства, зоны технико-экономического развития, зоны развития новой и высокой технологии, технико-внедренческие зоны, научно-промышленные парки, оффшорные зоны, международный оффшорный финансовый центр, свободные банковские зоны, эколого-экономические регионы, открытые районы, туристские центры, эколого-экономические регионы подразделяются на пять основных групп по характеру деятельности [16]:

. Внешнеторговые (свободные  таможенные зоны, в том числе  зоны экспортного производства  и транзитные);

. Промышленные или промышленно-производственные  зоны;

. Технико-внедренческие  зоны - технополисы и технопарки;

. Сервисные зоны, или зоны  услуг;

. Зоны туристско-курортного  типа.

Всего сегодня в мире насчитывается 1200 ОЭЗ, в том числе 400 зон свободной торговли, 300 промышленно-производственных зон, 400 - технико-внедренческих зон и 100 сервисных зон [29].

Зоны свободной торговли возникли еще в XVII-XVIII вв. Они представляют собой ограниченные участки территории, в пределах которой установлен льготный режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности [19]. Это означает, что на ввезенный на территорию зоны товар не распространяется действие таможенного законодательства до тех пор, пока товар не будет готов для его перемещения за пределы зоны - на таможенную территорию страны или на экспорт.

Функции ЗСТ сводятся к ввозу, хранению, сортировке, упаковке и перевалке товаров. К числу ЗСТ можно отнести магазины «дьюти фри» в международных аэропортах и свободные гавани со льготным торговым режимом [29].

Промышленно-производственные зоны, их еще называют экспортно-производственные зоны, относят к зонам второго поколения, возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товары, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельность [19]. Создаются на территории со специальным таможенным режимом для развития производства за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций.

Технико-внедренческие зоны (научно-промышленные) относятся к зонам третьего поколения, 70-80-е гг. XX века. Представляют собой территориально сгруппированную совокупность офисных и производственных помещений научных лабораторий, предоставленных в прокат на льготных условиях компаниям, занятым коммерциализацией перспективных технологических нововведений и идей [29].

Наибольшее число таких зон функционирует в США и Японии, которые представлены технопарками и технополисами, и в Китае - зоны развития новой и высокой технологии. Здесь организуется разработка и выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции [14]. В России такая зона расположена в Зеленограде, которая должна специализироваться в области микроэлектроники, информатики и связи [19].

Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги. К ним относятся оффшорные зоны и налоговые гавани, где концентрируется банковский, страховой бизнес, осуществляются экспортно-импортные операции, трастовая и консалтинговая деятельность, операции с недвижимостью. Главное отличие налоговых гаваней от оффшорных зон в том, что в них все местные и иностранные фирмы получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности.

Компании в оффшорных зонах не подлежат налогообложению либо облагаются небольшим паушальным налогом. Также отсутствуют валютные ограничения и таможенные пошлины для иностранного инвестора, существует свободный вывоз прибылей, низкий уровень уставного капитала. Привлекательность сервисных зон заключается в благоприятном валютно-финансовом, фискальном режиме, в высоком уровне банковской и коммерческой тайны, лояльности государственного регулирования.

В настоящее время в мире более 300 оффшорных центров, среди них около 70 налоговых гаваней. В числе стран, где функционируют оффшорные компании, Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, Остров Мэн (Великобритания), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария [19]. К зонам оффшорного характера может быть отнесена попытка создания зоны экономического благоприятствования в Ингушетии. К зонам туристско-курортного типа - особая экономическая зона «Кавказские минеральные воды» [19].

Проблемы и перспективы развития ОЭЗ в РФ.

Этап экономического роста в России в 2000-2012 годах характеризуется быстрым наращиванием экспорта и капиталовложений, началом многих инвестиционных проектов, существенным повышением эффективности бизнеса, однако для формирования стратегических конкурентоспособных позиций России в больших открытых рынках достигнутых темпов и качества роста недостаточно, важнейшей стратегической целью страны названа задача перевода экономики на инновационный тип развития.

На достижение этой цели направлена современная государственная научно-техническая и инновационная политика, механизмы и технологии управления, к числу которых относятся развитие инфраструктуры инновационной деятельности; государственно-частное партнерство при реализации крупных инвестиционных проектов; создание ОЭЗ. По сути, ОЭЗ являются развитием идеи формирования региональных инновационных систем, состоящей в том, чтобы сконцентрировать наукоемкие проекты в одном месте, обеспечив для их развития специальные условия.

Зоны создаются сроком не более чем 20 лет, имеют существенные налоговые и таможенные преференции. В концепции ОЭЗ заложен новейший механизм привлечения крупных прямых инвестиций и перевода российской экономики на инновационный путь развития.

Нередко отсутствуют четко сформулированные цели создания конкретной зоны, соответствующие как интересам региона, так и федерации в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь выгоду - перспективу полного или частичного освобождения от налогов. Многие полагают, что ОЭЗ помогут избавиться от проблем, решить которые сами они не в силах из-за плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки, экологической проблемы.

Учитывая нынешнюю острейшую нехватку инвестиционных средств, особенно актуальна для современной России проблема разумного ограничения начальных вложений на обустройство ОЭЗ. Вот почему большая часть действующих в мире ОЭЗ ограничена пределами предприятия.

Для успешного функционирования ОЭЗ необходим подготовительный период сроком от 3 до 5 лет, в ходе которого должна быть создана производственная и хозяйственная инфраструктура и сформирован портфель потенциальных инвестиционных предложений.

Государственное регулирование на территории ОЭЗ должно решать всего две задачи: максимально облегчить и упростить инвесторам ведение бизнеса и обеспечить соблюдение законности [9]. Однако, как показывает практика, проявляется склонность к коррупции и криминалу со стороны части местных предпринимателей и чиновников. Неслучайно рассматривается, в частности, возможность введения должности заместителя полномочного представителя Президента России в соответствующих федеральных округах с возложением на него функций координации деятельности органов власти и управления, занятых решением проблем ОЭЗ, контроля за расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на развитие этих зон.

Все эти и другие правовые проблемы важно отрегулировать в общем федеральном законе об ОЭЗ. Решение их позволит снизить издержки производства, обеспечить конкурентоспособность российских товаров, предотвратить бегство капиталов из страны, заинтересованность российских держателей зарубежных авуаров в возвращении российских капиталов и уменьшить коррупцию и криминал со стороны предпринимателей и чиновников [11]. Сейчас некоторые из проблем решены или решаются, но не стоит останавливаться на достигнутом или закрывать проект полностью, ведь, как можно заметить, ОЭЗ - это сложный механизм управления, но чем сложнее этот механизм, тем он более эффективен.

2.Что является основной причиной МТР в настоящее время?

 Для того чтобы нормально, бесперебойно работать, в настоящее время каждое предприятие должно своевременно получать необходимые ему материалы, топливо, энергию в том составе и количестве, которые нужны для ведения процесса производства. Эти материальные и энергетические ресурсы должны быть рационально использованы, чтобы увеличить выпуск продукции при том же количестве выделенных материалов и топлива и снизить ее себестоимость. Материально-технические ресурсы, т. е. основные и вспомогательные материалы, топливо, энергия и полуфабрикаты, получаемые со стороны, составляют основную часть оборотных фондов большинства предприятий. Только в некоторых отраслях машиностроения (с длительным производственным циклом) значительная часть оборотных фондов заключается в незавершенном производстве и полуфабрикатах собственного изготовления. Наибольшую долю материально-технических ресурсов предприятия составляют основные материалы. К ним относятся предметы труда, идущие на изготовление продукции и образующие основное ее содержание. Основными материалами при изготовлении, например, автомобиля являются металл, стекло, ткань и т. п. К вспомогательным относятся материалы, потребляемые в процессе обслуживания основного производства или добавляемые к основным материалам с целью изменения их внешнего вида и некоторых других свойств (смазочные, обтирочные, упаковочные материалы, красители и т. д.). В металлургическом производстве обычно выделяются еще и добавочные материалы, которые присоединяются к основным в качестве реагентов металлургического процесса. К этой же группе материалов относятся кислоты для травления металлов, масла для термической обработки металла, цинк и олово для цинковального и лудильного производств. В практике работы металлургических заводов эти материалы объединяют с основными в общую статью «сырье и основные материалы». По существу же часть добавочных материалов может быть отнесена к основным, а часть — к вспомогательным материалам. Топливо и энергию в зависимости от характера использования разделяют на: технологические, т. е. непосредственно участвующие в процессе изготовления продукции (при плавке, электролизе, электросварке и т. п.); двигательные; используемые для обслуживания процесса производства (на отопление, освещение, вентиляцию и т. п.).

Информация о работе Проблемы развития особых экономических зон в России