Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 17:13, курсовая работа
Структурная перестройка наряду с институциональными реформами является важнейшим направлением происходящей в России трансформации централизованно планируемой экономики в социально ориентированное рыночное хозяйство. Эта перестройка призвана преодолеть накопившиеся за годы планового хозяйствования глубокие структурные деформации, обеспечить создание качественно обновленной системы производительных сил.
Введение 3
Глава 1. Понятие и перспективы структурной перестройки экономики 5
1.1 Структурная перестройка экономики: основные понятия, цели, причины…………………………………………………………………………5
1.2 Формы, факторы и направления структурных преобразований 14
Глава 2. Особенности экономического развития Российской экономики: современное состояние, проблемы и пути развития 24
2.1 Анализ российской экономики на современом этапе развития 24
2.2 Проблемы экономики России и пути их решения 39
Заключение 47
Список использованных источников и литературы 49
производства, наблюдавшиеся в 2000 г., свидетельствует не об
активизации роста национальной экономики, а о переоценке ма
териальных и нематериальных активов, которые были в несколь
ко раз занижены во время приватизации.
Для вывода национальной экономики на высокие конкурент
ные показатели на мировых рынках необходима активная госу
дарственная поддержка хозяйствующих субъектов, работающих
в трудоемких и наукоемких отраслях с последующей государст
венной поддержкой их конкурентных позиций на мировых рын
ках. Связано это с тем, что в условиях трансформации мировой
экономики только крупные хозяйствующие субъекты могут удер
жать лидирующие позиции. Относительно внешнеэкономиче
ской политики целесообразно более тесное объединение государ
ства и частного бизнеса, что и наблюдается сегодня.
В целом, пассивная позиция государства по отношению
к структурной перестройке национальной экономики, социаль
ной и бюджетной инфраструктур способствует занятию Россией
места «сырьевого придатка» в системе использования потенциа
лов мировой экономики.ЛЕКЦИЯ № 3. Хозяйственные системы
национальной экономики
1. Типы
хозяйственных систем
экономики и критерии их разграничения
Экономическая система представляет собой совокупность
экономических процессов, протекающих в ней, доминирующих
форм собственности и способов ее организации. Экономическая
система оказывает непосредственное влияние на особенности хо
зяйственной деятельности экономических субъектов.
Хозяйственная система национальной экономики состоит из
следующих основных элементов:
1) социальноэкономических определяющих специфику от
ношений между хозяйствующими субъектами по поводу соб
ственности, порядка владения и распределения основных
экономических ресурсов и результатов экономической дея
тельности хозяйствующих субъектов;
2) форм
организации деятельности
3) форм
и методологии
4) экономических
связей между субъектами
деятельности.
В мировой экономике существуют различные хозяйственные
системы национальных экономик. Их формирование и функцио
нирование определяются конкретными историческими, культур
ными, климатическими и природными условиями стран.
Существуют следующие типы хозяйственных систем нацио
нальной экономики:
1) система
рыночной экономики со
2) система
современной рыночной
3) система
традиционной нерыночной
4) система
административнокомандной
Система рыночной экономики со свободной конкуренцией сущест
вовала с XVII до начала XX вв. Ее функционирование имело спе
40цифические
черты в зависимости от
рых она использовалась.
Система рыночной экономики со свободной конкуренцией
основана на следующих положениях:
1) на признании права частной собственности на капитал —
финансовый ресурс;
2) на отсутствии регулирующего воздействия на экономику
со стороны государства;
3) на ориентации
на способность свободного
регуляции;
4) на большом
количестве независимых
требителей.
Ее основой является свобода деятельности всех хозяйствую
щих субъектов — производителя и потребителя. В результате сво
боды предпринимательской деятельности были достигнуты вы
сокие темпы экономического роста, а трудовые ресурсы перешли
в качественно иной статус. Наемный работники и производители
стали равноправными участниками экономической деятельно
сти. Это послужило предпосылкой формирования свободного пе
редвижения рабочей силы, ее мобильности. Наемный работник
стал полноправным субъектом хозяйственной деятельности, ко
торый продавал на рынке свой труд — специфический вид то
вара.
Регулятором функционирования экономической системы вы
ступают свободный рынок и цены. Изменение цены отражает
общественную потребность в определенном благе. Динамика рын
ка и цен служит основанием для выработки эффективной хозяй
ственной системы, в которой производится только то благо, в ко
тором существует потребность, в результате чего решается задача
эффективного распределения ресурсов в экономической системе.
Стимулом развития экономической системы выступает естест
венное стремление производителя к увеличению прибыли при
минимизации необходимых для этого ресурсов.
Система современной рыночной экономики сегодня является до
минирующей по причине высокой эффективности и результатив
ности. В ней стоимость блага устанавливается в результате урав
новешивания спроса и предложения на него. Объем потребления
находится в обратной пропорциональной зависимости от цены
41на благо, а снижение цены позволяет существенным образом уве
личить объемы потребления блага. Эта система показала свою
эффективность по причине своей гибкости, способности к транс
формации под влиянием как внешних, так и внутренних фак
торов.
Под влиянием объективных факторов, к числу которых отно
сится усложнение мировой экономики, система современной
рыночной экономики трансформировалась в сторону увеличения
степени государственного вмешательства в нее. Это привело к ее
сущностным изменениям — трансформации экономических свя
зей между хозяйствующим субъектами, форм хозяйственной дея
тельности. В нее были введены элементы плановости, так как бы
ло понятно, что исключительно рыночные механизмы не могут
обеспечить одновременно активный и устойчивый экономиче
ский рост. Государственное регулирование экономики позволило
трансформировать экономическую систему в зависимости от кон
кретных общественных потребностей.
Рациональное использование ресурсов хозяйствующих субъек
тов стало возможным в результае привлечения инструментария
учета динамики отраслей экономики и стратегического планиро
вания. Государство взяло на себя обязанности по перераспреде
лению ресурсов на развитие приоритетных отраслей экономики
посредством бюджетных ассигнований.
Для развития человеческого потенциала государство искусс
твенно перераспределяет экономические ресурсы, что позволи
ло существенным образом изменить его качественные харак
теристики. Около половины ВНП направляется на решение
приоритетных проблем: борьбу с бедностью, здравоохранение,
образование. Хозяйствующие субъекты вышли на новые отно
шения с наемными работниками — социальное партнерство,
которое позволило существенным образом активизировать
работу, повысить производительность труда, сократить потери
рабочего времени, повысить качество жизни наемных сотруд
ников.
Система традиционной нерыночной экономики существует
в экономически отсталых странах и основана на использовании
отсталых технологий производства, доминировании ручного тру
да. Отличительной ее особенностью является одновременное су
42ществование различных форм хозяйственной деятельности.
В некоторых странах сохранился натуральнообщинный уклад,
предполагающий общинное или коллективное ведение эконо
мической деятельности, с преобладанием мелкотоварного произ
водства. Оно существует в виде большого числа небольших кре
стьянских ремесленных хозяйств.
Большое значение в функционировании и развитии этого типа
экономики имеет иностранный капитал по причине слаборазви
той национальной хозяйственной деятельности. Трансформации
в более эффективный тип экономической системы препятствует
доминирование религиозных и культурных ценностей, деление
общества на сословия.
В условиях низкой эффективности хозяйственной деятельно
сти государство занимает доминирующую позицию и осуществ
ляет искусственное перераспределение экономических ресурсов
для поддержки беднейших слоев общества.
Система административно3командной экономики существовала
в СССР до конца ХХ в., сегодня она используется только некото
рыми странами, например Кубой.
Для системы административнокомандной экономики харак
терно:
1) жесткое, тотальное и централизованное планирование эко
номики;
2) исключительно государственная собственность;
3) тотальное государственное регулирование всех экономиче
ских процессов.
Она основана на непосредственном управлении всеми хозяй
ствующими субъектами, осуществляемом из единого центра. Госу
дарство берет на себя функции тотального контроля над произ
водством и распределением благ, что исключает возможность
свободных экономических отношений между хозяйствующими
субъектами. Отсутствие экономической мотивации деятельности
хозяйствующих субъектов связано с тем, что для управления эко
номикой используются исключительно распорядительные и ад
министративные методы.
Централизация управления хозяйственной деятельностью
негативным образом сказывается на развитии всей экономиче
ской системы в результате ее излишней бюрократизации. Струк
43туру общественных
потребностей определяли
центральные органы, которые не могли объективно их отразить.
Отстранение субъектов хозяйственной деятельности от непосред
ственного распределения материальных благ, финансовых ресур
сов существенным образом сказалось на снижении эффективнос
ти всего производственного процесса.
Причинами преобразования этой системы стала ее неспособ
ность к развитию, негибкость, изолированность от влияния НТР.
Поэтому страны, использовавшие ее, переходят к более эффек
тивным системам, но выбор направления движения зависит от
конкретных условий каждого государства.
Вместе с типами хозяйственных систем существуют опреде
ленные модели системы национальной экономики.
Основными моделями хозяйственных систем национальной эко3
номики являются:
1) американская,
исходящая из поощрения и
принимательской активности. В ее структуре существует чет
кая диспропорция между наиболее богатой и бедной частью
населения. Уравнение уровня доходов не ставится главной
целью государства, а ставка делается на личную экономиче
скую активность хозяйствующих субъектов;
2) японская,
исходящая из большого
производительности труда и уровнем оплаты труда. Это позво
ляет сделать товары, производимые в национальной экономи
ке, конкурентоспособными на мировом рынке за счет низкой
цены. Она возможна только при специфических культурных,
Информация о работе Проблемы структурной перестройки национальной экономики