Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 11:15, курсовая работа
Во-первых, что же такое управление государственным долгом?
Управление государственным долгом - это совокупность мероприятий государства, направленных на погашение долга; механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика, кредитора или гаранта. К мероприятиям, способствующим погашению государственного долга, относятся: выплаты кредиторам; погашение внешних и внутренних займов; предоставление гарантий; изменение условий выпущенных займов; определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.. Выполнение мероприятий зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления государственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………........…………............…..5
1. Государственный долг
1.1 Понятие и значение государственного долга.................................................8
2. Внутренний государственный долг
2.1 Состояние внутреннего государственного долга……………...….….……15
2.2 Реструктуризация государственного долга...................................................15
2.3 Государственные и муниципальные гарантии………………………......…19
2.4 Государственная долговая книга …………………………………………...23
2.5 Обслуживание государственного долга РФ..................................................25
3. Управление внутренним государственным долгом
3.1 Принципы управления государственным долгом…....................................27
3.2 Государственные ценные бумаги как инструмент управления государственным долгом………………..............................................................29
3.3 Стабилизационные фонд и его роль в управлении государственным долгом……………………………….....................................................................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..…………………………............………………....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..........………………37
Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное государственной или муниципальной гарантией обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии. Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной или муниципальной гарантии, в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации. Гарантии по обязательствам, составляющим государственный внешний долг Российской Федерации, могут предусматривать солидарную ответственность гаранта. Исполнение государственных и муниципальных гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджетов как предоставление кредитов. Если платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство, исполнение государственных и муниципальных гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета.
Общая сумма предоставленных государственных гарантий Российской Федерации для обеспечения обязательств в валюте Российской Федерации включается в состав государственного внутреннего долга Российской Федерации как вид долгового обязательства. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждаются государственные гарантии Российской Федерации, выдаваемые отдельному субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на сумму, превышающую 1 000 000 минимальных размеров оплаты труда.
Общая сумма предоставленных
государственных гарантий Российской
Федерации для обеспечения обязательств
в иностранной валюте включается в состав
государственного внешнего долга Российской
Федерации как вид долгового обязательства.
Кроме того, должны отдельно утверждаться
государственные гарантии Российской
Федерации на сумму, превышающую сумму,
эквивалентную 10 млн. долларов США. Предоставление
государственных гарантий Российской
Федерации для обеспечения обязательств
в иностранной валюте утверждается в порядке,
предусмотренном для государственных
внешних заимствований в составе Программы
государственных внешних заимствований
Российской Федерации.
При исполнении получателем государственной
гарантии Российской Федерации своих
обязательств перед третьим лицом на соответствующую
сумму сокращается внешний либо внутренний
государственный долг Российской Федерации,
что отражается в отчете об исполнении
бюджета. Министерство финансов Российской
Федерации либо другой орган исполнительной
власти, уполномоченный Правительством
Российской Федерации, ведет учет выданных
гарантий, исполнения получателями указанных
гарантий своих обязательств, обеспеченных
государственными гарантиями Российской
Федерации, а также случаев осуществления
государством платежей по выданным гарантиям.
На основании данных этого учета Государственной Думе представляется подробный отчет о выданных гарантиях по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении государством платежей по выданным гарантиям.
Государственные гарантии Российской Федерации предоставляются Правительством Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации либо иной уполномоченный орган представляет Правительство Российской Федерации на всех переговорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и заключает соответствующие соглашения от имени Правительства Российской Федерации.
В случае предоставления государственной гарантии Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации либо иной уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти обязаны провести проверку финансового состояния получателя государственной гарантии Российской Федерации.
Предоставление государственных
гарантий субъектов Российской Федерации,
муниципальных гарантий Государственные
гарантии субъектов Российской Федерации
и муниципальные гарантии предоставляются
субъектам Российской Федерации, муниципальным
образованиям и юридическим лицам для
обеспечения исполнения их обязательств
перед третьими лицами. В договоре о предоставлении
государственной или муниципальной гарантии
должно быть указано обязательство, которое
ею обеспечивается.
Законом (решением) о бюджете на очередной
финансовый год должен быть установлен
перечень предоставляемых отдельным субъектам
Российской Федерации, муниципальным
образованиям и юридическим лицам гарантий
на сумму, превышающую 0,01 процента расходов
соответствующего бюджета.[5]
Общая сумма предоставленных гарантий включается в состав долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга как вид долгового обязательства.
При исполнении получателем гарантии своих обязательств перед третьим лицом на соответствующую сумму сокращается долг субъекта Российской Федерации, муниципальный долг, что отражается в отчете об исполнении бюджета.
Соответствующий финансовый орган ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, а также учет осуществления платежей по выданным гарантиям.
На основании данных этого учета представительному органу власти представляется подробный отчет о выданных гарантиях по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении платежей по выданным гарантиям.
Государственные гарантии предоставляются соответствующим органом исполнительной власти. Муниципальные гарантии предоставляются уполномоченным органом местного самоуправления. В случае предоставления государственной или муниципальной гарантии соответствующий финансовый орган обязан провести проверку финансового состояния получателя указанной гарантии. Представительный орган может поручить контрольному органу субъекта Российской Федерации, муниципального образования провести проверку финансового состояния получателя государственной или муниципальной гарантии.
2.4 Государственная долговая книга
В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных заимствований Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации (Государственная долговая книга Российской Федерации).
Информация о долговых обязательствах вносится соответствующими уполномоченными органами в Государственную долговую книгу Российской Федерации, государственную долговую книгу субъекта Российской Федерации или муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.
Информация, внесенная в муниципальную долговую книгу, подлежит обязательной передаче органу, ведущему государственную долговую книгу соответствующего субъекта Российской Федерации, затем данная информация передается органу, ведущему Государственную долговую книгу Российской Федерации, в порядке и сроки, которые установлены этим органом.
В Государственную долговую книгу Российской Федерации вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий) Российской Федерации, о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация. Состав, порядок и сроки представления информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В государственную долговую
книгу субъекта Российской Федерации
вносятся сведения об объеме долговых
обязательств субъекта Российской Федерации
(в том числе гарантий) по всем государственным
заимствованиям субъекта Российской Федерации,
о дате осуществления заимствований, формах
обеспечения обязательств, об исполнении
указанных обязательств полностью или
частично, а также другая информация, состав
которой устанавливается органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации.
В муниципальную долговую книгу вносятся
сведения об объеме долговых обязательств
муниципальных образований (в том числе
гарантий), о дате осуществления заимствований,
формах обеспечения обязательств, об исполнении
указанных обязательств полностью или
частично, а также другая информация, состав
которой устанавливается представительным
органом местного самоуправления.
2.5 Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации
Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета. Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме. Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг. Банк России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.
Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, выделенных на обслуживание государственного долга. Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.
3.Управление государственным
3.1.Принципы управления государственным долгом
В основу управления
государственным долгом
- безусловность - обеспечение
точного и своевременного
- единство учета - учет
в процессе управления
- единство долговой политики
- обеспечение единого подхода
в политике управления
- согласованность - обеспечение
максимально возможной
- снижение рисков выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
- оптимальность - создание
такой структуры
- гласность - предоставление
достоверной, своевременной и полной
информации о параметрах
Управление государственным долгом, как и всякое управление, имеет четыре составляющие: прогнозирование, планирование, анализ и контроль. Однако эти функции управления могут быть конкретизированы применительно к государственному долгу. Понятие управления государственным долгом может рассматриваться в широком и узком смысле.
Управление государственным в широком смысле предполагает:
- формирование политики в отношении государственного долга;
- определение основных
показателей и предельных
- определение основных
направлений воздействия на
- определение приоритетных
направлений использования
Политика в отношении государственного долга и его верхний предел определяются законодательными органами власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.
Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:
- рефинансирование - погашение части государственного долга за вновь привлеченных средств;
- конверсия - изменение доходности займа;
- консолидация - превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;
-новация - соглашения между
государством-заемщиком и
- унификация - решение государства
об объединении нескольких
- отсрочка - консолидация
при одновременном отказе
Информация о работе Проблемы управления государственным внутренним долгом